Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:43, контрольная работа
Вопросы: Личность и политика. Политические системы и политические режимы. Государство как центральный институт политической системы.
• установка на поиск компромисса, построенного на добровольном са-моограничении и сдержанности сторон, их взаимных шагов навстре-чу друг другу;
• отрицание каких бы то ни было социально закрепленных органи-зационных, правовых и иных привилегий за отдельными обще-ственными институтами и структурами (наподобие конституцион-но закрепленного при советской власти положения о руководящей роли КПСС) и утверждение автономии и равенства всех перед зако-ном;
• рационально осознанное понимание того, что помимо различных частных и корпоративных интересов есть “нечто”, возвышаю-щееся над ними. Это “нечто” порождается общей средой обитания и охватывается понятием общенациональный, общегосударственный, общенародный интерес, который в современных обществах включает обеспечение таких общих ценностей, как национальная безопасность и независимость, экономическое благосостояние и развитие, свобода и конституционный порядок. “Если демократия открывает широкий простор свободной игре сил, то необходимо, чтобы эти силы подчи-нили себя некоторому высшему ...началу, - писал известный русский правовед и философ Павел Новгородцев. - Свобода, отрицающая на-чала общей связи и солидарности всех членов общения, приходит к самоуничтожению и разрушению основ государственной жизни”.
В наиболее концентрированном виде политический плюрализм пред-стает в облике многопартийности. Как отмечал в этой связи француз-ский политический мыслитель прошлого Ж. Бартелеми, именно партии составляют главную движущую силу демократического парламентского режима и если нет многопартийности, то нет и демократического режи-ма.
Исторически появление политических партий связано с расколом общества на классы, с возникновением и развитием классовой борьбы. Говоря о причинах, сделавших необходимым создание политических партий, В.И.Ленин вполне обоснованно писал: “Для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необхо-дима организация передовых элементов класса немедленно и во что бы то ни стало, хотя бы в начале эти элементы составляли ничтожную долю класса”.
по организационной структуре и характеру членства - кадро-вые и массовые, с четкими и формально определенными принципами членства и со свободным членством, с членством индивидуальным и коллективным и т.д.;
по отношению к месту в политической системе - легальные, по-лулегальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и пр.;
по целевым и идейным установкам, способам и формам дейст-вия - радикальные, либеральные, консервативные; коммунистические, социалистические и социал-демократические; христианские и т.д.
по числу депутатских мест в парламенте - мажоритарные пар-тии (от фр. majorite - большинство), партии с мажоритарным призвани-ем, доминирующие партии и партии миноритарные (от фр.minorite - меньшинство) и т.д.
В зависимости от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и “типажа” са-мих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система. В политологии под этим понятием имеются ввиду контуры политического рынка или пространства, формируемого за счет независимых субъектов (партий) и определяемого как их коли-чеством и типом внутренней структуры, так численностью и актив-ностью избирателей, а также возможностям создания партийных коалиций и блоков. Исторически сформировалось всего три основных вида партийных систем: бипартизм (двухпартийная), система “двух с половиной партий” и многопартийность.
Бипартизм предполагает наличие двух крупных примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, изби-раемым прямым всеобщим голосованием.
Система “двух с половиной партий” - нечто вроде переходной от бипартизма к многопартийности: рядом с двумя основными образова-ниями появляется третья партия, в чьих возможностях определить успех одного из них и, в принципе, политическую ориентацию всей правитель-ственной коалиции.
В рамках многопартийной системы выделяют:
• многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парла-менте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламен-те партиями;
•многопартийная система с доминирующей партией характери-зуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, распо-лагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
• “блоковую” многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в пе-риоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоми-нает функционирование бипартизма.
В дополнение к
вышеперечисленным типам
Следует особо отметить зависимость того или иного типа пар-тийных систем от типа избирательной системы, применяемой в той или иной стране. Так, мажоритарная избирательная система, при ко-торой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способст-вует формированию бипартизма или “блоковой” партийной системы, тогда как пропорциональная, при которой партии, располагающие под-держкой всего 2-3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского тол-ка.
Сравнительный анализ современных избирательных систем
6.2 Группы интересов - группы давления
Вторым наиболее массовым организованным субъектом политиче-ского рынка выступают группы интересов и группы давления. Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, чле-ны которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфиче-ских интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.
7. Политическая культура и политическое сознание
7.1 Политическая культура
Политическая культура - важнейший критерий оценки политиче-ской жизни общества, интегральный показатель развития политической системы, отражающий тесную связь, взаимообусловленность политики и культуры. Ее особенность состоит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представляет своего рода “субъектив-ную субстанцию”. Это совокупность индивидуальных позиций и ори-ентаций участников данной системы, субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение. В узком понимании политическая культура - это не политика или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, о законах и правилах его функционирования.
Политическую культуру можно трактовать в качестве ценностно-нормативной системы, ценности и нормы которой разделяются боль-шинством населения как политического сообщества. Сюда относятся базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обряды и офици-альные церемонии и т.д., обращенные на политическую систему. В этой трактовке политическая культура предстает как историческая система широко распространенных, фундаментальных поведенческих поли-тических ценностей, которых придерживаются члены данной обще-ственно-политической системы.
В связи с тем, что политические ориентации могут распростра-няться за границы конкретной политической системы, в политологии введено понятие “субкультура”. Это понятие отражает гетерогенность (неоднородность) политической культуры в рамках не только однотип-ного региона, но и государственной национальной общности.
Характер и содержание политической культуры зависит от множе-ства факторов: биопсихологических черт личности или социальной общности, традиций, этических и правовых норм, уровня экономическо-го развития и др. При этом политика, культура, право, идеология, мо-раль, экономика получают конкретное выражение в политической куль-туре и формируют ее.
Политическая культура общества носит объективный характер, является одним из важных структурообразующих элементов общего ци-вилизационного процесса. Она формирует отношение своего субъекта к социальной и политической жизни, содержанию, сущности и целям по-литики, характеру политической системы, формам и средствам деятель-ности властных структур и политических лидеров. Политическая куль-тура обеспечивает преемственность определенных норм политического поведения, она формирует нормативы политики, влияет на характер и формы политической системы, направленность политических интересов. С другой стороны, проявление политической культуры ее носителями субъективно. Она феноменальна для различных социальных общностей, групп и отдельных людей.
В обобщенном виде для политической культуры характерными выступают следующие черты:
• является подуктом естественно-исторического развития обще-ства, результатом коллективного политическогворчества;
• фиксирует устойчивые повторяющиеся связи между элемента-ми политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
• имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой всю поли-тическую жизнь конкретной страны;
• обеспечивает
целостность и
• координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов го-сударства и личности;
• предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотноше-ний власти и граждан;
• характеризует политическое сознание и политическое поведение ос-новной массы населения.
Автократический тип политической культуры в основном пред-ставлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной поли-тическими культурами.
Идеал автократической политической культуры - государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры - безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти - лидером политической партии или монархом с сильным воле-вым характером.
Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая куль-тура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере полити-ческих отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупре-ждается.
7.2 Политическое сознание
Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политиче-ской власти и государственности. Это наиболее общая категория, харак-теризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и мотиваци-онные представления граждан, опосредствующие их связи с властными институтами.
В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокуп-ность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.
Основные подструктуры политического сознания
В зависимости от субъектов политическое сознание может быть: