Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Содержание

Республика как одна из форм правления. Виды республик. …………………………………………3
Монархия в современном мире. …………………………………………………………………………………….14
Особенности формы правления современной России. …………………………………………………17 Использованная литература

Работа содержит 1 файл

формы гос.правления.docx

— 52.06 Кб (Скачать)

                Вместе с тем элементы парламентарной республики сохраняются. Назначенное президентом правительство  представляется нижней палате парламента, излагает свою программу и по традиции просит о доверии. Парламент может  также принять резолюцию порицания  правительству, что влечет его уход в отставку, но принятие такой резолюции  затруднено:

                она может быть внесена  не менее чем десятой частью всего  состава нижней палаты и принята  абсолютным большинством голосов списочного состава парламента. Резолюция порицания  с 1958 г. была принята всего один раз  — в 1982 г.

                Развитие Франции (особенно в связи с «разделенным правлением») свидетельствует, что парламент  усиливает свои полномочия, а влияние  президента ослабляется. Определенную роль в этом сыграли и некоторые  решения Конституционного совета, которые  привели, в частности, к тому, что  установленное конституцией ограничение  сферы законодательства парламента практически не соблюдается, а традиция голосования по вопросу о вотуме доверия (недоверия) новому правительству  остается прочной.

                «Рационализированный  парламентаризм» Франции оказал влияние на другие страны (на некоторые  франкоязычные страны Африки, Шри-Ланку  и другие государства). Элементы «рационализированного  парламентаризма» присущи всем постсоветским  полупрезидентским республикам.

                Наряду с формами  республики и монархии есть смешанные  формы государства, соединяющие  некоторые черты и той, и другой.

                Монархия с республиканскими элементами. Выше уже говорилось о  смешанных формах правления, которые  соединяют черты однопорядковых форм правления: об абсолютной монархии с элементами конституционности, о  полудуалистической монархии, соединяющей  черты дуалистической и парламентарной монархии, о полупрезидентских, полупарламентарных республиках. Вместе с тем бывают и такие смешанные формы правления, которые сочетают черты разнопорядковых  форм — монархии и республики.

                Важнейшим признаком  монархии является то, что глава  государства получает и передает свой пост по наследству и пожизненно. В Малайзии главу государства  — монарха — выбирают на 5 лет. Он избирается не гражданами и не парламентом, а Советом правителей штатов, в  состав которого входят не все главы  штатов, а лишь султаны 9 из 13 штатов. Главы четырех штатов не являются наследственными султанами и  потому участия в выборах главы  государства не принимают. Обычно на пост монарха — главы государства  избираются султаны штатов по очереди, для чего в Совете правителей ведется  особый список. Таким образом, Малайзия представляет собой своеобразную форму  правления — выборную (или ротационную) монархию.

                Элементы выборности существуют и в ОАЭ. Эмиры семи объединившихся эмиратов выбирают на 5 лет председателя Совета эмиров, которого нередко называют президентом. Председатель Совета эмиров выполняет многие функции  главы государства, особенно церемониальные. По своим полномочиям он ближе  к президенту, чем к монарху  абсолютной монархии, каковой являются ОАЭ с их коллективным монархом —  Советом эмиров. В отличие от Малайзии в ОАЭ председателем Совета эмиров постоянно выбирают монарха крупнейшего  эмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории государства. Очередности  занятия поста главы государства  в этой стране нет.

                Мы рассмотрели весьма слабые элементы республиканизма (выборность главы государства) в монархической  форме правления. Но существуют и  монархические элементы в республике.   
 
 

                Республика  с монархическими элементами.

                Ранее уже говорилось о пожизненных президентах. Такая  должность, созданная впервые в  Югославии для Иосипа Броз Тито, первого президента Югославии, который  возглавлял освободительную борьбу югославских народов против фашистских захватчиков, была затем установлена  в некоторых странах Азии и  Африки: в 60-х годах — в Индонезии, в 70-х годах — в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых  других странах. Пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный  президент всегда был лидером  этой партии), с провозглашением  президента «духовным вождем народа», основателем новой идеологии, объявленной  государственной. Один из таких пожизненных  президентов — Бокасса пошел  еще дальше: провозгласил себя императором  Центральноафриканской империи (он был свергнут в 1979 г.). В Корейской  Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким  Ир Сена был объявлен его наследником  и стал руководителем страны в 1994 г. Институт пожизненного президента и  особенно объявление этого поста   наследственным сближают данную республиканскую форму правления с монархией.

                Как отмечалось, многих республиканских  черт лишена форма правления, создаваемая  в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным  органом, например парламентом или  особой избирательной коллегией. Они  провозглашаются президентами группой  своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент  в этих условиях распускается, конституция  целиком или в значительной части  отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения  вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных  властей. Таким образом, создается  необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют  республиканские учреждения.

                Особая форма республики — теократическая республика, где  правит мусульманское духовенство, — существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент  и парламент, но главную роль играет. Руководитель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном  мусульманском государстве —  халифате. Пост Руководителя государства  принадлежит высшему духовному  лицу, которое подбирается мусульманским  Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Монархия в современном мире.

  В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств. 
 
Сегодня монархия – это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах. 
 
Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации – Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан. 
 
Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой – в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-"карликах": Монако, Лихтенштейне, Ватикане. 
 
Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три монархии: Марокко, Лесото и Свазиленд. 
 
Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Стабильность и благосостояние 
 
Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была a priori закреплена в одних руках и политические круги не вели за неё противостояние, а работали во имя интересов всей нации. 
 
Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант "социализма с человеческим лицом". Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ. Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились во вполне состоятельных граждан. 
 
Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно привести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жилье. Монархии Персидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которых созданы все условия для поступательного роста благосостояния населения. 
 
Обратившись из цветущего Кувейта, Бахрейна и Катара на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу целого ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительное отличие во внутреннем климате этих государств. 
 
Кто скрепляет единство народа? 
 
Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Это мы видим в прошлом, на примере Российской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режим, как это было, к примеру, в Югославии и Ираке, уже не обладает тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соединенному Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малайзии, Саудовской Аравии. Так 2007-й год ясно показал, что в условиях парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство ее народа скрепляют всего три вещи – пиво, шоколад и король. Тогда как отмена монархического строя в 2008 г. в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния. 
 
Вторая половина XX-го столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример – это
Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место среди семьи европейских народов. Других примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), и в Индонезии, которая после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоявший монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два столетия, после того как он был уничтожен голландцами.

Реставраторские идеи довольно сильны и Европе, прежде всего это относится к балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам, общественным и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по данному поводу, а в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, бывшим в изгнании. Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в свой стране вооруженный переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона Второго, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер-министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство. 
 
Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Европейские монархи в большинстве случаев не используют даже данные им конституцией права. 
 
И здесь особое место на карте Европы занимает княжество Лихтенштейн. Еще шестьдесят лет назад оно представляло собой большую деревню, по нелепой случайности получившую независимость. Однако сейчас, благодаря деятельности князя Франца Иосифа II и его сына и преемника князя Ханса Адама II, это один из крупнейших деловых и финансовых центров, сумевший не поддаться на посулы о создании "единого европейского дома", отстоять свой суверенитет и самостоятельный взгляд на собственное государственное устройство. 
 
Стабильность политической и экономической систем большинства монархических стран делает их не только не устаревшими, но прогрессивными и привлекательными, заставляет равняться на них по ряду параметров. 
 
Так что монархия – это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.
 
 
 

Особенности формы правления  современной России 

                  Особенностью формы правления в современной России является то, что наряду с полномочиями, характерными для любого главы государства, решением вопросов гражданства, предоставлением политического убежища, награждением государственными наградами, присвоением почетных званий, осуществлением помилования и пр., Президенту России присущ и ряд иных полномочий.

       В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"