Избирательная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы как таковой и в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
* раскрыть понятие и суть избирательной системы;
* рассмотреть роль избирательной системы;
* выделить основные типы избирательных систем и проанализировать их;
* определить основные проблемы избирательной системы в РФ и рассмотреть перспективы избирательной системы в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 5
1.1 История развития избирательной системы России 5
1.2 Функции избирательной системы России 8
ГЛАВА II. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 10
2.1 Мажоритарная избирательная система 10
2.2 Пропорциональная избирательная система 13
2.3 Смешанная избирательная система 16
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ, США И ГЕРМАНИИ 18
3.1 Избирательная система России, США и Германии 18
3.2 Возможные пути улучшения избирательной системы. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

курсовая новая 2.docx

— 74.17 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 5

1.1 История развития избирательной системы России 5

1.2 Функции избирательной  системы России 8

ГЛАВА II. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 10

2.1 Мажоритарная избирательная  система 10

2.2 Пропорциональная  избирательная система 13

2.3 Смешанная избирательная  система 16

ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ, США И ГЕРМАНИИ 18

3.1 Избирательная система  России, США и Германии 18

3.2 Возможные пути  улучшения избирательной  системы. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 29 
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      В научной литературе термин  «избирательная система», в том  числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух  значениях - широком и узком.

      В широком смысле избирательная  система – это система общественных  отношений, связанных с выборами  органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в  таком широком смысле регулируется  не только правовыми нормами.  Сфера этих отношений весьма  широка. В нее входят вопросы  и определения круга избирателей  и избираемых, и инфраструктуры  выборов (создание избирательных  единиц, избирательных органов и  др.), и отношений, складывающихся  на каждой из стадий избирательного  процесса вплоть до его завершения.

      Однако людей больше интересует  избирательная система в, так  называемом, узком смысле. Это способ  определения того, кто из баллотировавшихся  кандидатов избран на должность  или в качестве депутата. В  зависимости от того, какая будет  использована избирательная система,  результаты выборов при одних  и тех же итогах голосования  могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).1

      Если попытаться дать определение  термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения  в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной  системой следует понимать совокупность  правил, приемов, процедур, процессов  и институтов, обеспечивающих легитимное  формирование выборных органов  государственной власти и местного  самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

      Несомненно, что избирательная система,  как составная часть политической  системы, сама подобно любой  системе подразделяется на структурные  компоненты, из которых в качестве  наиболее общих выделяются избирательное  право - теоретико-юридический компонент  и избирательная процедура (или  избирательный процесс) – компонент  практически-организационный.

      Цель данной работы состоит  в рассмотрении избирательной  системы как таковой и в Российской Федерации.

      Для достижения поставленной  цели в работе решаются следующие  частные задачи:

  • раскрыть понятие и суть избирательной системы;
  • рассмотреть роль избирательной системы;
  • выделить основные типы избирательных систем и проанализировать их;
  • определить основные проблемы избирательной системы в РФ и рассмотреть перспективы избирательной системы в РФ.

      Объект исследования – избирательная  система в РФ. Предметом исследования  являются общественные отношения,  связанные с рассмотрением избирательной  системы в РФ.

      Работа состоит из введения, основной  части, включающей три раздела,  заключения и списка использованных  источников. 

 

I. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

    1. История развития избирательной системы  России
 

      История выборной власти в России уходит в  далекое прошлое. Несмотря на то, что  существует устойчивое мнение, что  в нашей стране никогда не было демократических традиций, что «России  нужна только твердая рука», в  Российской истории, даже самой древней  мы можем найти примеры выборов  органов власти.

      Одним из таких примеров является рассказанная летописцем Нестором история о призвании  варяжских князей на Русь. Обращаясь  к Рюрику и его соратникам, славяне, по сути, сами выбрали себе правителей. Своеобразным институтом выборов являлось в Древней Руси и народное собрание – вече. Именно ему принадлежала власть в Новгороде и Пскове, что  позволяло новгородцам и псковитянам  самим выбирать себе князей. Даже знаменитый Александр Невский, став неугодным  новгородцам, был вынужден отказаться от власти в городе.

      И в дальнейшей истории нашей страны мы можем найти примеры выборов. Так в XVI – XVII веках вопросы наследования царской власти в спорных случаях престолонаследия решались на Земских соборах – собраниях представителей всех слоев населения России. На таком соборе в 1598 году царь в России впервые был избран. «Выборы» выиграл Борис Годунов. Последняя царская династия России – Романовы – также получили права на престол в результате избрания. В 1613 году, по окончании Смутного времени Земской собор избрал правителем основателя династии Михаила Федоровича Романова.

      Первым  реальным опытом российского парламентаризма  можно считать выборы в Государственную  Думу Российской Империи, проведенные  согласно Манифесту императора Николая  II от 17 октября 1905 года. Тогда же в России появились первые легальные политические партии, которые боролись за места в Думе. Госдума Российской Империи просуществовала до начала 1917 года, успев четырежды поменять свой состав.2

      В советский период истории нашей  страны неоднократно заявлялось, что  СССР является демократическим государством, что было зафиксировано и в  Конституциях СССР. Высшим органом  государства считался Верховный  Совет СССР, депутаты которого избирались всенародным голосованием. Номинальным  главой государства являлся председатель Верховного Совета.

      Однако, на деле все обстояло совсем не так радужно, как было записано в Основном Законе. Выборы в СССР проводились на безальтернативной основе. Обычно, кандидат был один, как говорилось тогда, «представлявший блок коммунистов и беспартийных». Возможность голосовать за другого кандидата или против всех не предусматривалась. К тому же, выборы были не правом, а по сути дела, обязанностью граждан Советского Союза. За неявку на выборы человек мог быть наказан.

      Реальная  же власть в стране принадлежала органам  Коммунистической партии Советского Союза. Более того, «руководящая роль КПСС»  была законодательно закреплена в Конституции  СССР 1977 года. Фактическим органом  управления было Политбюро Центрального Комитета КПСС, а главой – Генеральный  Секретарь партии.3

      В период перестройки (вторая половина 1980-х  годов), когда в Советском Союзе  стали говорить о необходимости  подлинной демократии, выборы стали  проходить на альтернативной основе. Теперь кандидатов от одного избирательного округа могло быть несколько, а сама возможность выбирать по настоящему стала причиной высокой избирательной  активности граждан. В то время телевизионные трансляции заседаний Верховного Совета СССР, выборы в который стали демократическими, были одной из самых рейтинговых передач.

      Развитие  демократии в Советском Союзе  в период перестройки привело  к тому,  что в 1990 году состоялись первые выборы Президента СССР. Победу на них одержал Михаил Сергеевич Горбачев, тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПСС.

      С распадом СССР Президент и Верховный  Совет СССР утратили свои полномочия. На их место пришли Российские органы власти.

      Первые  выборы Президента Российской федерации (тогда еще РСФСР) состоялись летом 1991 года. И первым президентом России стал наш земляк, уроженец Свердловской области Борис Николаевич Ельцин. В 1996 году он был переизбран на новый  президентский срок.

      До  сегодняшнего дня в России еще  трижды прошли президентские выборы – в 2000, 2004 и 2007 годах.

      Президент РФ является главой исполнительной власти в стране. Законодательная власть же принадлежит выборному органу – Государственной Думе Российской Федерации. Впервые выборы в Госдуму  состоялись в 1993 году, когда в результате политического кризиса был распущен Верховный Совет России.

      До  последнего времени выборы в Государственную  Думу проводились одновременно по партийным  спискам, когда граждане голосовали за какую-либо партию, и по одномандатным  округам. В этом случае выбирали уже  конкретного человека. Однако изменения  избирательного законодательства привели  к тому, что одномандатные округа были упразднены. Сегодня избираться в Думу могут только политические объединения.4

1.2 Функции избирательной системы России

 

     Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции избирательной системы:

     — контроль над институтами власти;

     — интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли;

     — легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п.;

     — расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами;

     — мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач;

     — политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия;

     — рекрутирование политической элиты;

     — генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ;

     — конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

     Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в  том случае, если сами они организованы демократически. Демократические принципы избирательного процесса включают: 

     1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах.

     2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку.

     3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно.

     4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.5

     Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Информация о работе Избирательная система России