Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:33, контрольная работа
1. Государство как институт политической системы общества.
2. Правовое государство как современная форма организации и функционирования политической власти.
3. Основные направления формирования правового государства.
Федеральное
агентство по образованию
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
университет
Факультет
Дистанционного обучения
по дисциплине
«Политология»
Вариант
№ 7
Работу
выполнил(а) студент(ка)
Батова А.Ю. группа 3-2Н ЦДО г. Орел |
Замечания
по работе |
Работу
проверил(а)
Колякина Е.А. |
Отметка о зачете
Подпись преподавателя ________________
г. Ливны, 2011г.
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО (ЗАОЧНОГО) ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА Социологии культурологии и права
ДИСЦИПЛИНА: Политология
Специальность: 021100 , 061500
на
контрольную работу
№ 2
1. Государство как институт политической системы общества.
2. Правовое государство
как современная форма
3. Основные направления
формирования правового
Примечание:
1. Настоящее задание прикладывается к выполненной контрольной работе.
2. В конце работы приводится список использованной литературы.
3. Работа должна быть подписана и указана дата ее выполнения.
ЛИТЕРАТУРА
/1/ - /11/
Примечание: Перечень литературы см. в рабочей программе, по курсу «Политология» с 19-20.
Составитель: канд.ист.наук, доцент,
зав. кафедрой социологии, культурологии
и политологии А.Л. Елисеев
ЦДП ____________________
Дата выдачи ___________ Срок выполнения до _______________
1. Государство как институт политической системы общества.
Государство
- основное, но не единственное политическое
учреждение общества. Наряду с государством
в развитом обществе функционируют
различные партии, союзы, религиозные
объединения и т.д., которые в совокупности
с государством и образуют политическую
организацию общества. Следовательно,
под политическими системами в теории
государства и права принято понимать
совокупность государственных, партийных
и общественных органов и организаций,
участвующих в политической жизни той
или иной страны. ……………………………..
Характеризуя
роль и место государства в
политической системе общества следует
исходить, прежде всего, из того, что оно
- в любой стране и на любом этапе развития
общества - выступает как самая массовая
и самая всеобъемлющая организация. Оно
объединяет или стремиться объединить
вокруг себя различные слои населения.
В конституциях и других законодательных
актах оно стремится определить себя как
сообщество всего народа, объединение,
действующее ради всеобщего блага. В Конституции
США, например, это стремление закрепляется
в следующей формуле: “Мы, народ Соединенных
Штатов, в целях образования более совершенного
Союза, утверждения правосудия, охраны
внутреннего спокойствия, организации
совместной обороны, содействия общему
благосостоянию и обеспечения нам и нашему
потомству благ свободы, учреждаем и вводим
эту Конституцию для Соединенных Штатов
Америки.” ………………………
Основное
отличие государства от других политических
институтов общества состоит прежде всего
в том, что ему принадлежит высшая власть
в обществе. Его властная сила универсальна:
она распространяется на все население
и общественные партии данной страны;
она держится на прерогативах - полномочиях
отмены всякой другой власти, а также на
наличии таких средств воздействия, которыми
никакие другие общественные организации,
кроме нее, не располагают. К таким средствам
воздействия относятся законодательство,
аппарат чиновников, армия, суд и т.д. Политические
партии и массовые общественные организации
также могут иметь свои постоянно действующие
аппараты, которые призваны обеспечивать
их нормальное функционирование. Однако
в отличие от государственного аппарата
они не имеют в свое структуре, например,
таких органов, которые призваны охранять
действующую в обществе правовую систему
- органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры
и т.п., функционирующих в интересах всех
членов общества. ………………..
2. Правовое государство как современная форма организации и функционирования политической власти.
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.
Идея власти закона, одинакового для всех граждан, звучала еще в VI в. до н.э. в устах афинского политического деятеля Солона. Проблема соотношения естественных прав человека и законов государства была поставлена Аристотелем и Цицероном. Концепция же правового государства в основных проявлениях сформировалась в XVII-XIX вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона, К.Т.Велькера, Р. фон Моля (в работах двух последних окончательно утвердился термин правового государства).
Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им. Спрашивается, почему? Во-первых, потому, что это состояние всеобщей подвластности закону: и граждан, и должностных лиц, и органов власти и управления, и самого государства. Во-вторых, закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведения этой воли в ранг правил, которым подвластны все. В-третьих, закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений, четкий порядок в обществе. В-четвертых, закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и граждан от нарушения законных прав, интересов, свобод.
Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организация и функционирование самой власти строится на правовых началах. Создание такого государства предполагает, по мысли ряда исследователей, признание порочности концепции о приоритете государства над правом и ошибочности этатистского правопонимания, при котором право сводится к законам, целиком зависящим от волеизъявления тех, кто фактически осуществляет господство. Правовое государство может базироваться только на утверждении закономерного воздействия права на государство, исключающего несвязанность любой политической деятельности основами права, нравственности, гуманизма. “Правление закона” может быть атрибутом правового государства лишь тогда, когда сами законы адекватны необходимому правопорядку.