Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 11:23, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы как таковой и в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
* раскрыть понятие и суть избирательной системы;
* рассмотреть роль избирательной системы;
* выделить основные типы избирательных систем и проанализировать их;
* определить основные проблемы избирательной системы в РФ и рассмотреть перспективы избирательной системы в РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 5
1.1 История развития избирательной системы России 5
1.2 Функции избирательной системы России 8
ГЛАВА II. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 10
2.1 Мажоритарная избирательная система 10
2.2 Пропорциональная избирательная система 13
2.3 Смешанная избирательная система 16
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ, США И ГЕРМАНИИ 18
3.1 Избирательная система России, США и Германии 18
3.2 Возможные пути улучшения избирательной системы. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 5
1.1 История развития избирательной системы России 5
1.2 Функции избирательной системы России 8
ГЛАВА II. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 10
2.1 Мажоритарная избирательная система 10
2.2 Пропорциональная избирательная система 13
2.3 Смешанная избирательная система 16
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ, США И ГЕРМАНИИ 18
3.1 Избирательная система России, США и Германии 18
3.2 Возможные пути улучшения избирательной системы. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 29
В научной литературе термин
«избирательная система», в том
числе и в российском
В широком смысле
Однако людей больше
Если попытаться дать
Несомненно, что избирательная система,
как составная часть
Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы как таковой и в Российской Федерации.
Для достижения поставленной
цели в работе решаются
Объект исследования –
Работа состоит из введения, основной
части, включающей три раздела,
История выборной власти в России уходит в далекое прошлое. Несмотря на то, что существует устойчивое мнение, что в нашей стране никогда не было демократических традиций, что «России нужна только твердая рука», в Российской истории, даже самой древней мы можем найти примеры выборов органов власти.
Одним
из таких примеров является рассказанная
летописцем Нестором история о призвании
варяжских князей на Русь. Обращаясь
к Рюрику и его соратникам, славяне,
по сути, сами выбрали себе правителей.
Своеобразным институтом выборов являлось
в Древней Руси и народное собрание
– вече. Именно ему принадлежала
власть в Новгороде и Пскове, что
позволяло новгородцам и
И в дальнейшей истории нашей страны мы можем найти примеры выборов. Так в XVI – XVII веках вопросы наследования царской власти в спорных случаях престолонаследия решались на Земских соборах – собраниях представителей всех слоев населения России. На таком соборе в 1598 году царь в России впервые был избран. «Выборы» выиграл Борис Годунов. Последняя царская династия России – Романовы – также получили права на престол в результате избрания. В 1613 году, по окончании Смутного времени Земской собор избрал правителем основателя династии Михаила Федоровича Романова.
Первым реальным опытом российского парламентаризма можно считать выборы в Государственную Думу Российской Империи, проведенные согласно Манифесту императора Николая II от 17 октября 1905 года. Тогда же в России появились первые легальные политические партии, которые боролись за места в Думе. Госдума Российской Империи просуществовала до начала 1917 года, успев четырежды поменять свой состав.2
В
советский период истории нашей
страны неоднократно заявлялось, что
СССР является демократическим государством,
что было зафиксировано и в
Конституциях СССР. Высшим органом
государства считался Верховный
Совет СССР, депутаты которого избирались
всенародным голосованием. Номинальным
главой государства являлся
Однако, на деле все обстояло совсем не так радужно, как было записано в Основном Законе. Выборы в СССР проводились на безальтернативной основе. Обычно, кандидат был один, как говорилось тогда, «представлявший блок коммунистов и беспартийных». Возможность голосовать за другого кандидата или против всех не предусматривалась. К тому же, выборы были не правом, а по сути дела, обязанностью граждан Советского Союза. За неявку на выборы человек мог быть наказан.
Реальная же власть в стране принадлежала органам Коммунистической партии Советского Союза. Более того, «руководящая роль КПСС» была законодательно закреплена в Конституции СССР 1977 года. Фактическим органом управления было Политбюро Центрального Комитета КПСС, а главой – Генеральный Секретарь партии.3
В период перестройки (вторая половина 1980-х годов), когда в Советском Союзе стали говорить о необходимости подлинной демократии, выборы стали проходить на альтернативной основе. Теперь кандидатов от одного избирательного округа могло быть несколько, а сама возможность выбирать по настоящему стала причиной высокой избирательной активности граждан. В то время телевизионные трансляции заседаний Верховного Совета СССР, выборы в который стали демократическими, были одной из самых рейтинговых передач.
Развитие демократии в Советском Союзе в период перестройки привело к тому, что в 1990 году состоялись первые выборы Президента СССР. Победу на них одержал Михаил Сергеевич Горбачев, тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПСС.
С распадом СССР Президент и Верховный Совет СССР утратили свои полномочия. На их место пришли Российские органы власти.
Первые выборы Президента Российской федерации (тогда еще РСФСР) состоялись летом 1991 года. И первым президентом России стал наш земляк, уроженец Свердловской области Борис Николаевич Ельцин. В 1996 году он был переизбран на новый президентский срок.
До сегодняшнего дня в России еще трижды прошли президентские выборы – в 2000, 2004 и 2007 годах.
Президент
РФ является главой исполнительной власти
в стране. Законодательная власть
же принадлежит выборному органу
– Государственной Думе Российской
Федерации. Впервые выборы в Госдуму
состоялись в 1993 году, когда в результате
политического кризиса был
До последнего времени выборы в Государственную Думу проводились одновременно по партийным спискам, когда граждане голосовали за какую-либо партию, и по одномандатным округам. В этом случае выбирали уже конкретного человека. Однако изменения избирательного законодательства привели к тому, что одномандатные округа были упразднены. Сегодня избираться в Думу могут только политические объединения.4
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции избирательной системы:
— контроль над институтами власти;
— интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли;
— легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п.;
— расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами;
— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач;
— политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия;
— рекрутирование политической элиты;
— генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ;
— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.
Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Демократические принципы избирательного процесса включают:
1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах.
2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку.
3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно.
4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.5
Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.