Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть: понятие, структура, субъекты и объекты; способы реализации власти.
Государственно - конфессиональная политика в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 56.95 Кб (Скачать)
 

Министерство  транспорта и коммуникаций

Департамент по авиации

МГВАК 
 
 

Контрольная работа №1 

По политологии

Студента 3-го курса

Группы № ЗМВ116

Ермака Александра Владимировича

Учебный шифр 11605

Вариант №5 
 
 

Минск 2011

Вопросы:

  1. Политическая власть: понятие, структура, субъекты и объекты; способы реализации власти.
  2. Государственно - конфессиональная политика в Республике Беларусь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 

Власть  как ключевой феномен  политики.

Этимологически понятие  власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В настоящее время в политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Среди них выделяются марксистская, веберовская, бихевиористская, реляционистская и другие теории власти.

В отечественной  политологии отмечают смысловую  связь категории «власть» со словами  владеть, владычествовать, быть владыкой, но не отождествляют их. Наибольшее распространение имеют марксистское (классовое) и веберовское понимание природы власти. По мнению Макса Вебера, власть означает возможность и способность индивида или социальной общности осуществлять свою волю в определенной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление и независимо от того, откуда такая способность исходит. Определенным синтезом существующих подходов является следующая дефиниция власти: «Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы» (Политология / Под ред. М. А. Василика.– СПб, 1997. – С. 76). Достоинством такого понимания является истолкование власти как вида социальных связей, связанных с осуществлением воли со стороны социального субъекта, подчиняющего себе других прежде всего для удовлетворения собственных коренных интересов. Вместе с тем подобное понимание дает возможность осветить источники, отличительные признаки и структуру власти.

Структура, функции и ресурсы  политической власти.

К источникам власти относятся социальные факторы, обеспечивающие реализацию и доминирование господствующей воли. Это такие факторы, как сила, авторитет, закон, богатство, престиж, тайна, харизма и другие. Решающую роль среди них играют сила и авторитет, без которых невозможно осуществление воли и интересов властвующего социального субъекта.

Отличительные признаки власти проистекают из ее природы  и выражаются в легальности использования  силы, публичности (всеобщности и  безличности), многообразии экономических, социальных и других ресурсов, моноцентричности и стремлению к абсолютизации. В силу вышеизложенного основными структурными компонентами власти являются ее субъекты, объекты и сферы властного влияния. К субъектам власти относятся индивиды, элитные социальные группы, социальные группы и общественные классы, нации, политические партии и общественно-политические организации, наконец, государство. Объектами власти выступают индивиды и социальные общности, организации и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (село, район, город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран (например, Содружество Независимых государств либо Европейский Союз). Сферами действия власти являются экономика, социальная, политическая, духовная сферы, сферы законодательства, судопроизводства, обороны, безопасности и др.

К существенным характеристикам  власти относятся ее функции, которые  иногда называют формами проявления власти. Речь идет о таких функциях, как господство, руководство, управление, организация, контроль и другие. Среди  них приоритетное значение имеют  господство и руководство, разное соотношение  которых в той или иной стране выражается в формировании различных  политических режимов.

Власть во всяком обществе с необходимостью использует определенные ресурсы, без которых  не может быть реализована воля и  осуществлен интерес властвующего социального субъекта. Речь идет о насилии, принуждении, праве, поощрении, убеждении, традициях, обычаях, мифах, страхе и др. Иногда к названным ресурсам относят организационные, демографические, социально-психологические, административные, силовые и дипломатические. Власть тем эффективнее, чем шире и полнее ее ресурсы, чем оптимальнее соотношение разнообразных ресурсов в решении конкретных социальных задач.

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом  является политическая власть, которая  подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся  вместе с институтом государства, имеет  императивный характер. Ее предписания  обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее. Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер.

Субъектно-объектные  отношения в рамках политической власти могут осуществляться в разных типах властного господства и  легитимности. Макс Вебер выделил  три основных типа властного господства. Первый – традиционный, опирается  на традиции, обычаи, нравы той или  иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Каждый из названных  типов властного господства обладает определенной степенью легитимности. Понятие легитимность происходит от латинского слова «Legitimus», которое означает согласие с законом, правомерность и правильность. В современной политологии легитимность истолковывается в смысле принятия и признания правомерности существующей политической власти гражданами, обществом и мировым сообществом. От легитимности отличается понятие легитимация, которое представляет собой политический процесс признания, оправдания, объяснения и принятия политической власти гражданами, обществом и другими государствами. Легитимация обеспечивает повиновение населения действующей власти, добровольное вовлечение граждан в различные формы политического участия на основе доверия и признания законосообразности существующего порядка. Принято выделять следующие основные виды легитимности власти: традиционный, патриархальный, сословный, идеологический, правовой, этнический, харизматический, религиозный. Показателем легитимности власти является уровень политического принуждения, демократизм избирательной системы, характер официальной оппозиции и др. Легитимация власти сочетается с противоположным ей по содержанию процессом делегитимации, который означает утрату политического доверия и признания власти гражданами. Среди многообразных причин делегитимации обычно называют нарастание коррумпированности и бюрократизации власти, рост национального сепаратизма, тенденция к авторитаризму и др.

Субъект и объект власти

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или  второго, пассивного субъекта), отношений  господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между  людьми, группами людей, обществом и  его частями, то есть субъектами, наделенными  сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют  люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способными действовать, выполнять распоряжения. Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть идей", "власть над природой" – это  не более, чем метафоры, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.

Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные  вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как  субъекты власти: съезд решил, правительство  постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда  объект и субъект власти совмещаются  в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся  процессов в обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления, самодеятельности.

Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое  сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и  лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как  желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано  с тем, что власть открывает широкие  возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

К субъектам политической власти относятся:

- социальные общности (народ, нации, классы, социальные  группы и слои). Они влияют на  власть опосредованно. В периоды  радикальных политических перемен,  безвластия, анархии эти общности  могут на короткое время брать  политическую власть непосредственно  в свои руки путем бунта,  восстания, революции, гражданского  неповиновения, создания органов  власти "снизу";

- государство;

- политические партии  и организации. Правящие партии  оказывают непосредственное влияние  на функционирование политической  власти, оппозиционные – опосредованное. В некоторых странах влияние  оппозиционных партий закреплено  в законодательном порядке (право  создавать свой "теневой кабинет");

- правящие элиты,  бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия  существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую  определяющее. Лоббисты представляют  и проталкивают интересы различных  слоев, группировок, существующих  в обществе. В ряде западных  стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;

- групповое и индивидуальное  лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях выборов,  референдумов;

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.

От того, как взаимодействуют  субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.

способы реализации власти

 Конкретные средства, с помощью которых руководитель  воздействует на исполнителей, могут  быть очень разнообразны, а их  использование зависит от ситуации, сложившейся в организации. В  любом случае существуют определенные  способы реализации власти, которые  воплощаются в конкретных элементах  распорядительной деятельности.

Распорядительство. Его можно представить как  прямое руководство. Абсолютное большинство  менеджеров в нашей стране пользуются распорядительством, так как это  проще, чем косвенное управление, которое опирается на знания в  области социальной и человеческой психологии. Важнейшей составляющей прямого руководства выступает  распоряжение, которое в свою очередь  может быть воплощено в различных  формах.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"