II.
ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Типы избирательных систем определяются
принципами формирования представительного
органа власти и соответствующим
порядком распределения мандатов
по итогам голосования, также
предусмотренными в законодательстве
о выборах. Так как в различных
странах принципы формирования
выборных органов власти и
порядок распределения мандатов
различны, то реально существует
столько модификаций избирательных
систем, сколько и государств, использующих
выборы для формирования органов
государственной власти. Однако
многовековой историей развития
представительной демократии выработано
три типа избирательных систем – мажоритарная,
пропорциональная и смешанная.6
2.1
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная система
основана на системе персонального
представительства во власти. В
качестве кандидата на ту или
иную выборную должность в
мажоритарной системе всегда
выдвигается конкретный человек.
Механизм выдвижения кандидатов
может быть различным: в одних
странах допускается самовыдвижение
наряду с выдвижением кандидатов
от политических партий или
общественных объединений, в других
странах кандидаты могут быть
выдвинуты только политическими
партиями. Но в любом случае
в мажоритарном избирательном
округе баллотировка кандидатов
происходит на персональной основе.
Соответственно, избиратель в данном
случае голосует за индивидуально
определенного кандидата, который
является самостоятельным субъектом
избирательного процесса – гражданином,
осуществляющим свое пассивное избирательное
право. Другое дело, что данного конкретного
кандидата может поддерживать какая-либо
политическая партия. Однако формально
гражданин избирается не от партии, а «сам
по себе».
Как правило, в большинстве
случаев, выборы при мажоритарной
системе осуществляются по одномандатным
избирательным округам. Количество
избирательных округов в таком
случае соответствует количеству
мандатов. Победителем в каждом
округе становится тот кандидат,
который получил предусмотренное
законом большинство голосов
избирателей округа. Большинство
в различных странах бывает
разным: абсолютным, при котором
кандидат для получения мандата
должен набрать более 50% голосов;
относительным, при котором победителем
считается кандидат, получивший
голосов больше, чем все другие
кандидаты (при условии, что
против всех кандидатов подано
голосов меньше, чем за победившего
кандидата); квалифицированным, при котором
кандидат для того, чтобы победить на выборах,
должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов
избирателей. Рассчитываться большинство
голосов может тоже по-разному - либо от
общего числа избирателей округа, либо,
чаще всего, от числа избирателей, пришедших
на выборы и проголосовавших. Система
абсолютного большинства предполагает
голосование в два тура, если в первом
туре ни один из кандидатов не набрал требуемого
большинства. Во втором туре участвуют
кандидаты, набравшие в первом туре относительное
большинство голосов. Такая система затратная
с финансовой точки зрения, но используется
при выборах президентов в большинстве
стран мира, в том числе и в России7.
Аналогично определяются победившие
кандидаты и в многомандатных
мажоритарных округах с категорическим
голосованием. Принципиальное отличие
заключается лишь в том, что избиратель
имеет столько голосов, сколько мандатов
«разыгрывается» в округе. Каждый голос
он может отдать только за одного из кандидатов8.
Таким образом, мажоритарная избирательная
система – система формирования
выборных органов власти на
основе персонального (индивидуального)
представительства, в которой
избранным считается кандидат, набравший
предусмотренное законом большинство
голосов.
Мажоритарная избирательная система
является единственно возможной
при выборах глав государств
или государственных образований
(например, субъектов федерации). Применяется
она и при выборах в коллегиальные
органы власти (законодательные
собрания). Правда, эффективность применения
данной избирательной системы
для формирования парламента
с точки зрения адекватности
политического представительства
в нем справедливо подвергается
сомнению. При всех достоинствах (а к их
числу относят наличие непосредственных
связей между кандидатом или депутатом
и избирателями, возможность приоритетного
представительства в парламенте наиболее
крупных политических партий или сил,
создающих стабильные однопартийные правительства,
и, как следствие, отсутствие политической
раздробленности в органах представительной
власти и т.д.) мажоритарная система имеет
очевидный и очень существенный недостаток.
При такой системе «победитель получает
все». Граждане, голосовавшие за других
кандидатов, вообще никак не представлены
в законодательных органах власти. Это
несправедливо, тем более, что при системе
относительного большинства, как правило,
не представленным в парламенте оказывается
именно большинство. Например, при наличии
в мажоритарном избирательном округе
восьми кандидатов, голоса распределились
так: семь кандидатов получили голосов
приблизительно поровну (каждый из них
набрал по 12% голосов – в сумме 84%), восьмой
кандидат набрал 13 %, против всех проголосовало
3% избирателей. Восьмой кандидат получит
мандат и реально будет представлять всего
13% избирателей. 87% избирателей голосовали
против данного кандидата (или, по крайней
мере, не за него), а он будет считаться
демократически избранным.
Таким образом, аргумент в пользу
мажоритарной системы о возможности
представительства наиболее влиятельных
политических сил (партий) опровергается
не только на теоретическом
уровне, но и на практике: партия,
получившая на выборах голосов
меньше, чем ее соперники в
совокупности, может получить в
парламенте большинство депутатских
мест. Таким образом, мажоритарная
система может приводить к
значительному искажению предпочтений
избирателей. Тем самым создаются
наибольшие возможности для манипулирования
этими предпочтениями. Возможно, именно
поэтому в России отказались
от формирования части Государственной
Думы по мажоритарной избирательной
системе.9
2.2
Пропорциональная избирательная
система
В основе пропорциональной избирательной
системы лежит принцип партийного
представительства. При такой
системе партии выдвигают ранжированные
ими списки кандидатов, за которые
и предлагается проголосовать
избирателю.
Избиратель фактически голосует
за политическую партию, которая,
по его мнению, наиболее адекватно
и последовательно выражает и
защищает его интересы в политической
системе. Мандаты распределяются
между партиями пропорционально
числу поданных за них голосов
в процентном выражении.
Места в представительном органе
власти, которые получила политическая
партия (избирательный блок), занимают
кандидаты из партийного списка
в соответствии с установленным
партией приоритетом. К примеру,
партия, получившая на выборах
в парламент по единому общенациональному
450-мандатному избирательному округу
20% голосов, должна получить 90 депутатских
мандатов.
Их получат первые 90 кандидатов
из соответствующего партийного
списка. Таким образом, пропорциональная
избирательная система – система
формирования выборных органов
власти на основе партийного
представительства, в которой
депутатские места (мандаты) в
представительном органе власти
распределяются в соответствии
с числом набранных партиями
голосов в процентном выражении.
Данная система обеспечивает
адекватное представительство политических
интересов в выборных органах
власти. В пропорциональной избирательной
системе, в отличие от мажоритарной, потери
голосов избирателей минимальны и связаны,
чаще всего, с так называемым «избирательным
барьером» минимальным количеством голосов,
которое должна набрать на выборах партия,
чтобы получить право участвовать в распределении
мандатов. Избирательный барьер устанавливается
для того, чтобы ограничить доступ в представительные
органы власти мелких, зачастую маргинальных,
невлиятельных партий. Не принесшие таким
партиям мандатов голоса распределяются
(также пропорционально) между партиями-победительницами.
Как и мажоритарная, пропорциональная
избирательная система имеет свои разновидности.
Выделяют два вида пропорциональных систем10:
- Пропорциональная
система с единым общенациональным многомандатным
избирательным округом – число мандатов,
в котором соответствует числу мест в
выборном органе власти: свои списки кандидатов
выдвигают только общенациональные партии,
избиратели голосуют за эти списки в масштабах
всей страны;
- Пропорциональная
избирательная система с многомандатными
округами – политические партии формируют
списки кандидатов по избирательным округам,
соответственно депутатские мандаты,
«разыгрываемые» в округе распределяются
на основе влияния партии в этом округе.
Основная претензия, предъявляемая
к пропорциональной избирательной
системе, заключается в том,
что избиратель не имеет возможности
влиять на персональный состав
выборного органа власти. С целью
преодоления этого недостатка
в некоторых странах пропорциональная
избирательная система предполагает
преференциальное голосование. При
таком голосовании избиратель
не только голосует за тот
или иной партийный список, но
и имеет возможность с помощью
определения своих предпочтений
(рейтингового или ординального
голосования) изменять приоритетность
партийного списка. Еще одна существенная
претензия к пропорциональной
системе связана с относительной
независимостью партийных депутатов
от регионов и невозможностью
в этой связи выражать региональные
интересы во власти. Данный недостаток
попытался преодолеть российский законодатель,
предусмотрев разбивку федерального списка
кандидатов от партии на региональные
группы, соответствующие при определенных
условиях части территории субъекта федерации,
субъекту РФ, группе субъектов РФ.11
При этом в федеральном списке кандидатов
от партии должна быть предусмотрена и
общефедеральная часть. В законе о выборах
депутатов Государственной Думы предусмотрено
распределение мандатов с учетом региональных
предпочтений по отношению к списку кандидатов
от определенной партии. Для этого в законе
разработана специальная методика. Представляется,
что данный подход в сочетании с основными
достоинствами пропорциональной избирательной
системы является одним из наиболее эффективных
в обеспечении адекватного представительства
интересов гражданского общества во власти.12
2.3
Смешанная избирательная система
Попытки максимально использовать
достоинства базовых избирательных
систем и нивелировать их недостатки
приводят к возникновению смешанных
избирательных систем. Суть смешанной
избирательной системы заключается
в том, что часть депутатов в один
и тот же представительный орган власти
избирается по мажоритарной системе, а
другая часть – по пропорциональной системе.
Предполагается при этом создание мажоритарных
избирательных округов (чаще всего, одномандатных,
реже – многомандатных) и избирательных
округов (при пропорциональной системе
с многомандатными округами) или единого
общенационального многомандатного избирательного
округа для голосования по партийным спискам
кандидатов. Соответственно, избиратель
получает право одновременно проголосовать
за кандидата (кандидатов), баллотирующегося
в мажоритарном округе на персональной
основе и за политическую партию (список
кандидатов от политической партии). В
реальности при осуществлении процедуры
голосования избиратель получает минимум
два бюллетеня: один для голосования за
конкретного кандидата по мажоритарному
округу, другой – для голосования за партию.
Следовательно, смешанная избирательная
система – это система формирования
представительных органов власти,
при которой часть депутатов
избирается на персональной основе по
мажоритарным округам, а другая часть
– на партийной основе по пропорциональному
принципу представительства13.
Смешанные избирательные системы
принято различать по характеру
взаимосвязи используемых в них
элементов мажоритарной и пропорциональной
систем. По этому основанию выделяется
два вида смешанных систем14:
- смешанная
несвязанная система выборов, при которой
распределение мандатов по мажоритарной
системе никак не зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе
(приведенные выше примеры – это как раз
примеры смешанной несвязанной избирательной
системы);
- смешанная
связанная избирательная система, при
которой распределение мест по мажоритарной
системе зависит от результатов выборов
по пропорциональной системе. В этом случае
кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются
политическими партиями, участвующими
в выборах по пропорциональной системе.
Мандаты, полученные партиями в мажоритарных
округах, распределяются в зависимости
от результатов выборов по пропорциональной
системе. Смешанная связанная система
работает следующим образом. Половина
мест в немецком бундестаге заполняется
по системе простого большинства в одномандатных
округах, другая же половина – по списочной
пропорциональной системе. Но при этом
количество получаемых партией пропорциональных
мандатов уменьшается в зависимости от
того, насколько успешным было ее выступление
в одномандатных округах. В целом смешанная
связанная система работает точно так
же, как и любая пропорциональная.
III.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
РОССИИ, США И ГЕРМАНИИ
3.1
Избирательная система России, США и Германии
С 2007
г. выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации,
согласно Федеральному закону 2005 г.15,
проводятся только на основе пропорциональной
системы, в субъектах РФ выборы не менее
половины депутатов представительного
органа проводятся по спискам, на уровне
местного самоуправления поддерживается
избрание депутатов по пропорциональной
избирательной системе. В то же время применение
пропорциональной избирательной системы
в России не имеет устоявшейся традиции,
а практика ее повсеместной реализации
еще не сложилась. Переход к пропорциональной
избирательной системе повлек за собой
изменение целого блока законодательства
в системе источников конституционного
права.