Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть: понятие, структура, субъекты и объекты; способы реализации власти.
Государственно - конфессиональная политика в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 56.95 Кб (Скачать)
  1. отношение государства к религии (лояльно/нелояльно);
  2. острота конкуренции между вероучениями; 3)
  3. состояние религиозной элиты (расколота/едина; настроена фундаменталистски/модернистски);
  4. организационная структура религии;
  5. качество формальных (договора и конкордаты) и неформальных практик церкви.

Вторая группа факторов - внешние (фоновые) характеристики, которые  позволяют соотнести отечественные  показатели религиозности с общеевропейскими и общемировыми. Обращение к общему социокультурному фону расширяет возможность оценки и понимания некоторых особенностей религиозной ситуации в Беларуси. Представление о религиозной ситуации открывает перспективу более эффективного социального планирования и управления в этой сфере .

За последние два  десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих. В 2006 году Белорусским государственным  университетом проводилось социологическое  исследование конфессиональной самоидентификации  населения Беларуси. Согласно данным этого исследования, верующими называют себя 58,9 % населения страны, 4,9 % верят  в сверхъестественные силы, однозначно не смогли ответить на вопрос «считаете  ли Вы себя верующим человеком» 23,9 % опрошенных. Из всех респондентов только 12,3 % определили себя в качестве неверующих. Из всего  населения 85,7 % отождествляют себя с  определенными религиозными конфессиями, причем преимущественно с православием - 72,6 %. С католической конфессией идентифицируют себя 9,3 %.

Конфессиональная  принадлежность участников опроса фиксировалась  посредством их самоидентификации  независимо от личной религиозности, так  как не только верующие отождествляют  себя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто  относит себя к какой-либо конфессии, превышает число верующих. Республика Беларусь - многоконфессиональное государство. В нашей стране зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3062. В соответствии со своими уставами действуют 156 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения) .

В период с 1991 по 2001 гг. среднее число ежегодно регистрируемых организаций колебалось в районе 140-160. Пик пришёлся на 1992 г., когда  была создана 251 община, минимум был  зафиксирован в 1997 г. - менее 100. «Наиболее  высокий количественный рост общин  отмечается в Минске и Минской  области. В Западной же Беларуси рост общин незначителен. Это связано  с сохранением в упомянутом регионе  религиозных организаций на протяжении всех прошлых десятилетий» .

Конфессиональный  расклад зарегистрированных организаций  был таков (на 1 января 2004 г.): православие (1290), римо-католики (432), униаты (13), старообрядцы (34), пятидесятники (494), баптисты из Союза ЕХБ (270), баптисты из Совета церквей ЕХБ (29), христиане полного Евангелия (62), иудаисты традиционные и прогрессивные (43), мусульмане (27), свидетели Иеговы (26), бахаи (6), мормоны (3), кришнаиты (6) [22, с.70].

Как видно, основной спектр был представлен общинами православных (44,5%), протестантов (36,4%) и  католиков (16,4%). Наиболее динамично  развиваются протестантские общины (пятидесятники, прежде всего). Приведённые  данные описывают внутреннее содержание отечественного религиозного поля: его  масштаб, структуру, содержание, особенности, динамику и т.п. Теперь обратимся  к фоновым характеристикам, которые  дадут возможность обогатить  спектр оценок религиозной ситуации в Беларуси.

 К таким характеристикам,  прежде всего, необходимо отнести:

  • Тенденции в мировой религиозной ситуации;
  • Существование религиозного поля Беларуси в условиях глобализации и сосуществование культурной традиции Беларуси в пространстве европейского континента, общеевропейской культуры.

 Обозначим лишь основные, положения. По прогнозам специалистов в мире в ближайшие десятилетия (в период до 2025 г.) увеличат долю своих адептов в составе населения планеты христианство (в том числе за счёт активной миссионерской деятельности неопротестантских вероучений), ислам (прежде всего, за счёт высокого уровня рождаемости его последователей) и корпус новых религий (за счёт дальнейшей либерализации мировоззрений и кризиса традиционных церквей). Сохранит и усилит своё влияние индуизм. Классический (традиционный) протестантизм, наоборот, сдаёт свои позиции. На этом фоне религиозная ситуация в Беларуси может претерпеть изменения по вполне прогнозируемым направлениям, которые заметны и сейчас, но некоторыми воспринимаются как специфика только Беларуси (чаще всего речь идёт о специфике постсоветского существования) или как досадные упущения «в воспитательной работе с населением»: мы имеем в виду непрекращающийся рост числа протестантских и неопротестантских общин и тенденцию к распространению неокультов с идеологией абсолютно нетрадиционной для нашей культуры .

 Процесс глобализации, который становится неотъемлемой  частью современной истории, даёт  повод задуматься о роли и  ценности собственной религиозной  традиции (в масштабах не личности, а этноса) в самосохранении культуры  и народа. Принципиальная демократическая  установка на равенство должна  предполагать учёт сложившегося  веками устоя жизни (прежде  всего, ценностно-нормативного) данного  народа, учёт значимости той или  иной религиозной системы в  процессе его формирования, самовоспроизводства и развития (что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 2002 г.). Глобализация, как навязывание единой для всех модели демократического постиндустриального развития, предполагает унификацию не только политическую и экономическую (что само по себе сомнительно), но и духовную, а ведь «социальные группы Запада и Востока если и совпадают по внешним параметрам, существенно отличаются по внутренним» .

 События конца  ХХ - начала XXI вв. позволяют говорить, что религиозные интересы «малых  народов» в тех государствах, которые генерируют антизападническую позицию, могут использоваться сверхдержавами как повод к гуманитарной интервенции, к перекройке мира под свои интересы, но под предлогом защиты «обижаемых». В этой ситуации возникает насущная проблема в сохранении межконфессионального мира в Беларуси, в разработке основ объединяющей идеологии.

Анализ современного отечественного религиозного поля часто  сопровождается попыткой обозначить специфику, а через неё и уникальность религиозной ситуации в Беларуси. В этой связи необходимо чётко  представлять, что основные характеристики религиозной ситуации в Республике Беларусь должны быть представлены в  виде двух отличных друг от друга смысловых  горизонтов. Первый - характеристики, которые  роднят Беларусь с западным миром, прежде всего, Европой; и здесь речь может  идти только о подобии отечественной  ситуации, о соответствии её мировым  тенденциям. Второй горизонт - характеристики, которые составляют специфику религиозного поля Беларуси, обозначают его своеобразие  и задают социокультурный контекст при разработке его законодательного оформления. Приводимые ниже характеристики, предлагаемые как содержательные моменты отечественной религиозности, соответствуют такому подходу.

        1. Конфессиональная структура Беларуси свидетельствует о стандартной европейской ситуации, которая описывается двухуровневой моделью. Первый уровень - доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второй уровень - широкий спектр иных конфессий (с малым числом сторонников новых (нетрадиционных) религий). Беларусь может отличать лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств. 

         2. Уровень религиозности населения, его воцерковленности, также роднит Беларусь с Западом. В среде верующих, прежде всего это касается традиционных для данных регионов религий, можно констатировать преобладание так называемых "партикулярных верующих". У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальной верой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиозной самоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническим соответствием), т.е. признание себя верующим не ведет к положенной частоте участия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах, молитвах и т.п.). Теперь укажем на те характеристики, которые задают специфику отечественной религиозной ситуации. Во-первых, своеобразие религиозной ситуации в Беларуси «определяется прежде всего её геополитическим положением - на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочерёдным доминированием католицизма и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью» . Религиозная пестрота - историческая, естественно сложившаяся черта нашей культуры. Во-вторых, динамика религиозности в Беларуси отличается стремительностью и масштабностью процессов: обвальный рост числа верующих и, соответственно, религиозных организаций) и уменьшение числа атеистов и неверующих произошли за короткий срок - с 1986 года по конец 1990-х годов. Объяснить это, видимо, можно только достаточно стремительными темпами отмены духовной монополии атеистической идеологии марксизма-ленинизма в советском обществе и появлением реальной возможности каждому свободно определяться с отношением к религии .

В-третьих, только 65,9% зарегистрированных религиозных групп  имеют собственные молитвенные  здания. Такая ситуация - ситуация дефицита культовых зданий - может порождать  некоторую напряжённость как  в отношениях религиозных групп (разных конфессий, прежде всего) между  собой, так и в их отношениях со светскими властями (органами местной  власти, например). История Беларуси изобилует периодами передела культовых  заданий между конфессиями, отчуждения церквей, костёлов, синагог в пользу светских структур, а то и просто их физического разрушения. Теперь же, на волне восстановления исторической справедливости, часто несколько  конфессий претендуют на одно культовое  сооружение или участок земли. В-четвертых, следует указать на рост конфессиональной пестроты (за десять лет число конфессий  выросло с 8 до 26). Такое религиозное  разнообразие возникает двумя путями. Первый путь - признание и легализация  ранее запрещённых конфессий (например, униатство и некоторые протестантские течения). Второй путь - возникновение  неокультов (нетрадиционных или новых религий), т.е. таких религиозных вероучений, которых у нас ранее не наблюдалось.

Нетрадиционные религии  привносят в практику духовной жизни  Беларуси новые (часто тревожные) явления, которые связаны с сущностными  характеристиками проповедуемых учений:

- ярко выраженное  антихристианство и неоязычество (что, прежде всего, направлено против традиционных ценностей национальной нравственности и гуманизма):

- тоталитарный характер  религиозных новообразований (жесточайшая  дисциплина, насилие над индивидуальностью,  беспрекословное подчинение обожествляемому  лидеру и т.д.)

- агрессивные методы  привлечения и удержания членов  организации (активная психологическая  обработка сознания человека, направленная  на разрушение индивидуального,  личностного начала, воспитание  чувства зависимости и безальтернативности сознания и поведения);

- антисоциальная  направленность вероучения (требование  разрыва с семьей и близкими, уход с места учебы или работы, безвозмездный и изнурительный труд на благо общины и т.п.);

- претензии на  исключительность, богоизбранность. С распространением нетрадиционных религиозных учений появляется новая характеристика религиозности

- квазирелигиозное сознание, которое способствует распространению лженаучных идей и новых "стандартов объективности". Содержание такого сознания формируется на базе так называемых паранаук, оккультных и спиритических схем, мистицизма и т.п. Такой "коктейль" сторонники неокультов выдают за реальную и действенную альтернативу существующих путей познания и преобразования мира и человека. Число адептов нетрадиционных религий не велико, но сама тенденция их появления и распространения не может не вызывать тревоги. В-пятых, как с формальной, так и с сущностной стороны религиозные процессы в Беларуси можно охарактеризовать как составляющие одной из двух тенденций - возрожденческой и экспансионистской. В рамках первой идут процессы возрождения традиционных религиозных основ нашего общества и культуры; здесь налицо ситуация обращения к исторически сложившимся в нашем регионе образцам духовности как базе современного нормативно-ценностного порядка. Суть второй тенденции - внедрение в нашу культуру новых религиозных образцов путём активного (и часто агрессивного) миссионерства. В-шестых, конфессиональная пестрота в Беларуси имеет достаточно ярко выраженную национально-этническую окраску - заметными элементами национальной конфессиональной структуры являются поляки-католики, немцы-лютеране, русские-староверы, татары-мусульмане .

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"