Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:33, контрольная работа
1. Государство как институт политической системы общества.
2. Правовое государство как современная форма организации и функционирования политической власти.
3. Основные направления формирования правового государства.
Каковы же пути формирования правового государства?
1.
Превращение закона в решающее
средство управления всеми
2.
Добиться такого состояния
3.
Превращение
4.
Децентрализация управления, разграничение
функций центральных структур
власти и органов
Государство,
стремящееся к тождеству
Каков же его смысл?
Государство определяет юридическо-правовые условия функционирования слагаемых политической системы. Не вмешиваясь в работу партий, профсоюзов, движений, других самостоятельных организаций, признавая их самостоятельность в решении внутренних организационных вопросов и отправлении функциональных обязанностей, оно тем не менее определяет порядок юридической регистрации общественных объединений, получении ими прав юридического лица.
Государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещение) в отношении субъектов политической организации общества на основе права, закона. Применение санкций, как правило, обусловливается антиконституционными, антиправовыми акциями общественных объединений, хотя имеют место и политические соображения, прикрываемые интересами безопасности существующего политического режима. Иллюстрацией последнего могут служить примеры запрещения прогрессивных организаций в условиях фашистской диктатуры или приостановление деятельности всех политических партий в условиях чрезвычайного положения.
Обязательными для исполнения всеми объектами политической системы являются Конституция (Основной Закон) государства и другие законы. В уставах партий часто содержатся положения об обязательности соблюдения Конституции страны. Это значит, что партии, другие общественные организации, движения не могут играть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Более того, в оппозиции – политическом противовесе властным структурам – видится проявление плюрализма: естественного состояния демократически организованного общества. Однако оппозиция не в праве нарушать законы общества. В противном случае оправданы санкции со стороны государства, обязанного защищать законы, вплоть до использования рычагов принуждения и насилия.
Потребности общественного консенсуса, скоординированного развития общества как цельного организма, – требуют содействия государственной политике со стороны всех субъектов политической системы. Разумеется, содержание политики и механизм ее осуществления могут быть объектом критики и борьбы. Для этого выработаны такие методы и формы, как отстаивание своей позиции через средства массовой информации; предание гласности своих платформ, заявлений; проведение митингов, борьба за избирателей, проведение своей линии через депутатов и др. Но до изменения государственной политики, пересмотра ее коренных положений, каждый представитель партии, движения, в силу гражданского права, обязан осуществлять (если он работает в государственном учреждении) государственные решения. Таков государственный и моральный императив.
Отношения
государства с другими
Таким образом государство занимает в политической системе центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующего класса. Сохранение и упрочение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.
3. Основные направления формирования правового государства.
Государство, как и право, относится к явлениям национальной культуры. Государство как институт обладает ничуть не меньшей социальной ценностью по сравнению с правом, правовой системой. Более того, смысл права, правового регулирования сохраняется постольку, поскольку имеется развитая государственность. Только очень политизированный взгляд может видеть источник общественных бед в государственной власти на основании того, что последняя отваживается выступать непосредственной правообразовательной и правореализующей силой.
Государство как непременный участник фундаментальных социально-экономических, культурных и морально-правовых процессов общества по своей природе менее пластично, чем право, которое тесно «сидит» на общественном сознании и отражает его быстрые повороты. Государству и его законодательству сложнее обеспечивать постоянную собственную адекватность существующему рельефу правосознания и правокультурной традиции. Вместе с законодательством государство может сильно удаляться от общества: забегать вперед, отставать, блуждать в поисках альтернатив, увлекаться какой-то идеологической моделью и т. д. Но именно государство – организатор демократии, народного суверенитета, хранитель национальной культуры, катализатор экономического и социального прогресса общества.
Правовое государство в России – это не всякая «юридическая» власть, а только та, которая выражает смысл отечественной культуры, способствует прогрессу и свободе личности на принципах ее культурной идентификации. Российское правовое государство может быть всяким по форме, но оно не может быть правовым, если строится в рамках национально-отчужденной культурной традиции. Правовое государство в России – это не абстрактный механизм власти, соблюдающий позитивное законодательство, им же и созданное, а явление, весьма слитное с правом, национальным правосознанием. Поэтому наше правовое государство – это не любая власть, укрепившаяся в Москве и создавшая «под себя» собственное «правовое обеспечение». Это система, поддерживающая и воспроизводящая социальную среду, способствующую формированию национального правосознания.
Российское право, в свою очередь, имеет сложные измерения – этическое, формально-юридическое, массово-психологическое и т. д. Оно может актуализировать и почти все «перелиться» в одно из них, лишив прежний правопорядок симметрии и баланса стабильности. Во всех случаях, однако, сохраняется главный вектор его сущностного смысла, направленный на воспроизводство национальной культуры, который государству никак нельзя терять из виду. Поэтому ключи от позитивной правовой системы находятся не у государства, и даже не в идее российской государственности. Российское государство – явление изменчивое и историчное. Отечественное государство вторично и терпит крах всякий раз, когда лишается ясно выраженных или подспудных корней в отечественной правовой культуре.
Можно
предположить, что в России всякое
государство будет адекватным, если
оно выступит феноменом российского
права; будет способным
В русском
правопорядке государство никогда
не имело самоценного и
Статус
государства – наиболее противоречивый
феномен в нынешней политической
системе. После 1985 года повсеместно
сложилось представление
Такая ситуация – результат длительной эволюции политической системы, приведшей к глубоким деформациям важнейших характеристик государства:
– ослаблению и во многих аспектах стиранию территориальной организации его власти, в рамках которой перестали решаться соответствующие данному уровню вопросы. Симптомом этого стал все увеличивающийся поток обращений, писем по личным вопросам в центральные инстанции, который, не получив концептуальной оценки, служил лишь поводом к многочисленным нотациям местному начальству за бюрократизм и невнимание к людям, в конкретном плане, конечно, справедливым;
– эрозии государственной власти как особой публичной организации, обладающей суверенитетом и только ей присущими механизмами принятия и реализации решений. Государство не могло противостоять мощным неформальным структурам влияния и даже управления, которые постепенно оформились в теневую политическую систему, «смазавшую» конституционный статус не только государства (до сих пор, например, во многом не ясна роль правительства), но и партий, иных общественных организаций. Образовался известный феномен – замещение традиционной для государства деятельности функционированием вне- и надгосударственных институтов, чья процессуальная конституционная неупорядоченность граничит подчас с произволом, вакханалией авторитетов, инстанций, неписаных норм.
– появились неформальные как правозащитные, так и репрессивные механизмы (средства массовой информации, комиссии, комитеты и др.), становившиеся часто объектом самого беспринципного манипулирования и выводящие конституционные органы в двусмысленное и «техническое» положение, когда, например, суды, прокуратура, МВД должны давать отчеты юридически некомпетентным инстанциям. Гарантирующие возможности государства упали до критически низкого уровня. Неудивительно, что многие правозащитные инициативы реализовались не в рамках обычных юридических процедур, а различными неформальными и неправовыми организациями, которые подчас только и могут «пристыковаться» к сложившимся механизмам принятия решений в стране. Это – характерная черта кризиса государства, когда на не приспособленные процессуально органы возлагается защита человека, которую эти органы заведомо ие могут системно выполнить;
– и, наконец, снижение роли государства выразилось в утрате его экономического суверенитета как организации, аккумулирующей и контролирующей бюджетные ресурсы. Парламент отстранялся от контроля за финансами, регулирование которых заменялось двойной и тройной бухгалтерией, постепенно приведшей народное хозяйство к самым низким порогам управляемости.
В силу отмеченных сдвигов государство стало лишаться средств регулирования социальных отношений, т. е. инструментов политики, главным орудием которой оно должно было быть. Поэтому закономерно, что реализация реформ натолкнулась на удивительное открытие – «глиняность» государства, воссоздать которое в демократическом социальном варианте весьма непросто.
Попытка
«непосредственного» перехода к
правовому государству в