Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:46, курсовая работа
Вообще власть — это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Данное отношение наблюдается в самых различных общностях людей — от всего общества в целом до семьи, дружеской компании и т.п. В семье, дружеской компании власть лидера никак не оформлена и опирается исключительно на его личный авторитет. В коммерческой фирме власть главы ее получает известное оформление и опирается на его долю в капитале, а власть менеджера — на уполномочие собственников капитала. Власть церкви над прихожанами четко оформлена и опирается на их конфессиональную принадлежность, на их твердость в вере. Власть руководителей партии, профсоюза и тому подобного общественного объединения в отношении его членов обычно также оформлена и опирается, помимо личного авторитета, на соответствующим образом (например, посредством выборов) выданное уполномочие членов общественного объединения.'
Введение 1
Глава I Конституционное право в системе права Российской Федерации 5
1.1 Понятие и предмет конституционного права. 5
1.2 Конституционно-правовые нормы и институты 8
1.3.Источники конституционного права 9
Глава II Социальные и юридические свойства Конституции Российской Федерации 11
2.1 Конституция как база развития текущего законодательства 11
2.2 Конституционно-правовые санкции 12
2.3 Конституционно-правовая ответственность государства, высших органов и должностных лиц государственной власти в Российской Федерации 20
Заключение 28
Оглавление
Введение 1
Глава I Конституционное право в системе права Российской Федерации 5
1.1 Понятие и предмет конституционного права. 5
1.2 Конституционно-правовые нормы и институты 8
1.3.Источники конституционного права 9
Глава II Социальные и юридические свойства Конституции Российской Федерации 11
2.1 Конституция как база развития текущего законодательства 11
2.2 Конституционно-
2.3 Конституционно-правовая ответственность государства, высших органов и должностных лиц государственной власти в Российской Федерации 20
Заключение 28
Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, — это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.
Вообще власть — это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Данное отношение наблюдается в самых различных общностях людей — от всего общества в целом до семьи, дружеской компании и т.п. В семье, дружеской компании власть лидера никак не оформлена и опирается исключительно на его личный авторитет. В коммерческой фирме власть главы ее получает известное оформление и опирается на его долю в капитале, а власть менеджера — на уполномочие собственников капитала. Власть церкви над прихожанами четко оформлена и опирается на их конфессиональную принадлежность, на их твердость в вере. Власть руководителей партии, профсоюза и тому подобного общественного объединения в отношении его членов обычно также оформлена и опирается, помимо личного авторитета, на соответствующим образом (например, посредством выборов) выданное уполномочие членов общественного объединения.'
Все это образует институциональный костяк политической системы — механизм осуществления политической власти. Одни считают, что политическая система исчерпывается указанными выше институтами и установленным или сложившимся порядком отношений между ними, другие полагают, что политическая система состоит из политических институтов, политических норм, средств политической коммуникации, политического сознания, третьи, соглашаясь в основном со вторыми, убеждены, что политическое сознание — это часть существенной среды, в которой функционирует политическая система, и т.д.
Институты — это структурная характеристика политической системы, а нормы отношений — функциональная. Правовой статус институтов и правовые нормы отношений между ними обычно в той или иной степени входят в предмет конституционного права.
Первоначально конституции регулировали два-три блока общественных отношений.
Первый блок — это права и свободы человека и гражданина. По существу данный блок представлял собой, как уже отмечалось, главный смысл создания конституций как основных законов. Ведь конституции учреждались прежде всего для того, чтобы гарантировать человека от произвола государства. Их высшая юридическая сила призвана была защитить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов и иных правовых актов.
Второй блок — организация высшей власти. Эта организация, основанная на принципе народного суверенитета, призвана реализовать вытекающие из него принципы представительного правления и разделения властей. Принцип представительного правления означает, что власть, по крайней мере законодательная, избирается народом, выражает и формирует его волю. Принцип разделения властей предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власть будет осуществляться различными государственными органами, которые будут друг друга уравновешивать, чтобы тем самым избежать произвола любого из них. Конституции с самого начала устанавливали основные принципы формирования властей государства, их компетенцию и взаимоотношения между ними. Третий блок обязательно включался в конституции федеративных государств, но нередко и унитарных. Этот блок — политико-территориальное устройство: виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой.
Уже с середины прошлого века весьма заметное место в конституциях стали занимать нормы, регулирующие внешнеполитические функции государств, их международно-правовую позицию. Можно выделить несколько крупных проблем, получивших отражение в большинстве конституций. К ним относятся: установление принципов внешнеполитической деятельности государства; регулирование вопросов, связанных с объявлением войны и заключением мира; регулирование соотношения международных и внутригосударственных законоположений; определение полномочий органов государства по заключению, ратификации и денонсации международных договоров; наконец, установление правил, определяющих сотрудничество в области защиты прав человека — гражданство, права и свободы человека, экстрадиция и право убежища и др.
Развитие содержания конституций обусловлено развитием общества в соответствующих странах. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят свое отражение в эволюции конституционного законодательства. Ее тенденции достаточно отчетливо просматриваются во всех блоках регулирования.
В области прав и свобод происходит прежде всего расширение их круга путем включения в конституции новых прав и свобод. Так, во многие конституции включались право на охрану окружающей среды, на получение информации, на употребление языков меньшинств, на участие в развитии науки и культуры, на охрану материнства и др. Развитие прав и свобод идет также по пути их детализации, уточнения, более подробного регулирования ранее известных прав и свобод и, наконец, по пути своего рода их унификации. Появление какой-либо конституционной свободы в одной стране рано или поздно влечет появление такой же или подобной в другой стране. «Старые» конституции, действующие с прошлого или начала текущего столетия, обычно не являются исключением из общего правила; они подравниваются под новые и новейшие основные законы. В то же время некоторые права и свободы, известные на заре конституционализма (право на восстание, на сопротивление угнетению и т.п.), почти исчезли из конституционных текстов.
Наряду с усилением полномочий правительства конституции стали более четко и определенно регулировать отношения законодательной и исполнительной властей. Устанавливаются детализированные положения об ответственности правительства в условиях парламентарных форм правления, наблюдаются возникновение новых и развитие известных форм этой ответственности.
В конституциях XX века, особенно в послевоенных, стали в большей мере, чем раньше, встречаться нормы, регулирующие статус экономических и социальных органов государства, его экономическую и социальную деятельность. Это отражало усиление регулирующей роли государства в общественной жизни, обусловленное отрицательными последствиями стихийного развития на данном этапе, необходимостью борьбы против разрушительных экономических кризисов, чреватых тяжелыми социальными потрясениями. В конституции включались обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах, чему должны были служить специальные государственные органы и учреждения, в том числе те, которые предназначены для урегулирования возможных социальных конфликтов.
В конституциях многих демократических стран, особенно в послевоенное время, находит место регулирование института конституционного контроля (надзора). В европейских странах постепенно вырабатывается собственная модель этого института, отличающаяся от традиционной американской, при которой надзор осуществляется обычными судами при соблюдении обычных правил судопроизводства. В Европе стало нормой создание специального органа конституционного контроля, отделенного от органов общей и административной юстиции. Причем орган конституционного контроля, как правило, в государственной иерархии стоит выше других судебных органов, будучи единственным в стране. Получают заметное развитие, как по кругу регулируемых вопросов, так и отчасти по объему, конституционные нормы, связанные с международными отношениями. Это прежде всего касается положений о внешнеполитической деятельности государства. В конституциях, принятых после второй мировой войны, нередки положения, декларирующие миролюбивый внешнеполитический курс. Наиболее заметны в этом отношении сохранившая свое действие преамбула французской Конституции 1946 года, согласно которой «Французская Республика... не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа», а также ст. 11 итальянской Конституции и ст. 9 японской, где обе страны, потерпевшие во второй мировой войне поражение, отказались от войны как средства политики.
Миролюбивая тенденция в современных конституциях есть несомненный результат прогрессивных сдвигов в общественном сознании, наступивших в XX веке не в последнюю очередь вследствие создания таких средств войны, которые способны обесценить смысл любой военной победы: потери обязательно будут столь велики, что одоление противника не приведет практически к их существенной компенсации, не говоря уже о том, что применение оружия массового уничтожения грозит гибелью всему человечеству.
Развитие сотрудничества между государствами и, как следствие этого, резкое увеличение числа международных договоров и международных организаций привели к тому, что конституционное право вынуждено реагировать на этот процесс. В конституциях все чаще появляются нормы о соотношении международно-правовых положений и норм внутреннего права. Общая тенденция состоит в признании примата международного права по отношению к внутреннему.
Наименования «конституционное право» и «конституционный строй» изначально связаны с понятием «конституция». Под конституцией обычно понимают писаный, кодифицированный (единый) нормативно-правовой акт, принимаемый либо путем референдума, либо законодательным органом, либо учредительным собранием.
Конституционное право — одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. По сути дела, в каждой отрасли российского права получают воплощение и конкретизацию незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, а также основной конституционно-правовой принцип «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Все отрасли права основываются на закрепленных именно конституционным правом принципах организации системы государственной власти, компетенции и принципах деятельности всех органов власти, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов. Наиболее тесной является взаимосвязь конституционного права с административным и муниципальным правом. Многие нормы конституционного права являются исходными для уголовного материального и процессуального права.
Схематически конституционное право можно представить в виде ядра российской правовой системы, лежащего в основе остальных отраслей права. Кроме того, роль конституционного права как ведущей и основополагающей отрасли права обусловлена еще и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права, поскольку именно нормы конституционного права определяют виды правовых актов, компетенцию государственных органов, которые уполномочены их издавать, а также соотношение юридической силы всех правовых актов.
Особенность конституционного
права как отрасли права
Конституционное право как отрасль права, являясь одной из отраслей российского права, имеет свой предмет и свои методы правового регулирования. В общей теории права под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права, под методом правового регулирования понимается способ, при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.
Предметом конституционно-правового регулирования являются общественные отношения, обусловленные конституционным строем. Сам конституционный строй представляет собой такое устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей.
Предмет конституционного права охватывает три основные сферы общественных отношений:
1) охрана прав и свобод человека, или отношения между человеком и государством;
2) устройство государства и государственной власти, или властеотношения;
3) отношения между человеком и государством, которые регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права, как то: административное, трудовое и др.
Методы конституционно-
Императивный, или авторитарный, метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения.
Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений и свободой выбора поведения каждой из них. Этот метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими, например избирательными правами, т. е. имеет свободу выбора поведения.
Информация о работе Конституционно-правовое регулирование политической системы