Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:46, курсовая работа
Вообще власть — это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Данное отношение наблюдается в самых различных общностях людей — от всего общества в целом до семьи, дружеской компании и т.п. В семье, дружеской компании власть лидера никак не оформлена и опирается исключительно на его личный авторитет. В коммерческой фирме власть главы ее получает известное оформление и опирается на его долю в капитале, а власть менеджера — на уполномочие собственников капитала. Власть церкви над прихожанами четко оформлена и опирается на их конфессиональную принадлежность, на их твердость в вере. Власть руководителей партии, профсоюза и тому подобного общественного объединения в отношении его членов обычно также оформлена и опирается, помимо личного авторитета, на соответствующим образом (например, посредством выборов) выданное уполномочие членов общественного объединения.'
Введение 1
Глава I Конституционное право в системе права Российской Федерации 5
1.1 Понятие и предмет конституционного права. 5
1.2 Конституционно-правовые нормы и институты 8
1.3.Источники конституционного права 9
Глава II Социальные и юридические свойства Конституции Российской Федерации 11
2.1 Конституция как база развития текущего законодательства 11
2.2 Конституционно-правовые санкции 12
2.3 Конституционно-правовая ответственность государства, высших органов и должностных лиц государственной власти в Российской Федерации 20
Заключение 28
Вопрос о признании
конкретных санкций конституционно-
выделяют следующие конституционно-правовые санкции:
отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений, отдельно рассматривая в качестве одной из разновидностей признание неконституционными актов различных государственных органов или их отдельных положений;
досрочное прекращение деятельности
различных государственных
лишение полномочий депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, а также членов Совета Федерации по решению соответствующего органа;
отзыв депутата;
аннулирование юридических результатов тех или иных конституционно-правовых действий;
ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан в случаях, установленных законом;
лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;
отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.
Авторы не говорят об исчерпывающем характере данного перечня, очевидно, принимая во внимание возможность его изменения в соответствии с изменением законодательства или с возможным пересмотром позиций авторов, поскольку вопросы о признании некоторых санкций конституционно-правовыми являются дискуссионными.
Т.Д. Зражевская 1 выступая в рамках «Круглого стола» журнала «Государство и право», приводит следующий перечень мер конституционно-правовой ответственности:
отрешение от должности Президента РФ (статья 93 Конституции РФ) и других высших должностных лиц;
освобождение от должности (отставка) Правительства в целом или отдельных его членов (статья 117 Конституции РФ);
выражение недоверия (статья 117 Конституции РФ);
временное отстранение от должности по Указу Президента РФ до принятия решения палатой Федерального Собрания (хотя это законодательно не урегулировано, практика отстранения от должности Генерального прокурора Российской Федерации показала необходимость в такой временной конституционно-правовой санкции);
лишение полномочий депутата, выборного должностного лица; запрет занимать определенные должности;
отмена решения о приеме в гражданство;
лишение государственных наград и почетных званий;
лишение активного и пассивного избирательного права (по приговору суда).
Более подробно конституционно-правовые санкции рассматривают, проводя их классификацию по критерию целей и последствий. 1) правовосстановительные (принуждение к выполнению конституционной обязанности; отмена незаконных правовых актов, признание неконституционными федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, отмена Президентом РФ постановлений и распоряжений Правительства РФ; обязанность государства возместить причиненный ущерб);
2) предупредительные (неудовлетворительная оценка деятельности органов государственной власти; письменное предупреждение регистрирующих органов о несоответствии деятельности общественных объединений их уставным целям; приостановление деятельности общественных объединений на основании заявления прокурора на срок до шести месяцев);
3) карательные, то есть меры взыскания, имеющие цель наказать правонарушителя (отставка Правительства РФ; роспуск Государственной Думы; отзыв депутата; «импичмент» Президента РФ; отказ в регистрации кандидатов и ряд других ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина);
4) санкции пресечения (приостановление действия актов органов государственной власти; право вето Президента РФ и другие правила законотворчества, направленные на пресечение принятия антиконституционных законов.
Цель правовосстановительных санкций – восстановить нарушенные правоотношения, последствием чего может стать восполнение как правового, так и материального урона.
Предупредительными санкциями служат меры, которые направлены на исключение, или, по крайней мере, на минимизацию возможности правонарушения в будущем, кроме того, они имеют цель предупредить субъекта конституционного права об отклонении его поведения от правовых норм, сигнализировать о наступлении в будущем более неблагоприятных для него последствий, если субъект не прекратит свое противоправное поведение.
Меры взыскания – наиболее существенный вид конституционно-правовых санкций, так как последствия здесь наиболее неблагоприятны. Карательные меры направлены на наступление правовых лишений для тех, кто не выполняет свои конституционные обязанности или злоупотребляет своими конституционными полномочиями.
Меры пресечения применяются
с целью предотвратить
Такая классификация санкций условна, поскольку каждая из них в некоторой степени направлена и на пресечение неблагоприятных последствий, и на наказание правонарушителей, и на восстановление нарушенных отношений. В то же время среди множества задач есть главная, основная, которая и определяет место конкретной санкции в данной системе.
Следует отметить, что российское законодательство наиболее полно регламентирует карательные санкции, уделяя меньше внимания иным мерам воздействия, что не всегда оправдано.
Существует довольно четкий перечень конституционно-правовых санкций:
1) отрешение от должности Президента РФ, президентов и губернаторов субъектов РФ;
2) признание правовых актов неконституционными или недействительными;
3) приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
4) отзыв депутата органа законодательной власти, местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (главы, мэра), а также высшего должностного лица субъекта федерации;
5) вынесение предупреждения кандидату, избирательному объединению, инициативной группе избирателей;
6) отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);
7) отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);
8) признание избрания кандидата или списка кандидатов недействительными;
9) признание итогов голосования, результатов выборов и референдума недействительными;
10) отмена решения, принятого на референдуме;
11) отказ в регистрации инициативной группы по проведению референдума;
12) отказ в проведении референдума;
13) расформирование избирательной комиссии;
14) отклонение ходатайства о приеме в гражданство;
15) отмена решения о приеме в гражданство;
16) отказ в регистрации общественного объединения;
17) запрет или приостановление деятельности партии (общественного объединения);
18) отзыв дипломатического представителя;
19) досрочное прекращение полномочий депутата в случае признания его виновным в совершении уголовного преступления по приговору суда;
20) досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления;
21) отказ в рассмотрении ходатайства о признании беженцем;
22) лишение статуса беженца;
23) отказ в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем;
24) лишение статуса вынужденного переселенца.
Необходимо отметить отсутствие в данном перечне таких санкций, как отставка Правительства РФ по воле Президента РФ и возмещение государством причиненного ущерба. Отмечается отсутствие в законодательстве четких правовых оснований, в силу которых Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ, что создает возможности для произвольного применения данной меры, и, по сути, превращает ее в средство политического воздействия. Что касается возмещения государством причиненного ущерба, то автор выносит это за рамки конституционно-правовой ответственности, поскольку порядок возмещения вреда (а имеется в виду, прежде всего, материальный или моральный вред, поддающийся денежной оценке), а также процедура, конкретные основания, методика подсчета определяются в нормах гражданского или уголовного права, в то время как санкции конституционно-правовой ответственности, лишены имущественного содержания.
В литературе присутствует точка зрения, согласно которой отмена незаконных актов органов власти не является конституционно-правовой санкцией, так как нет ограничений материального или юридического характера для тех, кто их издал. Тем не менее, совершенно очевидно, что в данном случае имеет место негативная государственно-правовая оценка правотворческой деятельности субъекта, поскольку налицо нарушение обязанности соблюдения Конституции РФ и законов, и неблагоприятные последствия непосредственно в виде отмены незаконного правового акта. Кроме того, на виновный орган может быть возложена обязанность возмещения в порядке гражданского судопроизводства материального или морального ущерба, причиненного его незаконным актом.
К числу конституционно-правовых
санкций следует отнести
Таким образом, в настоящее
время определение четкого
Действующее законодательство не позволяет однозначно рассматривать некоторые конкретные меры воздействия в качестве конституционно-правовых санкций. Неопределенность правовых норм, отсутствие четкого, детального регулирования отдельных вопросов создают предпосылки произвольного применения некоторых мер, что свидетельствует скорее о политическом, нежели о юридическом их содержании. Совершенно очевидно, что для становления, функционирования и развития конституционно-правовой ответственности в качестве полноценного вида юридической ответственности, необходимо выявлять недостатки в правовом регулировании и разрабатывать предложения по их устранению. В первую очередь следует обратить внимание на вопросы конституционно-правовой ответственности государства, его высших органов и должностных лиц.
Государство является самостоятельным
субъектом конституционных
Информация о работе Конституционно-правовое регулирование политической системы