Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:43, контрольная работа
Вопросы: Личность и политика. Политические системы и политические режимы. Государство как центральный институт политической системы.
4) пополнение руководящих кадров осуществляется путем ко-оптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют кон-ституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием воору-женных сил и насилия;
Политическая
система предстает как
• институциональной (государство и его органы, политические партии и группы давления, средства массовой информации, церковь и др.);
• нормативной (социально-политические нормы правового и не-правового характера, политические традиции и ритуалы и т.д.);
• коммуникативной (всевозможные формы взаимодействия как внутри системы (например, партии - государство, группы давления - партии и пр.), так и между политической системой и экономической сферой, а также между политической системой одной страны и полити-ческими системами других стран);
• функциональной (динамика политической жизнедеятельности, совокупность средств и методов осуществления власти).
Политическую систему необходимо изучать как совокупность по-литических взаимодействий, наблюдаемых в данном обществе, как по-груженную в среду и реагирующую на ее воздействия. В ней есть то, что ее питает, и то, что она производит.
Различают два типа входа в политическую систему: требования и поддержка. Они должны постоянно поступать в систему, в противном случае она перестанет функционировать из-за “недогрузки”. Но вместе с тем они являются потенциальными источниками ее напряженности и должны быть управляемы. Чрезмерные требования по отношению к спо-собности системы производить соответствующие результаты (т.е. рас-пределение ценностей) могут привести к ее перегрузке или к потенци-альному застою. Высокий уровень поддержки весьма желателен для сис-темы, но если в силу внешних причин она не сможет удовлетворить тре-бования, то лишается поддержки и основ самосохранения.
О диапазоне и многообразии требований, поступающих в систе-му, можно судить по нижеследующей классификации:
• требования, касающиеся распределения благ и услуг (требование принятия законов о заработной плате и о рабочем времени, о расшире-нии возможностей образования, улучшении работы транспорта и т.д.);
• требования связанные с регулированием поведения (обеспечение общественной безопасности, контроль за рынками, законодательные нормы в области брака, здравоохранения, улучшение санитарных усло-вий и т.д.);
• требования
в сфере коммуникации и информации
(утверждение соответствующих
- парламентские монархии.
5. Государство как центральный институт политической системы
5.1 Структурно-функциональная организация государственной власти
Центральным институтом
и властным ядром любого политического
режима выступает государство, которое
в наиболее концентрированной и
обобществленной форме
В историческом
плане государство явилось
В структурном,
институциональном плане
Законодательная власть на макросистемном уровне представлена парламентом, который устанавливает законы - разрабатывает и утвер-ждает новые, дополняет, изменяет или упраздняет уже существующие. При демократии парламент осуществляет и функцию принятия важней-ших политических решений. Будучи избранным непосредственно наро-дом, он выступает выразителем народной воли и является по этой при-чине важнейшим легитимирующим органом.
Функции парламента
Исполнительная
власть представлена правительством
и админист-ративно-
Судебная власть представлена системой судебных органов и инсти-тутом независимых и подчиняющихся только закону судей. Суд олице-творяет собой высшую законность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов, возникающих в различных сферах жизни.
Государственный аппарат - это часть механизма государства, пред-ставляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Представим структуру государственного аппарата на примере Рос-сийской Федерации.
Вне зависимости от типа государство осуществляет следующие функции:
• защита государственного строя;
• предотвращение и устранение социально опасных конфликтов;
• ведение общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений (социальных, экономических, финансовых, культурных и т.д.);
• защита интересов страны на международном уровне (внешнеполи-тические функции) и т. д.
В обобщенном виде
основные функции государства
Функции государства
5.2 Формы правления и формы государственного устройства
С точки зрения формы правления различают две основные разно-видности государства: монархию и республику.
Монархии бывают:
• абсолютные, когда вся власть, никем и ничем не ограниченная, при-надлежит монарху (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты);
• дуалистические (двойственные), где власть монарха в сфере законо-дательства ограничена представительным органом (парламентом), например, Иордания, Марокко и др.;
• парламентские, где монарх является как бы национальным симво-лом и скорее царствует, чем правит. В данном случае реальная власть концентрируется в руках правительства и парламента (Великобрита-ния, Бельгия, Голландия и др.).
Республики подразделяются на:
1) президентские (классический пример - США), когда избираемый, чаще всего непосредственно народом, президент одновременно высту-пает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внут-ренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, ко-торые ответственны перед ним, а не перед парламентом. При президент-ской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антикон-ституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти (случай с президентом Р. Никсоном). Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президен-та с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента;
2) парламентские, когда правительство формируется на парла-ментской основе (обычно парламентским большинством) и лишь фор-мально ответственно перед парламентом. В случае необходимости по-следний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досроч-ных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а не-редко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства пе-ред президентом о роспуске парламента. В отличие от президентской республики в парламентской членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реаль-но он - первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет, чаще всего, только представительские функции (Италия, Германия и др.);
3) смешанные ( полупрезидентские: Австрия, Португалия, Фран-ция и др.). В них существует сильная президентская власть, которая со-четается с эффективным контролем парламента за деятельностью прави-тельства. Последнее ответственно и перед парламентом, и перед прези-дентом. К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламент-ской, и президентской республики, относится и Россия.
По признаку территориального устройства различают:
• социальное государство - это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный, достойный человека, уровень социаль-ной защищенности и безопасности, а также стремится создать относи-тельно равные для всех стартовые возможности.
6. Политические партии и группы давления
6.1 Политические партии
Политический плюрализм и составляющая его ядро многопартий-ность относятся к числу базовых принципов демократии, без реализации которых эта форма человеческого общежития практически неосущест-вима. В политическом смысле плюрализм - это ничто иное, как одно-временное существование нескольких или множества организован-ных политических сил, социальных и политических точек зрения и концепций, которые имеют одинаковое и гарантированное право на существование и конкурируют друг с другом с целью завоевания социального и политического влияния, а, в конечном счете, и вла-сти.
В рамках господствующих среди западных политологов и социо-логов представлений о плюрализме как институциональном выражении “согласия содержательного несоответствия”, т.е. организационно оформленного множества несовпадающих слоевых и групповых интере-сов, реализация плюралистических норм человеческого общежития предполагает, прежде всего, освоение всеми политическими силами “ис-кусства жить вместе, искусства единства во множестве”. “Плюралисти-ческая демократия..., - как справедливо замечает в этой связи известный французский политолог М.Дюверже, - требует минимального консенсу-са между всеми партиями, несмотря на их расхождения. В особенно-сти необходимо, чтобы они были согласны сосуществовать длительное время. Если этого не произойдет, то каждая из них будет стремиться злоупотребить властью, когда ее достигнет, и уничтожить другие партии, уничтожая, таким образом, плюрализм”.
Построенное на общественном согласии (консенсусе) “мирное” сосуществование разнородных (гетерогенных) политических сил в рам-ках плюрализма в качестве основных принципов включает:
• взаимную терпимость, основанную на признании правомерности чу-жих интересов и чужих взглядов как условия существования собст-венных, т.е. естественного права людей и организаций на инакомыс-лие и инакодействие в рамках закона;