Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:28, контрольная работа
Создание единого Российского централизованного государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI-XVII вв. на Руси происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система. Отдельные группы феодалов постепенно консолидировались и объединялись в единое сословие, завершалось всеобщее и полное закрепощение крестьян. Укрепление государства способствовало и расширение его территории: во второй половине XVI в. к Руси были присоединены казанское и Астраханское ханства. .
Особенности социально-экономического и политического развития в России в середине XVI в. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России.
Органы власти и управления сословно-представительной монархии (царь, боярская дума, земские соборы, приказы).
Органы местного управления.
Право созыва Земских соборов принадлежит царю или той власти, которая заменяла его во время междуцарствия – патриарху и Боярской думе или временному правительству. Впрочем, и при царе инициатива созыва нового собора могла исходить от Боярской думы и предшествующего земского собора. Сроки созыва не были определены.
Способ созыва провинций был таков: от власти призывающей посылаемы были грамоты на имя местных воевод; в них указывалось число вызываемых, срок прибытия их в Москву и (редко) цель созыва. Грамота должна быть прочитана в главной местной церкви в присутствии избирателей.
Избирательными округами были тогдашние уезды, весьма неравные по пространству и населенности; в избирательном отношении они делились на большие и малые; от первых требовалось большее число выборных, чем от вторых.
Избирателями (как во всех других случаях) были, конечно, главы семейств, домохозяева.
Для избираемых не полагается имущественного ценза (иногда прямо предписывалось выбирать «лучших, средних и молодчих людей» - на соборе 1642 г., или «из лучших и средних» – на соборе 1616 г., а эти разряды различались по имущественной состоятельности).
Число выборных большей частью обозначалось в призывных грамотах, но иногда говорилось в них «сколько пригоже», предполагалось желание правительства, что, чем больше будет выслано, тем лучше.
Способ выбора. Хотя правительство требовало, чтобы выборы были произведены самим населением, но воеводы, непременно обязанные выслать требуемое число, иногда распоряжались сами, особенно при малочисленности групп избирателей (некоторые получали за то выговоры, другие нет).
Права и значение Земских соборов. Права земских соборов, подобно правам власти царя и боярской думы, не были установлены и определены законом; права соборов постепенно укреплялись обычаем.
По мере укрепления существования соборов обычаем, и их государственная роль из фактической становилась правомерною, из более или менее пассивной – активной, укрепляясь волей самих государей. – По отношению прав соборов к правам власти царя и думы нельзя именовать соборы ни совещательными, ни законодательными учреждениями: собор есть учреждение нераздельное с двумя первыми властями; решения его или принадлежали только ему с думой боярской, или слагались из мнений собора и думы и воли царя. По различным вопросам государственной жизни права собора были неодинаковы, а именно:
1) По вопросу об избрании нового государя, хотя право решения принадлежит совместно думе и собору, но главное значение в нем принадлежит собору, так что избрание одной думой считается незаконным (избрание Шуйского и Владислава).
2) По делам внешней политики. По мнению думы и населения, важнейшие внешние дела должны решаться по совещанию с думой и собором. Вопросы о войне и мире разрешались соборами 1566 г.
3) По вопросу о наложении новых податей, тесно связанному с предыдущим, обнаруживается наиболее активное значение соборов.
4) В деле законодательства собору принадлежит такое же значение, как и боярской думе, т.е. закон (предложенный собору) является результатом совокупной воли царя и собора; такой закон носит техническое наименование «соборного уложения».
5) Важнейшее значение соборов заключается, однако, не и исчисленных частных видах правительственной и законодательной деятельности, а в непосредственном сближении через них царской власти с народом: через них царь имел полную возможность узнать нужды и желания народа (иногда вызываемы были выборные именно для того, чтобы «рассказать про неправды и разорения»), с другой стороны, подданные имели верное средство ознакомить с ними власть. Право петиций принадлежало в Московском государстве и отдельным лицам и классам, но только петиции соборные могли иметь значение непререкаемого голоса всей земли. Не имея нужды и возможности разделять свое благо от блага подданных, государи только и нуждались в том, чтобы не впасть в заблуждение в распознавании этого блага. В дальнейших последствиях право петиций является правом законодательной инициативы (представления проектов закона) и правом контроля над деятельностью правительственных органов.
Создание
централизованного государства
вызвало необходимость
Впервые
в советской историографии
XVI в.
Осуществление отдельных функций государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам – дьякам. Постепенно эти нерегулярные поручения («приказы») получали более постоянный характер. Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Первоначально эти должностные лица осуществляли свои задачи без вспомогательного аппарата. Но с усложнением задач им давались «для письма» чиновники помельче – подьячие, объединенные в особом помещении – канцелярии –«избе», «дворе». Процесс образования «изб», «дворов»-канцелярий растянулся на несколько десятилетий и был неодновременным. Должностные лица, не имевшие своих канцелярий-«изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах», «дворах». Так, в первом из возникших «дворов» (Казенном) впредь до образования соответствующих «изб» велись разрядные, разбойные, ямские и другие дела.
Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим ее должностным лицом представляла зародыш будущего приказа. С середины XVI в. «избы»-канцелярии стали превращаться в постоянно действующие центральные бюрократические государственные учреждения – приказы. Это нашло выражение и в увеличении круга их задач, появлении чиновничье-бюрократической иерархии и внутренней структуры, складывании определенных приказных порядков деятельности и форм делопроизводства.
Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия, состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр – вассалов великого князя московского, а также служилых людей – дворян и детей боярских. Объединение русских земель вокруг Москвы, борьба русского государства с татарами, турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали постоянного усиления и усовершенствования вооруженных сил.
Ряд
первых центральных государственных
учреждений русского национального
государства имели военное
Во второй половине XVI в. появились другие приказы этой группы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дал, Оружейный, Бронный, Аптекарский.
Разрядный приказ возник при дьяке «с разрядным». Разрядный приказ ведал личным составом армии Русского государства: заведывал ее комплектованием, учетом, денежными и поместными и окладами. На особых смотрах, проводимых приказом для дворян и детей боярских, определялась способность их к воинской службе. Каждого нового служилого человека («новика») на смотре «верстали» на военную службу, т.е. определяли размер его земельного и денежного жалования. Первоначально существовало до 25 «статей» этого «верстания»; к концу XVI в. их число было сведено до 6.
Служилые люди обязаны были выходить на смотры и войну «конны, людны и оружны», т.е. выставлять вооруженных слуг или холопов, вначале «по силе», а со временем издания Уложения о службе 1555 г. «со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в дальний поход о дву конь».1 Смотря по службе приказ увеличивал или уменьшал оклад служилых людей, повышал или понижал их в чине. За неисправную службу или отсутствие («нетство») приказ мог не только понизить, но и отобрать данные за службу «в оклад» земли.
Этот приказ тщательно вел книги всем служилым людям в государстве с обозначением их поместного и денежного жалованья. Списки дворян и детям боярским, составлявшие при «разборе», «верстании» и «раздаче» им жалованья, назывались «десятнями».
Разрядный приказ давал распоряжения относительно похода и содержания войска, заведывал постройкой крепостей, пограничных городов, включая их население и земли, а также ведал пограничной службой.
Кроме
военных функций, разряд имел чисто
административные функции по делам
личного состава
С деятельностью Разрядного приказа связан Поместный приказ, возникновение которого было также обусловлено ростом значения служилого дворянства. Если Разрядный приказ устанавливал поместный «оклад» (земельное жалованье за службу), то наделение («дача в оклад») осуществлял Поместный приказ. До образования этого приказа и то и другое производил Разрядный приказ.
Поместный приказ заведывал государственными землями, раздаваемыми в поместья. Всякий, кто определялся на службу, подавал в Разрядный приказ челобитную с просьбой выделить ему земельное поместье. В Разряде наводили справки о том, что он числился на службе и что за ним еще нет земель, а затем посылали в Поместный приказ отписку или указ об отмежевании ему определенного количества земли. Пожалование официально от лица царя и Боярской думы. Царская резолюция, записанная думным дьяком, или списки на верстание были основанием для выдачи жалований грамоты помещику и дальнейшего наделения его землей.
В приказе велись книги с обозначением размеров всех поместий. Эти книги назывались даточными.
Приказ посылал писцов, дозорщиков, межевщиков и других чиновников для составления различных учетных документов: писцовых, переписных, окладных, дозорных, приправочных, межевых и других книг. Здесь же выдавались акты на право владения землей: жалованные, вводные, отказные грамоты.
Поместный приказ рассматривал споры по земельным делам служилых людей, собирал подати с земель, находившихся в его владениях.
Примерно с середины XVI в. появилась новая, менее привилегированная категория служилых людей, получавших за свою службу не земельное, а денежное, а иногда и натуральное (хлебное) жалование. Это были стрельцы-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием и проживавшие в особых городских слободах. С их появлением связано создание Стрелецкого приказ , впервые упоминаемого с 1571 г.
В конце XV в. возникла Оружейная палата – арсенал Русского государства, ведавший изготовлением и хранением оружия. С 1511 г. известна должность оружничего, возглавлявшего эту палату. Для заведывания Оружейной палатой был создан оружейный приказ. Руководство изготовлением ручного, холодного и огнестрельного оружия (мушкеты, сабли, шлемы, панцири) осуществлял известный с 1573 г. Бронный приказ.
Развитие артиллерии в Русском государстве в Ливонскую войну привело к образованию Пушкарского приказа (известен с 1577г.), который стал главным артиллерийским управлением. Приказ имел и некоторые военно-инженерный функции: строил укрепления на границах.
Деятельность
Пушкарского приказа
Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.
Один из самых древних приказов Русского государства – Казенный приказ – был не только дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое упоминание о Казенном приказе относится к 1493 г., но следы существования этого учреждения встречаются гораздо раньше. Само наименование Казенный приказ впервые упоминается в 1512 г.
Являясь главой Казенного приказа – важнейшего дворцового ведомства, сложившегося как общегосударственное учреждение ранее многих других ведомств, казначей уже со второй половины XV в. осуществлял и общегосударственные задачи: он ведал дипломатическими сношениями, ямскими, поместными, холопьими и другими делами. Здесь же на Казенном дворе находился и печатник – хранитель «большой государственной печати», прилагаемой к важнейшим общегосударственным документам (и прежде всего дипломатического характера).
Еще в первой половине XVI в. помощь казначею по отдельным государственным функциям появились соответствующие дьяки: ямской, посольский, поместный. Первоначально они подчинялись казначею, и их делопроизводство велось на Казенном дворе, но с течением времени они обособляются на своих «дворах» или в в приказах как начальники соответствующих самостоятельных государственных учреждений. Но даже после самостоятельных Посольского, Поместного, Ямского и Холопьего приказов казначей продолжал играть огромную роль в общегосударственных делах, особенно в вопросах внешней политики.