Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:40, контрольная работа
Политическая власть: понятие, структура, субъекты и объекты; способы реализации власти.
Государственно - конфессиональная политика в Республике Беларусь.
Современная Республика Беларусь обладает достаточно полным и разнообразным спектром религиозных общин - от православия до кришнаитов и бахаи. Но при этом христианские общины преобладают по численности. Исходя из анализа проблемной ситуации, возникшей в Беларуси в связи с существенным изменением в последние годы уровня и характера религиозности, усилением общественного влияния религии и церкви и настоятельно требующей разработки концептуальной основы долговременной государственной политики по отношению к верующим и религиозным культам Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси по заданию Госкомитета СМ Беларуси по делам религий и национальностей осуществил (1998 год) комплексное репрезентативное социологическое исследование. Цель - определить основные тенденции и направленность изменений религиозной ситуации в Беларуси и на этой основе выработать концепцию взаимоотношений государства и религиозных организаций в различных сферах жизни.
В исследованиях приводятся следующие данные, накануне распада СССР неверующие составляли 65 %, с середины 1998 года неверующих было в два раза меньше, а именно 25,4 % . Эти исследования дают и другие цифры: в настоящее время в республике признают себя религиозными людьми 37,5 % опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно определить являются они религиозными людьми или нет. Количество женщин верующих выше, чем количество мужчин (в процентном соотношении 54,5 % против 33,2 %). Число религиозных общин возросло с 1537 до 2256, то есть почти в полтора раза. Это означает, что более половины населения республики испытывает в той или иной мере влияние религии или, по крайней мере, считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития.
С середины 80-х годов
в Республике Беларусь, наряду с
существующими традиционными
Проблема неоязычества характерна для регионов, где на протяжении определенного исторического периода сложившаяся духовная традиция подвергалась трансформации, или подавлению. Неоязычество в Беларуси носит, в большей степени, характер социальных, а также духовных поисков и часто связано с политическими движениями. Оно оторвано от реального мира, характеризуется уходом в мистические сферы. Их идеи используются различного рода авантюристами и аферистами.
В современном обществе
Республики Беларусь возвращение к
религии происходит в ситуации, когда
несколько поколений людей не
имели, в своем подавляющем
За последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. С религией стало связываться возрождение духовных устоев общества и национальных традиций.
Большинство религиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности в обществе. Государственная политика направлена на поддержку традиционных конфессий, укрепление их материальной базы. Укрепление межконфессионального согласия в белорусском обществе - одна из приоритетных задач Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, который выполняет функции исследовательского и координационного центра, а также контролирующего органа. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» который прошел международную экспертизу и был признан отвечающим международным стандартам. В настоящее время количество религиозных конфессий в Беларуси достигло 25. Основными, среди которых являются: православие, католицизм, и протестантизм.
Православие является древнейшей христианской конфессией, получившей распространение на территории белорусских земель. Первая православная епархия - Полоцкая - была основана в 992 году.
Одиннадцать православных епархий (Брестская, Минская, Полоцкая, Могилевская, Пинская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Витебская, Туровская, Бобруйская) входят в состав основанного в 1989 году Белорусского экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского экзархата - Белорусская православная церковь.
Среди православных явно преобладают представители коренной нации -- белорусы. Процесс возрождения православной церкви начался с конца 1980-х гг. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. восстановлена Гомельская и основана Брестская епархиальные кафедры, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, в 1992 г. -- Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все 10 епархий входят в состав основанного в 1990 г. Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом -- Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В 2004 г. была создана Бобруйская епархия. На 01.01.2006 г. в Беларуси действовало 1349 религиозных общин, 1159 православных церквей, 188 находились в стадии строительства. В 1990-х гг. начался процесс возрождения монастырей, число которых к началу 2006 г. составило 26. К этому времени в организациях Белорусской Православной Церкви насчитывалось 1289 священников (в 1988 г. их было 399). Для подготовки кадров священнослужителей с 1989 г. на базе Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря действует Минская духовная православная семинария. С 1995 г. начала работу Минская духовная академия. В епархиях действуют также Минское, Витебское и Слонимское духовные училища. Курсы катехизаторов созданы в Минской, Гомельской, Гродненской и Могилевской епархиях. В Минске действуют школа звонарей и иконописная школа. При храмах Белорусской Православной Церкви действует более 400 воскресных школ [37]. На 1 января 2009 года зарегистрировано 1473 общины православной церкви.
В 1988 г. в Беларуси были зарегистрированы 22 общины русских старообрядцев, на 01.01.2009 г. -- 32 общины, 18 из них сосредоточены в Витебской области.
Римско-католическая
церковь относится к числу
традиционных религий в Беларуси.
Католицизм начал активно распространяться
на землях Беларуси с конца 14 в. На 01.01.2006
г. было зарегистрировано 438 парафий, работали
427 католических храмов, возводились 45.
Рост католических общин обусловил реорганизацию
структуры управления Римско-католической
церкви в Беларуси. В 1991 г. с благословления
Папы в Беларуси были созданы 3 епархии
-- Гродненская, Пинская и Минско-Могилевская,
в 1999 г. -- Витебская. Руководителем римско-католической
церкви в Беларуси Ватиканом назначен
кардинал К. Свёнтэк. С целью подготовки
собственных кадров в 1990 г. в Гродно открылась
Высшая духовная католическая семинария
с шестилетним сроком обучения. В сентябре
2001 г. в Пинске начала функционировать
междиацезиальная духовная семинария
имени Фомы Аквинского. Учитывая остроту
проблемы кадров, право на религиозную
деятельность на территории республики
в 2006 г. получили 198 священнослужителей
из Польши, Литвы, Германии, других стран.
Многие католические храмы Беларуси возродили
свою былую славу религиозных центров
и мест паломничества. К ним относится,
например, костел бернардинцев XVI в. в поселке
Будслав Мядельского района Минской области,
где находится чудотворная икона Божией
Матери. В 1995 г. Папа Иоанн Павел II издал
декрет о коронации Будславской, а также
Брестской и Логишинской икон Божией Матери.
Многие католические храмы Беларуси --
центры не только религиозной, но и культурно-просветительской
жизни. Одним из таких центров стал костел
св. Сымона и Алены в Минске. При храме
функционирует историческая библиотека
имени А. Мицкевича, воскресная школа для
детей и взрослых, молодежное общество
«Свет жизни», организованы детский хор
«Голос души», театр одного актера «Зніч»
и «Анёл», студенческий молодежный театр.
Костелом основан католический журнал
«Вера и жизнь». Издательский центр печатает
христианскую литературу на белорусском
и польском языках. С 1995 г. действует католическое
Христианское общество милосердия. По
инициативе католиков Могилева с 1993 года
в этом городе проводится международный
фестиваль духовной (христианской) музыки
«Магутны Божа». Его цель - возрождение
и взаимообогащение музыкальной культуры
народов Европы, объединение христиан
различных конфессий. В фестивале принимают
участие музыкальные коллективы из Украины,
Польши, России, Германии, Франции и других
стран [37]. На 01.01.2009г. зарегистрировано
467 общин католической церкви в Беларуси.
(см.: Приложение 1)
Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с XVI в., вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси.
Конфессиональное течение христиане веры евангельской (ХВЕ) образовалось в Беларуси в 1988 году, после выхода из Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). В настоящее время ХВЕ имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций страны. На начало 2009 года насчитывалось 500 общин, в том числе 155 общины в Брестской и 133 общины в Минской областях. Кроме Союза ЕХБ (269 общины) зарегистрированы 9 общин христиан веры апостольской. Зарегистрированы также Белорусская конференция Адвентистов седьмого дня (72 общины), Христиане Полного Евангелия (54 общины). Легализована деятельность конфессионального объединения свидетелей Иеговы (26 общин) .
К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство («греко-латинская», «греко-католическая», «православно-католическая», «белорусская» вера). В 1596 году в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством Римского Папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство Римского Папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер.
В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х годов. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. На начало 2009 года было зарегистрировано 14 униатских общин (9 - в 1994 году).
Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII - 1-ю половину XVIII в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е годы несколько тормозится процессом постоянной эмиграции, а также внутренним религиозным расколом. На начало 2009 года в Беларуси действовали 46 общин, функционировало 8 синагог .
Ислам в Беларуси
распространился в XIV-XVI вв. Этому
содействовали великие князья литовские,
которые приглашали татар-мусульман
из Крыма и Золотой Орды для
охраны границ государства. Уже с XIV
в. татарам предлагались оседлый
образ жизни, государственные чины,
служебные посты.
К концу XVI в. в Беларуси
и Литве осело более 100 тыс. человек
татарского населения, включая принятых
на службу, добровольно переселившихся,
военнопленных и пр. Вероисповедание
местных татар относится к
суннитскому толку ислама. Большинство
белорусских татар (особенно молодое
поколение) не очень хорошо знают
каноны традиционной веры, конфессионально
нейтральны и склонны к религиозной
толерантности. Культурно-религиозная
элита татар с симпатией
На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (6 общин), Бахаи (5 общин).
В Беларуси были попытки создания деструктивных сект - Белого братства, АУМ Сенрикё, сатанистов. В Республике Беларусь проводится работа по ликвидации влияния деструктивных сект на население .
Таким образом, религиозная
ситуация в Республике Беларусь, имеет
свою специфику. Основными её характеристиками
является поликонфессиональность, динамичность
развития религиозных общин, небольшое
число «реальных верующих» и поддержка
государством традиционных для страны
конфессий.
Список используемой литературы: