Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:28, контрольная работа
Создание единого Российского централизованного государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI-XVII вв. на Руси происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система. Отдельные группы феодалов постепенно консолидировались и объединялись в единое сословие, завершалось всеобщее и полное закрепощение крестьян. Укрепление государства способствовало и расширение его территории: во второй половине XVI в. к Руси были присоединены казанское и Астраханское ханства. .
Особенности социально-экономического и политического развития в России в середине XVI в. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России.
Органы власти и управления сословно-представительной монархии (царь, боярская дума, земские соборы, приказы).
Органы местного управления.
Гораздо меньшее значение имели другие дворцовые приказы, возникшие из соответствующих «путей». Уже с 1501 г. встречается первое упоминание о Дворцовой избе, которая с 1572 г. именуется приказом Большого Дворца. Его возглавляли дворецкий и двое дьяков. Задача приказа заключалась в снабжении двора великого князя (царя) всем необходимым и пополнении его казны. Приказ заведовал великокняжеским хозяйством, обслуживающим персоналом двора, управлял дворцовыми землями и дворцовыми крестьянами.
В конце XV – начале XVI в. сложился Конюшенный приказ, ведавший царской конюшней и конюшенными слободами.
Упоминаются в XVI в. Ловчий и Сокольничий приказы; во главе их нередко стоял один боярин. Со второй половины XVI в. известен Постельничий приказ, заведовавший великокняжеской (царской) спальней.
Все
лица, возглавлявшие дворцовые
Впервые Посольская изба упоминается в 1549 г., впоследствии она именуется Посольским приказом. В XVI в. в нем находились подьячие, переводчики (для письменного перевода) и толмачи (для устного перевода).
В централизованном государстве ямская служба значительно усложнилась. Население выбирало для ямской службы особых ямских охотников, которые селились при ямских дворах слободами.
Первоначально при ямских дьяках не было специального учреждения, и они, как и некоторые другие дьяки, заведовавшие отдельными отраслями управления, пользовались канцелярским аппаратом Казенного приказа. В 1550 г. впервые упоминается Ямская изба, а с 1574 г. – Ямской приказ.
В тесной связи с возросшими задачами Русского государства (увеличением войска, усложнением государственного управления) находилось и учреждение финансовых приказов. В середине XVI в. был введен ряд общегосударственных налогов, преимущественно военного назначения: на городовое, засечное и ямчужное (пороховое) дело. Сбор этих налогов поручен созданному примерно в 1533-1534 гг. финансовому Приказу большого прихода. Кроме прямых налогов, впоследствии приказ заведовал сбором таможенных пошлин, а иногда и ямских денег.
Недовольство широких народных масс усилением феодального гнета, возрастание значения в государстве поместного служилого дворянства повлекло за собой создание группы судебно-полицейских приказов: Разбойного, Земского, Холопьего и Судных.
Со
времени введения повсеместно губных
учреждений Судебником 1550 г. возникла
необходимость постоянного
Разбойный приказ утверждал в должности губных старост, целовальников и дьяков во всем государстве, санкционировал приговоры губных органов, являлся второй инстанцией для рассмотрения разбойных и татиных дел на территории всего государства, кроме Москвы и Московского уезда.
Земский приказ в Москве осуществлял полицейские функции: наблюдал за безопасностью и порядком, вел борьбу с корчемством и пожарами, следил за содержанием в чистоте улиц.
С усилением феодального гнета к середине XVI в. связано появление Приказа холопьего суда (Холопьего приказа), ведавшего делами о поступлении в холопство, судом о кабальном холопстве.
Первое упоминание о Холопьем приказе встречается в 1571 г.
В тесной связи с ограничением крестьянских переходов от одного феодала к другому (заповедные годы) с 80-х годов XVI в. и введением срока сыска беглых (урочных лет) в 1597 г. приказ стал принимать челобитные от бояр и служилых людей о беглых холопах, вести переписку о розыске беглых с местными властями (воеводами).
В тесной связи с реформами 60-х годов XVI в. находилось создание группы судных (судебных) приказов в 90-е годы: Московского (1598г.), Владимирского (1593 г.), Дмитровского (1595 г.), Казанского (1591 г.). Каждый из этих приказов заведовал судом служилых людей определенной территории государства, неподсудных местным властям по указу 1549 г.
Несколько особо от этой группы стоял Челобитный приказ, возникновение которого тесно связано с повышением поместного дворянства и усилением власти московского царя. По решению Земского собора 1549 г. дворяне и дети боярские получили право обращаться к суду самого царя. Это решение было закреплено в 64 ст. судебника 1550 г. Для приема и разбора потока челобитных, поступавших на имя царя в 1550 г., был учрежден Челобитный приказ. В этот приказ поступали все челобитные на имя царя. Часть жалоб направлялась на рассмотрение царя, а другая передавалась в соответствующие учреждения. Приказ принимал апелляционные жалобы на решения должностных лиц и государственных учреждений и, следовательно, являлся своеобразным контрольным органом государства.
При
патриархе в конце XVI в. возник
особый «двор» со своими должностными
лицами: казначей, бояре, стольники, дети
боярские, дьяки. Через этот аппарат патриарх
осуществлял общее руководство церковными
делами и имуществом государства. За соблюдением
догматов церкви надзирала тиунская изба,
созданная при «дворе» патриарха к концу
XVI в.
Органы
местного управления.
История местного управления делится на три эпохи: а) время действия системы кормления, т.е. управления через наместников и волостей (до половины XVI в.); б) время действия самоуправления (от половины XVI в. до начала XVII в.); в) время действия приказно-воеводского управления в соединении с самоуправлением (XVII в.).
а) С и с т е м а к о р м л е н и я. По присоединении нового уезда или княжества, взамен прежних князей, назначались наместники с властию, аналогичной прежней княжеской, именно здесь виден тот же вотчинно-государственный характер власти. Назначение наместника именуется «пожалованием». Такое пожалование могли получить в бывшем своем уделе и прежние местные князья. С подобной же властью получали провинции служилые цари татарские. В последних случаях (при пожаловании князей и царей) власть правителя передавалась иногда преемственно лицам одной и той же фамилии; но такое преемство власти не есть, однако, наследственность: пожалование каждый раз зависит от воли царя. – В большей части других случаев пожалование наместничеством было краткосрочное (до трех лет). – Частный характер власти ограничивался далее соучастием в управлении одним городом двух наместников или в волости двух волостелей. – Цель назначения наместника - двоякая: частная – кормление и государственная – управление. Но провинция отдавалась не в полное частное пользование: корм был определен таксой в уставных грамотах для каждого уезда и в книгах центрального правительства. За превышение таксы корма наместнику угрожает наказание. – Состав подчиненных органов наместнического управления также носит частно-государственный характер: наместник отправляет суд через своих холопов – тиунов и доводчиков, между которыми делит станы и деревни уезда, но ответственность за деятельность их падает на него самого. Число тиунов и доводчиков, равно и срок их службы определяется уставными грамотами; законом определяется, чтобы они при разъездах по уезду не отягощали населения лишними лошадьми и людьми и долговременными остановками, чтобы не брали своих поборов на месте – в станах, а получали в городе из рук соцкого. – Не всем наместникам представлялась одинаковая компетенция, были наместники «с судом боярским» и «без боярского суда»; первые решали дела по холопству (укрепление и освобождение) и уголовные окончательно, вторые обязаны были отсылать их к докладу в Москву. – На неправильные действия наместника населению дается право жалобы великому князю. Район власти наместника простирается не на все составные части уезда: лица обеленные (служилые люди, церковные учреждения, «слободы» и дворцовые вотчины) обыкновенно освобождаются от власти наместника вполне или частью. Эти так называемые на западе иммунитеты, а в Московском государстве тарханы были уничтожены в XVI в., но далеко не вполне.
Главное значение наместничьего управления заключалось в приведении провинции в связь с государством, а не во внутреннем управлении провинции. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления такая же, именно: соцкие и старосты; иногда в провинцию подолгу не назначаемы были наместниками, между тем управление шло; так, в Двинской земле в 1538-154 гг. не было наместников, «а были соцкие и жалованные грамоты, и всякие указы и судебники присыланы на их имя».1 И при наличности наместников управление налогами и полицией находится в руках выборных. Они же участвуют в суде вместе с наместником; «наместником и их тиуном без соцких и без добрых людей не судити суд».2 В подразделениях провинции были выборные подчиненные органы (пятидесятские, десятские).
б) З е м с к о е с а м о у п р а в л е н и е XVI в. В XVI в. провинции до некоторой степени срослись уже с государством, а в самом государстве сознается уже потребность чисто государственного управления. Это привело сначала к учреждению специальных органов самоуправления рядом с наместниками (губные учреждения), а потом – к полной отмене наместничьей власти и к введению общего земского самоуправления (земские учреждения).
Губные учреждения. Кормленщики, преследуя свои частные цели, не обращали внимания на благоустройство провинции, а выборные власти были стеснены в своих действиях присутствием власти наместника; тогда количество преступлений, особенно разбоев, возросло до крайней степени («сами меж себя без нашего ведома обыскивати и имати разбойников не смеете»,3 - пишет великий князь жителям провинций. Тогда, по просьбе самого населения, с 30-х годов XVI в. в каждом уезде устанавливаются выборные губные власти для преследования разбойников и суда над ними. Хотя правительство (боярская дума) предприняло это учреждение, как общую меру для всего государства, но введение ее в известной провинции обусловливалось просьбой самого населения и получением на то грамоты. Население многих провинций встретило мысль правительства с большим сочувствием и смотрело на эти учреждения, как на величайшее благодеяние. Первоначально губное учреждение не имело определенной организации: каждая провинция приспособляла новую функцию к своим существующим органам самоуправления. Самое учреждение не носит еще наименования губного. – Губные учреждения, однако, были введены повсеместно: северные провинции государства (в которых не было служилого класса) не получили губных властей; но в половине XVI в., когда в них введены земские учреждения, этим последним поручено и все губное ведомство. Округами губными сначала были города и волости; но затем в каждом уезде устанавливается одно губное ведомство. Губные ведомства иногда устанавливались в отдельных частных вотчинах (например, Троицкого монастыря). – Губные власти суть: губный староста (сначала несколько на уезде), избираемый из дворян или детей боярских грамотных; если выбор губного старосты, за разногласием избирателей, не состоялся, то его назначало правительство. Избранный являлся в Москву и здесь получал утверждение и наказ. При нем старосты, десятские и лучшие люди – человек 5 или 6. Впрочем, эти последние уже были и при наместничьем управлении; впоследствии они заменены целовальниками (до 4-х); при них – губной дьяк. Все вместе эти власти составляю одно учреждение – губную избу. – Для общих обысков устраиваются периодические съезды всех классов уезда: князей, детей боярских, духовных лиц и крестьян. На таких съездах происходят и выборы упомянутых властей, а именно: губного старосту и дьяка избирают все классы, а губных целовальников – сошные люди. Участие в избрании было обязательно для избирателей, ибо они отвечали за избранных перед правительством. В частных вотчинах избрание губных властей предоставлялось владельцу, причем старостой мог быть кто-либо из людей, служащих частному вотчиннику, его приказчик. Власти сначала избирались бессрочно, но в XVI в. велено переменять целовальников погодно. Компетенция губных властей простирается на уголовную полицию (поимку преступников), суд над разбойниками, а после и над татями, убийцами и поджигателями, и заведывание тюрьмами. – Впоследствии губные учреждения заменяли собой все областное управление. При отмене наместничьего управления в уездах вовсе не стало органов правительства, которое, не имея на кого возложить приказные дела (финансовые и административные), нередко обращалось к губным старостам. В некоторых городах до введения воеводского управления губные старосты правили на правах воевод (например, в Шуе).
Земские
учреждения. В половине XVI в. правительство
решилось покончить совсем с началом кормления:
в указе 1555 г. царь Иоанн IV говорит: «Что
наперед сего жаловали есмя бояр своих…
- городы и волости давали им в кормление,
- и нам от крестьян челобитья великие
и докука была беспрестанная, что наместники…
чинят им продажи и убытки великие. И мы,
жалуючи крестьянство… наместников, волостелей
и праветчиков от городов и от волостей
отставили… велели есми во всех городах
и волостях учинити старость излюбленных,
кому меж крестьян управа чинити».1
Реформа эта приведена была в исполнение
повсеместно, кроме некоторых пограничных
городов, где наместничье управление непосредственно
перешло в воеводское; реформа вызвана
просьбами самого населения. Взамен наместничьего
корма установлен оброк с провинций, получивших
земские учреждения. – Округи этих
учреждений были разнообразны: именно
и целые уезды, но большей частью волости.
Круг лиц, на которые они простираются,
суть тяглые люди, посадские и крестьяне
( в земских учреждениях совмещаются и
муниципальные – городские) и лишь отчасти
церковные учреждения (служилые люди изъяты
были и из наместничьей власти). От этого
земские учреждения были не вполне пригодны
для общественного самоуправления провинций.
Власти земские суть излюбленные головы,
впоследствии повсюду именуемые старостами
(сначала в каждом округе несколько, потом
– один), земский дьяк и лучшие люди (целовальники
в различном числе от 2 до 10, именуемые
также земскими судьями). Для полицейского
управления эти власти пользуются прежними
выборными каждой общины: соцкими, пятидесятниками.
Избрание совершалось на определенный
срок, но население всегда могло «переменить»
выборных. Но есть указания и на ежегодный
выбор; вообще в этом не было одного установленного
порядка. – Компетенция земских властей
простиралась на все ветви управления
(полицейское, финансовое, экономическое)
и суда; по делам уголовным им предоставляется
окончательное решение даже дел, ведущих
к смертной казни. В этом последнем роде
дел земские учреждения должны были войти
в коллизию с губными, или земские власти
вовсе не судят губных дел, или губные
учреждения престают действовать в тех
округах, где введены земские учреждения.
Использованная
литература