Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:33, контрольная работа
Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.
Республика как одна из форм правления. Виды республик. …………………………………………3
Монархия в современном мире. …………………………………………………………………………………….14
Особенности формы правления современной России. …………………………………………………17 Использованная литература
Министерство образование и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«XXX»
Контрольная работа
По предмету «Политология»
Тема «Формы
государственного правления»
Выполнил:
XXX
XXX 2011
Содержание
Республика как одна из форм правления.Виды республик.
Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.
Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.).
Общими признаками республиканской формы правления являются:
• существование единоличного и коллегиального главы государства;
• выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
• осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
• юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
• обязательность решений верховной государственной власти.
Существование единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая является основой правового государства.
Выборность
на определённый срок главы государства
и других верховных органов
Сейчас
многие правоведы поднимают вопрос
о том, что, в частности, в России
наблюдается перекос этого
Осуществление
государственной власти не по своему
велению, а по поручению народа выражается
в верховенстве закона, подчинения
всех органов государственной власти
закону, принципе функционирования государственной
власти не ради интересов самой
Юридическая
ответственность главы
Обязательность
решений верховной
Республиканская
форма правления в
Есть
и иные, искаженные формы республики,
когда президент не избирается гражданами,
а провозглашается таковым
Принято
делить республики на президентские (например,
США) и парламентарные (например, Индия).
Особое распространение получила первая
из этих форм. В Африке до 90-х годов
совсем не было парламентарных республик,
нет их и в Латинской Америке.
Виды
республик:
Президентская республика.
В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США — косвенным), хотя есть и исключения (в Суринаме одно время — 2/3 голосов парламента, в Египте кандидатуру президента на голосование избирателей может предложить только парламент).
Президент
назначает министров, как, например,
в США или Бразилии, и в этом
случае отдельного от президента правительства
нет, существует кабинет президента,
где министры имеют только совещательный
голос. В некоторых президентских
республиках он может назначить
также премьер-министра. В этом случае
есть правительство во главе с
премьером, но фактическим руководителем
правительства остается президент.
Кроме того, ни премьер, ни министры
политической ответственности перед
парламентом не несут, не могут быть
уволены им в отставку. Это означает,
что кабинет или правительство
формируется партией (крайне редко
— блоком партий), победившей на президентских,
а не на парламентских выборах, и
президент — это лидер правящей
партии, хотя во многих странах, будучи
избран, он слагает с себя партийные
обязанности и выступает как
«надпартийный» деятель. Президент
свободен в подборе членов правительства
и делает это по своему усмотрению
(в Нигерии, США и некоторых
других странах необходимо, однако,
при назначении министров согласие
верхней палаты парламента — сената).
Как правило, министры несут ответственность
за свою деятельность только перед
президентом и не могут быть уволены
в отставку путем вотума недоверия
в парламенте. Иногда конституция
прямо устанавливает, что президент
является главой правительства (ст. 117
конституции Мозамбика 1990 г.). Как
уже говорилось, в большинстве
президентских республик нет
особой должности премьер-министра,
им является президент. Если же такая
должность есть (иногда она предусмотрена
конституциями, но может и не упоминаться
ими, и во многих странах Азии и
Африки она то вводилась, то упразднялась),
то это так называемый административный
премьер. Политику правительства определяет
президент, под руководством которого
проходят заседания совета министров,
где решаются наиболее важные вопросы
(менее важные вопросы решаются под
председательством
В
президентской республике осуществляется
«жесткое» разделение властей: президент
не вправе досрочно распустить парламент
(на практике в развивающихся странах
это бывает; например, в 1993 г. президент
Перу приостановил действие конституции
и распустил парламент, назначив,
правда, новые выборы), но и парламент
не вправе смещать министров путем
вотума недоверия. В тех же редких
случаях, когда такая возможность
может быть использована, всегда предусмотрено,
что это не относится к фактическому
главе правительства —
В
президентской республике вполне возможна
такая ситуация (ее называют «разделенным
правлением»), когда правительство
сформировано одной партией, а в
парламенте большинство мест принадлежит
оппозиционной партии (партиям). Это
неоднократно происходило в Венесуэле,
Коста-Рике, США. Но в Мексике, например,
такая возможность до сих пор
была исключена, поскольку Институционно-
Обычно это делается в обстановке общенационального кризиса, войны, чтобы обеспечить единство действий различных политических сил в критических ситуациях.
Суперпрезидентская республика.
Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, где власть президентов была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту и т.д.). Наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монокра-тическая республика, форма президентского абсолютизма.
В настоящее время в связи
с процессами глобальной
Особой
формой суперпрезидентской республики
является такая форма правления,
которая устанавливается во многих
государствах в результате военных
переворотов. Это довольно частое явление
в развивающихся странах: со времени
образования независимых
Специфическими
чертами обладала президентская
республика в некоторых бывших странах
социалистической ориентации. В отдельных
государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик)
практиковалось избрание президента республики
высшим органом (съездом или центральным
комитетом) единственной в стране правящей
партии. Председатель этой партии, избранный
ее съездом, становился в соответствии
с этим партийным постом автоматически
президентом республики. Он получал
лишь инвеституру (утверждение, вручение
власти) в парламенте: последний
не мог ни отказать в признании
его президентом, ни избрать президентом
дpyгoe лицо. Такой президент опирался не
только на государственный, но и на реально
властвовавший партийный аппарат.