Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Создание единого Российского централизованного государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI-XVII вв. на Руси происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система. Отдельные группы феодалов постепенно консолидировались и объединялись в единое сословие, завершалось всеобщее и полное закрепощение крестьян. Укрепление государства способствовало и расширение его территории: во второй половине XVI в. к Руси были присоединены казанское и Астраханское ханства. .

Содержание

Особенности социально-экономического и политического развития в России в середине XVI в. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России.
Органы власти и управления сословно-представительной монархии (царь, боярская дума, земские соборы, приказы).
Органы местного управления.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

ПЛАН

 
  1. Особенности социально-экономического и политического  развития в России в середине XVI в. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России.
  2. Органы власти и управления сословно-представительной монархии (царь, боярская дума, земские соборы, приказы).
  3. Органы местного управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности социально-экономического и политического  развития в России в середине XVI в. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России.  

    Создание  единого Российского централизованного государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI-XVII вв. на Руси происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система. Отдельные группы феодалов постепенно консолидировались и объединялись в единое сословие, завершалось всеобщее и полное закрепощение крестьян. Укрепление государства способствовало и расширение его территории: во второй половине XVI в. к Руси были присоединены казанское и Астраханское ханства. В XVI в. в состав России входили небольшая часть Северного Кавказа и области Донского и Яицкого казацких войск. В середине XVI в. в состав Русского государства вошли башкирские земли. В XVI в. к России была присоединена Западная Сибирь.

    Государство проводило активную внешнюю политику и в других направлениях: стремилось вернуть побережье Балтийского моря, обезопасить свои южные границы от крымских татар, овладеть торговыми путями в Среднюю Азию, Кавказ, Иран.

    В 1558 г. началась борьба России с Ливонским орденом за прибалтийские земли, закончившаяся разгромом и ликвидацией ордена. Но закрепить свои успехи в этой царская власть не сумела: объединившиеся против России Польша, Литва, Швеция и Дания завладели бывшими землями Ливонского ордена.

    Продолжался процесс развития сельскохозяйственного производства. Феодальные хозяйства устанавливали все более тесные связи с рынком. В связи с ростом товарно-денежных отношений все большее развитие получила денежная рента, замена натурального оброка денежным. Возросло внеэкономическое принуждение, усиливалась власть феодалов над крестьянами. Развитие товарно-денежных отношений привело к увеличению барской запашки и развитию барщинной повинности крестьян, вынужденных обрабатывать своим инвентарем землю, отобранную у них помещиками. Экономика России в рассматриваемый период характеризовалась дальнейшим развитием ремесел, связанных с рынком, укрупнением ремесленного производства, созданием мастерских, а затем мануфактур и заводов. Складывались специализированные районы производства и рынки сбыта различных изделий (железных, кожевенных, текстильных), соли и т.д., возникали новые города – центры ремесел и торговли.

    Развитие  экономики, возраставшее разделение труда  между отдельными районами, специализация  ремесленного и мануфактурного производства способствовали возникновению торговых связей, созданию единого всероссийского рынка.

    Экономическое развитие Русского государства в  рассматриваемый период неоднократно осложнялось драматическими событиями, вызывавшими страшные хозяйственные разорения. Один из таких тяжелых кризисов поразил Россию в 70 – 80-е годы XVI в. и был прямым следствием опричного террора Ивана IV и затянувшейся Ливонской войны; другой – результатом иностранной интервенции в начале XVII в. Новый подъем экономики стал возможен только после изгнания польских и шведских интервентов.

    Вторая  половина XVI в. – время крайнего обострения классовой борьбы. Например, в 1547 г. произошло большое восстание в Москве.

    Социально-экономические  и политические процессы в XVI в. определили изменение формы правления Русского государства: в середине XVI в. начинает складываться сословно-представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение царской властью для решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населения. Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности и т.д. при этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство.

    Сословно-представительная монархия – закономерный этап в развитии феодального государства.

    Эта форма правления устанавливалась, как, правило, после преодоления  феодальной раздробленности и создания централизованного государства  и способствовала его дальнейшему  укреплению.

    Городская знать была заинтересована в этом союзе, так как сильное централизованное государство, власть монарха могли обеспечить ликвидацию таможенных рогаток, существовавших в период феодальной раздробленности, способствовать развитию внутренней и внешней торговли.

    Поместное дворянство стремилось к ликвидации боярских междоусобиц, укреплению власти над закрепощаемым крестьянством, проведению активной внешней политики. Оно стало главной опорой главы  централизованного государства.

    В России образование сословно-представительной монархии произошло во второй половине XVI в. и выразилось прежде всего в созыве Земских соборов, имевших в своем составе бояр, высшее духовенство, представителей от дворян и богатой части городского населения. Таким образом, в Земские соборы для решения важнейших государственных вопросов привлекались дворяне, что означало серьезное усиление их политических позиций, и наиболее состоятельные горожане.

    В сословно-представительных учреждениях  принимали участие не только представители  новой  феодальной знати (средние и мелкие феодалы, дворяне) и горожане, но и старая аристократия. В состав Земских соборов входила и Боярская дума. Царская власть не могла править без ее поддержки, и причина этого заключалась не только в том, что экономические и политические позиции боярской знати были еще сильны, но и в постепенной консолидации всех групп господствующего класса феодалов в единое сословие с одинаковыми интересами и классовыми целями, с общим (по основным моментам) правовым статусом. 

    Общественный  строй 

    Главе государства принадлежали, как и раньше, дворцовые и чернотягловые (или черносошные) земли. Законодательство этого времени довольно четко определило различие этих форм феодальной собственности: дворцовые земли – собственные земли царя и его семьи; государственные принадлежат ему же, но как главе государства. Дворцовые земли и жившие на них крестьяне эксплуатировались обычными для феодализма способами: на них распространялись повинности в виде барщины или оброка. Черносошные крестьяне платили государству, выполняли многочисленные повинности типа дорожной, мостовой и т.д. Как и раньше, и дворцовые и чернотягловые земли раздавались в собственность отдельным феодалам и количество их значительно сокращалось.

    Верхушка  феодальной знати носила звание бояр, но это звание еще в большей мере стало придворным чином, жаловавшимся царем. Другая группа феодалов называлась служилыми людьми – дворянами.  Продолжался процесс дальнейшего ограничения прав и привилегий старой феодальной знати. Среди мероприятий, направленных на подрыв еще сохранившегося влияния последней и проведенных в середине XVI в., прежде всего должна быть названа опричнина. В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (т.е. обычные) и опричные (т.е. особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии. Некоторые из этих княжат и бояр погибли, иные получили другие земли в неопричных уездах из рук царя как пожалование, под условием верности и службы. Тем самым был не просто нанесен удар по старой феодальной знати, но подорвана ее экономическая основа. Конфискованные земли были розданы служилым людям. Опричнина сделала поместье главной и господствующей формой феодального землевладения, оттеснив на задний план боярскую вотчину. Она же знаменовала и дальнейший этап в развитии феодальной эксплуатации крестьян, привела к росту их повинностей, к сокращению количества земли, находившейся в непосредственном пользовании крестьян.

    Весьма  существенные изменения происходили  и с самими понятиями «вотчина»  и «поместье». Вотчинное или поместное землевладение все в меньшей мере свидетельствовало о принадлежности к той или иной группе феодалов, а больше говорило об определенном комплексе прав на землю.

    Вотчинное землевладение становилось условным (т.е. было связано с обязанностью служить царю). В 1556 г. было принято специальное уложение о службе, определившее как для вотчинников, так и для помещиков равные обязанности выставлять с имевшейся у них земли определенное (соответствующее размеру и качеству земли) число вооруженных людей (кроме своего личного участия в военной службе). Была произведена повсеместная опись земель, которая должна была дать материал для установления служилых обязанностей феодалов.

    Ограничивалось  право распоряжения старинными вотчинами (прежде всего княжескими, принадлежавшими бывшим князьям). Указ 1551 г. запретил их продавать и сдавать в монастырь без ведома царя. Позднее было запрещено их обменивать, давать в приданое. Ограничивалось и право передачи по наследству (наследниками могли быть только прямые потомки мужского рода). Нарушение установленного порядка влекло конфискацию земли в пользу государства, царя.

    Появилось новое понятие – «жалования»  или «выслуженная» вотчина, т.е. данная непосредственно за службу и под  условием службы.

    Права поместных владельцев в рассматриваемый период постепенно увеличиваются, расширяются. Постепенно передача поместной земли по наследству становилась общим явлением. Можно было поменять поместье на вотчину, дать поместье  приданое. Царским указом поместные земли могли переводиться в вотчины.

    Служилые  дети (дворяне) получили право покупки  вотчин. Указы свидетельствуют о  том, что бояре, как и дворяне, наделялись поместной землей. Позднее  дворяне стали наделяться землей на вотчинном праве. Все это свидетельствовало  об интенсивном процессе сближения вотчины и поместья, уравнения в правах боярской знати и поместного дворянства, другими словами, о консолидации господствующего класса феодалов в единое целое.

    Одновременно  с консолидацией различных групп  феодалов в единое сословие все больше проявлялась и его замкнутость, невозможность перехода в него лиц из низших сословий (крестьян, посадских, священников). Все более четко формулировалось положение, по которому владение землей являлось сословий привилегией, монопольным правом только феодалов.

    Феодалы имели и другие привилегии: не платили  подати, были освобождены от ряда повинностей, пользовались преимуществами, предусмотренными уголовным правом и процессом.

    Происходивший процесс полного и окончательного закрепощения крестьян привел к существенному увеличению их зависимости от феодалов. Феодалам предоставлялось и право полицейского надзора за крестьянами. На них же возлагалась ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

    Другим  важным видом земельных владений наряду с вотчиной и поместьем оставалось церковное и монастырское землевладение. Предпринятая в начале XVI в. попытка несколько ограничить рост церковно-монастырского землевладения больших результатов не дала. Громадные земельные владения лиц духовного звания и особенно монастырей продолжали увеличиваться. Им принадлежало до 1/3 всех феодальных владений в стране.

    Вопрос  о монастырско-церковном землевладении  самым тесным образом связан с  политическим положением церкви в Российском государстве. Она являлась не только крупнейшим землевладельцем, но и огромной идеологической силой, колоссальным аппаратом, помогавшим власть имущим. Этим и может быть объяснена двойственная политика царской власти относительно церковно-монастырского землевладения, политика компромиссов.

    Царская власть, стремясь удовлетворить земельные  интересы дворянства, делала многочисленные законодательные попытки ограничить рост церковно-монастырского землевладения  и даже осуществить частичную  его секуляризацию, т.е. передачу земли  светской власти. Этот вопрос обсуждался на церковном Стоглавом соборе в 1551 г. Секуляризация была отвергнута. Была лишь запрещена покупка вотчин монастырями и верхушкой духовенства без ведома царя под угрозой конфискации новоприобретенных земель. Позднее были ограничены вклады вотчин в монастыри (по завещаниям, на «помин» души).

    Однако  указанные меры не дели значительных результатов, поэтому в 1580 г. было принято  новое решение, запрещающее митрополиту, архиереям и монастырям покапать вотчины у служилых людей, принимать  в заклад и на «помин» души, увеличивать какими-либо другими способами свои земельные владения. Вотчины, купленные или взятые в заклад в нарушение этого «приговора», должны были отбираться «на государя». Но это решение не было полностью реализовано. Духовенство продолжало владеть огромными землями и пользоваться иммунитетными правами. Обладая большими политическим правами на своих землях, духовенство стремилось к усилению своего влияния в стране в целом. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество и русская церковь получила самостоятельность. Патриархи избирались на церковном соборе, но утверждались царем. Учреждение патриаршества усилило притязания церкви на политическую власть в стране.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"