Конституционно-правовое регулирование политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Вообще власть — это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Данное отношение наблюдается в самых различных общностях людей — от всего общества в целом до семьи, дружеской компании и т.п. В семье, дружеской компании власть лидера никак не оформлена и опирается исключительно на его личный авторитет. В коммерческой фирме власть главы ее получает известное оформление и опирается на его долю в капитале, а власть менеджера — на уполномочие собственников капитала. Власть церкви над прихожанами четко оформлена и опирается на их конфессиональную принадлежность, на их твердость в вере. Власть руководителей партии, профсоюза и тому подобного общественного объединения в отношении его членов обычно также оформлена и опирается, помимо личного авторитета, на соответствующим образом (например, посредством выборов) выданное уполномочие членов общественного объединения.'

Содержание

Введение 1
Глава I Конституционное право в системе права Российской Федерации 5
1.1 Понятие и предмет конституционного права. 5
1.2 Конституционно-правовые нормы и институты 8
1.3.Источники конституционного права 9
Глава II Социальные и юридические свойства Конституции Российской Федерации 11
2.1 Конституция как база развития текущего законодательства 11
2.2 Конституционно-правовые санкции 12
2.3 Конституционно-правовая ответственность государства, высших органов и должностных лиц государственной власти в Российской Федерации 20
Заключение 28

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 84.23 Кб (Скачать)

   Чрезвычайно ярким  примером фиктивности Конституции  является практика реализации  закрепленных в ней основных  прав и свобод граждан в  совокупности с системой их гарантий, широко освещенная в юридической литературе.

   Проблема "нерушимости"  Конституции. С проблемой фиктивности  Конституции напрямую связана еще одна проблема - проблема ее нерушимости. Ведь, несмотря на единодушное мнение большинства ученых и политиков о необходимости реформирования Конституции Российской Федерации 1993 г., осуществить его на деле практически невозможно, поскольку эта Конституция является одной из самых жестких в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополнений. Что же касается принятия новой Конституции, то сделать это в условиях существующего правового регулирования вообще нельзя.

   Усложненный порядок  пересмотра Конституции считается  залогом ее стабильности и одним из способов охраны, но все же не абсолютной нерушимости. Тем более нелогична абсолютная нерушимость правовых основ для государств, находящихся в процессе реформирования, в которых вновь складывающиеся общественные отношения нестабильны и чрезвычайно подвижны.

   Поэтому применительно  к Конституции Российской Федерации  1993 г. проблема ее абсолютной нерушимости выглядит весьма специфично. Складывается впечатление, что это вовсе не правовая проблема, а всего лишь политическая уловка в целях искусственного сохранения не свойственной для России государственности и максимально долгого удержания конституционного строя, который был насильственным образом навязан стране.

Институт конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации  в настоящее время находится  в состоянии, далеком от идеального, как в отношении правового регулирования, так и применительно к теоретической базе. Тем не менее, предпосылки для его развития очевидны, и вытекают, прежде всего, из необходимости разрешения существующих проблем. Положительным фактором можно считать повышение внимания к данной проблеме в первую очередь со стороны науки, а также восприятие законодателем некоторых предложений, высказанных в работах различных авторов, и их закрепление в нормах конституционного права.

В отношении теоретической, научной характеристики конституционно-правовой ответственности следует обозначить определенную активность авторов в данной области, причем некоторые из них уже являются признанными специалистами. Тем не менее, в настоящее время наука еще не выработала единого, универсального определения конституционно-правовой ответственности, которое признавалось бы всеми или, по крайней мере, большинством авторов. Выделяя специфические черты данного вида ответственности, авторы нередко слишком ограниченно рассматривают предмет исследования, что не всегда оправдано. Круг субъектов конституционно-правовой ответственности довольно широк и предпосылкой отнесения к таковым является, прежде всего, наличие конституционных прав и обязанностей, которые нередко четко не обозначены и для их выявления требуется анализ правовых актов. Конституционно-правовые санкции в наибольшей степени выявляют самостоятельность данного вида юридической ответственности, поскольку закрепляются в нормах конституционного права, предназначены для обеспечения их действия, и в силу специфики их характера, целевой направленности, предмета регулирования, принудительного воздействия не могут быть отнесены к мерам ответственности, входящим в другие отрасли права.

Главным недостатком конституционно-правового  регулирования деятельности государства, его высших органов и должностных  лиц является отсутствие реально действующего механизма ответственности, что производно, прежде всего, от неопределенности конституционных прав и обязанностей указанных субъектов. Важность решения этой проблемы настолько очевидна, что не требует каких-либо дополнительных аргументов.

Нормальное функционирование и развитие подотрасли избирательного права невозможно без наличия действенного механизма конституционно-правовой ответственности. Следует отметить, что именно в избирательном праве рассматриваемый правовой институт по сравнению с другими сферами характеризуется довольно развитой правовой базой, обширной практикой применения мер ответственности. Кроме того, различные вопросы в данной сфере практически постоянно являются предметом внимания представителей юридической науки, что, во-первых, создает предпосылки для дальнейшего развития отрасли права, а, во-вторых, подчеркивает их значимость, как для развития науки, так и для законодательства и всего общества в целом.

Довольно важную роль в  жизни общества играют политические партии и общественные объединения. В то же время действующее законодательство оставляет нерешенными ряд вопросов Конституционно-правовое регулирования политической системы указанных субъектов. Законодателю целесообразно уделить более подробное внимание этим проблемам, поскольку отрицательные последствия недостатков правового регулирования с неизбежностью отразятся на жизни общества.

1 Зражевская Татьяна Дмитриевна доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ,

заведующий кафедрой конституционного права России и  зарубежных стран ВГУ

2 Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации: Монография. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999. С. 51.

3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 21. Ст. 741

4 Богданова М.С. Некоторые проблемы юридической ответственности государства перед человеком и гражданином // Юрист. 1999. № 2. С. 21.

5 Колосова Н.М. Конституционные санкции // Законодательство и экономика. 2000. № 11. С. 7.

6 Конституционная реформа – не прихоть, а необходимость [Круглый стол] // Журнал российского права. 1999. № 12. С. 13.

7 Колосова Н.М. Конституционная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право.

8 Александр Алексеевич Котенков (р. 23 сентября 1952 года) — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, бывший полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, бывший член Федерального совета Партии российского единства и согласия

9 Лукьянова Е.А., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

 


Информация о работе Конституционно-правовое регулирование политической системы