Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:03, курсовая работа
Основными целями и задачами данной курсовой работы послужло рассмотрение таких вопросов как:
Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
. Историческая типология религиозных организаций. . . . . . . . .5-6
1.2. Состояние религиозной жизни страны на современном
этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-10
Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Конституции. . . . . 11-12
2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Законе Республики
Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». . . .12-15
2.2. Статус священнослужителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-26
Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-31
Согласно
ч. 2 и 3 Закона Республики Беларусь «О свободе
совести и религиозных
Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 23 февраля 1999 г. №280 было утверждено
Положение о порядке
В
соответствии со ст. 34 Закона Республики
Беларусь «О свободе совести
и религиозных организациях»,
трудовые отношения между
Данная
норма воспроизведена в п. 61 типового
Устава епархии Белорусской
Согласно п. 34 Устава Республиканского религиозного объединения «Белорусская Православная Церковь» («Белорусский Экзархат Московского Патриархата»), зарегистрированного 28 февраля 2003 г. Комитетом по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь и
п. 62 типового
Устава епархии Белорусской
Впервые
право на государственное социальное
страхование (в частности, на государственное
пенсионное обеспечение) священнослужители
Белорусской Православной Церкви получили
лишь с 1 января 1993 г., т.е., с момента
вступления в силу Закона Республики
Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном
обеспечении» (до этого пенсии священнослужителям
выплачивались лишь самими религиозными
организациями). При этом в трудовой
стаж священнослужителей засчитывалось
и время службы до 1 апреля 1992 г. независимо
от уплаты страховых взносов в
Фонд социальной защиты населения Республики
Беларусь (постановление Верховного
Совета Республики Беларусь от 17 апреля
1992 г. №1597-XII «О порядке введения в
действие Закона Республики Беларусь
«О пенсионном обеспечении»). Введение
в законодательство Республики Беларусь
указанных норм свидетельствовало
об изменении отношения к
Согласно
п. 1 ч. 1 ст. 7 действующего Закона Республики
Беларусь от 31 января 1995 г. №3563-XII «Об
основах государственного социального
страхования», граждане, работающие по
трудовым договорам, а также работающие
на основе участия в юридических
лицах любых организационно-
В этих целях
религиозные организации
Таким образом,
священнослужители
– пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет;
– пособиями
и компенсациями в связи с
несчастными случаями на производстве
и профессиональными
– пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
– пособиями
по болезни и временной
– пособиями по безработице;
– пособиями на погребение.
Кроме указанных социальных выплат, священнослужителям гарантируется получение страховых выплат при повреждении здоровья, вызванного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
Любые доходы, получаемые в течение календарного года физическими лицами, работающими в религиозных организациях (включая священнослужителей), подлежат налогообложению в порядке и размерах, установленных Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. №1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (ч. 1 ст. 7) и сопутствующим законодательством (ч. 5 п. 16 Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 февраля 2002 г. №16).
Налог исчисляется и удерживается ежемесячно юридическими лицами и предпринимателями, являющимися источниками выплаты дохода (в нашем случае – это религиозные организации) (ч. 1 ст. 8 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц»). В случаях же, предусмотренных ст. 18 Закона и гл. 18 Инструкции, священнослужитель обязан не позднее 1 марта следующего года представить в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика Республики Беларусь декларацию о совокупном годовом доходе за истекший календарный год.
Точно также – наравне с иными субъектами права – происходит налогообложение священнослужителей и другими видами налогов, установленными законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, налоговое право Республики Беларусь не предусматривает никаких льгот для священнослужителей Белорусской Православной Церкви лишь на основе их статуса, и обложение налогами (в т.ч. подоходным) происходит по ставкам, одинаковым для всех физических лиц.
Определенные
особенности правового статуса
священнослужителей в процессуальных
отраслях права были закреплены законодательством
Республики Беларусь сравнительно недавно.
Впервые это было сделано в 1992
г. в Законе Республики Беларусь «О
свободе совести и религиозных
организациях». Первоначальная редакция
Закона в ч. 7 ст. 23 предусматривала,
что разглашение тайны исповеди
не допускается. Затем аналогичная
норма была введена в Уголовно-
Необходимость
введения данных норм в законодательство
Республики Беларусь была продиктована
соображениями морально-
В соответствии
с п. 6 ч. 2 ст. 60 Уголовно-процессуального
кодекса Республики Беларусь от 16 июля
1999 г. №295-З, не подлежит допросу в
качестве свидетеля священнослужитель
об обстоятельствах, ставших известными
ему из исповеди. (П. 3 ч. 2 ст. 66 действовавшего
ранее Уголовно-
Аналогичную
норму содержат п. 3 ст. 92 Гражданского
процессуального кодекса
При сравнительном анализе данных норм можно сделать вывод, что все три нормативных акта указывают на невозможность священнослужителей быть свидетелями об указанных обстоятельствах в принципе – как по инициативе компетентных органов, так и в добровольном порядке. (Ст. 13 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» прямо предусматривала невозможность добровольного раскрытия тайны исповеди: «Священнослужитель не может допрашиваться или давать объяснения (а не «понуждаться к даче объяснений» - Прим. авторов) кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны на исповеди граждан»).
В отличие от указанных кодексов, действующий Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г. №4048-X не предусматривает возможности отказа священнослужителя от дачи свидетельских показаний по каким-либо категориям дел об административных правонарушениях, что, несомненно, является существенным недостатком данного акта. Ситуация будет исправлена с принятием нового Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, проект которого внесен Президентом Республики Беларусь . П. 4 ч. 2 ст. 36 проекта указанного Кодекса предусматривает классическое положение: «свидетелем не может быть … священнослужитель — об обстоятельствах, известных ему из исповеди».
Таким образом,
с принятием данного
Также необходимо
отметить следующее. Ч. 1 ст. 39 Закона Республики
Беларусь «О свободе совести и
религиозных организациях»
Среди иных
предусмотрен такой состав, как нарушение
тайны исповеди. Однако неясно, какую
же конкретно ответственность
Ни Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. №275-З, ни действующий Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г., ни еще не вступивший в законную силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. №194-З, сходных составов не предусматривают. Таким образом, виновные в нарушении тайны исповеди будут нести лишь дисциплинарную ответственность, предусмотренную гл. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь (и то, лишь в случае, если соблюдение тайны исповеди входило в трудовые обязанности виновного лица – ст. 197 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Кроме того, возможно возложение на лицо, нарушившее тайну исповеди (священнослужителя), обязанности компенсировать моральный вред (т.е. физические или нравственные страдания), причиненные потерпевшему (если вред был причинен) – в соответствии со ст.ст. 151 и 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №218-З и постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» (в частности, п. 3 постановления).
В качестве
санкции за указанное нарушение
может последовать также
Тесно
связана с указанными нормами
и норма примечания к ст. 406
Уголовного кодекса Республики
Беларусь. Ст. 406 Кодекса предусматривает
ответственность за
Примечание к данной статье указывает, что в любом случае не подлежит уголовной ответственности за недонесение о преступлении (как совершенном, так и готовящемся) священнослужитель, узнавший о нем на исповеди. Анализируя указанную норму, можно сделать вывод, что священнослужитель может узнать о преступлении на исповеди как непосредственно от лица, его совершившего (или готовящегося его совершить) и его соучастников, так и от любых иных лиц.