Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:39, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении сущности понятия и системы источников права на современном этапе развития общества. Данная цель обусловила постановку и решения следующих задач курсовой работы:
разбор понятия «источник права» и его соотношение с «формой права»;
изучить сущность правого обычая, и какую роль он играет на современном этапе развития правовых систем;
рассмотрение влияния прецедента на правовую систему государства;
рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
анализ сущности и истории становления правой доктрины и нормативного договора в качестве источников права
выявить взаимосвязь между основными источниками, и какой из них занимает лидирующие позиции в той или иной правовой семье
Введение
Понятие источника права и его соотношение с понятием «форма права»-------------------------------------------------------------------------------------------------
Сущность понятия «источника права» -----------------------------------------------------
Соотношение понятий «источник права» с понятием «форма права» --------------
Система источников права------------------------------------------------------------------
Критерий классификации--------------------------------------------------------------------------
Правой обычай----------------------------------------------------------------------------------
Нормативно – правовой акт----------------------------------------------------------------
Правовая доктрина---------------------------------------------------------------------------
Нормативный договор---------------------------------------------------------------------
Заключение
Список используемой литературы
В итоге под источником права понимается его внешняя форма выражения, т.е. совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли. Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.
Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, закон, указ президента, постановления правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие из соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.
1.2. Соотношение формы и источника права.
Рассматривая
вопрос о понятии, содержании
и системе источников права,
нельзя ни затронуть
Вопрос о соотношении «формы права» и «источника права» отечественными и зарубежными авторами всегда решался и ныне решается далеко не одинаково. Традиционно существует два значительно отличающихся друг от друга и несовместимых друг от друга варианта решения данного вопроса и подхода.
Суть первого из них заключается в полном отождествлении источника права с формой права, в сведении источника права к форме права и, наоборот, формы права – к источнику права. Во избежание недопонимания в подобных случаях при рассмотрении формы права, после написания данного термина «форма права» как правило, в скобках, в виде констатации тождественности и равнозначности искомых терминов следует термин «источник права».
В качестве одного из многочисленных примеров можно сослаться на работу М.И. Байтина «Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков)», где понятие «форма права» полностью отождествляется с «источником права», а обозначающие термины считаются равнозначными. «Под формой (источником) права, - пишет автор, - понимаются определенные способы (приемы, средства) выражения государственной воли общества». К исторически сложившимся «разновидностям формы выражения права (источником права в юридическом смысле).6
Суть второго подхода к решению проблем соотношения источников и форм права заключается в том, что их понятия рассматриваются как полностью несовпадающие друг с другом, а отражающие их термины – как далеко не равнозначные друг другу. В научной литературе отмечается в связи с этим, не смотря на то, что понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны между собой, но они не совпадают друг с другом. Ибо, если «форма права» показывает, «как организованно и выражено вовне содержание права, то понятие «источник права» охватывает «истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения».
Разностороннее изучение понятия и содержания форм и источников права, а также анализ характера их взаимоотношений недвусмысленно указывает на то, что в одних отношениях форма и источник права могут совпадать друг с другом и рассматриваться как тождественные понятия, в то же время как в других отношениях они могут значительно отличаться друг от друга и не могут считаться тождественными.
Совпадение формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о вторичных, формально – юридических источниках права. Тем самым подчеркивается, помимо всего прочего идентичность формы и источника права, где форма указывает на то, что, как, каким образом организованно и выражено вовне юридическое (нормативное) содержание. А источник – на то, каковы те юридические и иные истоки, факторы, предопределяющие рассматриваемую форму права и ее содержание.7
Что же касается первичных источников права, рассматриваемых сами по себе, в виде материальных, социальных и иных факторов, оказывающих постоянное влияние и предопределяющих процессы правообразования, правотворчества и законотворчества, то здесь совпадения источников права с формами права нет и не может быть.
Исходя
из сказанного можно сделать
вывод о том, что при
Однако
в учебной, а нередко и в
научной юридической литературе
различным смысловым оттенкам терминов
и понятий «источник права» и «форма права»
не придается особого значения и они почти
во всех случаях рассматриваются как идентичные.
Одна из причин этого заключается в том,
что при таком подходе отдается определенная
дань сложившейся в сфере познания форм
и источников права своеобразной традиции.
2.Система источников права
2.1 Критерий классификации
Независимо от критериев классификации источников права, от их видов, понятия и их содержания все они выступают в рамках той или иной правовой системы как некое единое целое, формирующее данную правовую систему и наполняющее ее конкретным нормативным содержанием. С определенной долей условности можно утверждать, что каждой национальной правовой системе и, соответственно, системе права свойственна своя собственная система источников права и, наоборот.
Отмечая системный, упорядоченный характер источников права в рамках отдельных правовых систем и семей, необходимо вместе с тем иметь ввиду и их, в определенной степени, «субординированный», «иерархический» характер.
Последний проявляется не только в фактически существующем подразделении источников права на первичные (материальные, социальные и иные) и вторичные (формально – юридические) источники, где первые обуславливают само существование и содержание вторых, но он выступает и в других формах и проявлениях. В частности в «иерархическом» или «субординационном» характере отношений, существующих между отдельно взятыми материальными, социальными и иными первичными источниками права, с одной стороны, и формально – юридическими, вторичными источниками права, с другой.
Общеизвестным является тот факт, что вторичные – формально – юридические источники в виде законов, издаваемых высшими законодательными органами, постановлений правительства, приказов министров и других нормативно – правовых актов никогда не находились и не могут находиться на одном и том же формально – юридическом и фактическом уровне. В зависимости от свойственной каждому из них, причем не одинаковой юридической силы все формально – юридические источники располагаются друг по отношению к другу строго в иерархическом, субординационном порядке, соподчиняются друг другу и, соответственно, дополняют и детализируют друг друга.
Нас
в первую очередь будут
2.2. Правовой обычай
Юридический обычай, восполняющий многие пробелы закона, большею частью развивается еще медленнее. Для образования его нужно многократное повторение однородных случаев, вызывающих применение одних и тех же решений. Назревая очень медленно, иногда в течение целых веков, правовой обычай поэтому бессилен нормировать новые отношения, выходящие из обычной колеи.8
Источник правовых норм гражданского и торгового права; норма, дополняющая закон в тех случаях, когда соответствующее предписание в законе вообще отсутствует или написано недостаточно полно. В таких странах, как Франция и Германия, не исключается применение обычай и против закона. В отличие от норм обычного права, судья не обязан знать обычай, поэтому обязанность доказать существование и содержание обычая может быть возложена на сторону, ссылающуюся на него. В качестве основных признаков, которыми, как правило, характеризуется обычай, указывается: определенная продолжительность существования, постоянность соблюдения, определенность, непротиворечив публичному порядку. Следует иметь в виду, что отграничить правовые обычаи от обыкновений не всегда просто, тем более, что обыкновения в процессе их применения зачастую перерастают в обычаи.9
Правовой обычай - это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило, официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте.
Наиболее широко правовые обычаи применяются в банковской практике, коммерческом обороте, сфере страхования, международной торговле. Правовой обычай закрепляет давно сложившиеся общественные отношения, вошедшие в привычку Государственное санкционирование здесь, как правило, проявляется в том, что государственные органы в своей деятельности используют их в качестве нормативной основы для вынесения властно-распорядительных решений, издания судебных и административных актов. Иногда отсылка к правовому обычаю прямо дается в законе или ином нормативном акте. Участники правовых отношений вправе обосновывать свои требования и защищать права ссылками на сложившиеся правовые обычаи. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.10
Признаки.
1. Правовой
обычай как источник права
- это неоднократно и достаточно
широко применяемое правило
2. Неразрывная связь правового содержания и юридической формы позволяет сформулировать два значения термина "обычное право", как в неюридическом смысле "протоправо", так и в чисто юридическом "правовой обычай". Это дает основание считать, что генезис обычного права начинается с обычной нормы, которая на определенном этапе развития общества выступает индикатором важнейших, жизненно необходимых социальных ситуаций, действует в отношении всех, кто подпадает под ее содержание и, что в дальнейшем, она переходит в разряд норм позитивного права.
3. К
основным способам
4. Можно
выделить несколько основных
субъектов санкционирования
5. Принимая
во внимание разнообразие
Критерии классификации и виды правовых обычаев:
- По способам санкционирования:
а) ссылочные - ссылка в нормативном акте, в правоприменительном решении;
б)
соблюдаемые в деятельности
в) международно-признанные;
г) договорные;
д)
неофициально
- По характеру санкционирования:
а) непосредственные
б) опосредованные.
- По сфере действия:
а) местные;
б) национальные;
в) специальные;
г)
партикулярные международные
- По характеру действия: