Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:03, курсовая работа
Основными целями и задачами данной курсовой работы послужло рассмотрение таких вопросов как:
Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
. Историческая типология религиозных организаций. . . . . . . . .5-6
1.2. Состояние религиозной жизни страны на современном
этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-10
Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Конституции. . . . . 11-12
2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Законе Республики
Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». . . .12-15
2.2. Статус священнослужителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-26
Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-31
В апреле 2004 года был завершен процесс подписания 14 программ сотрудничества между Белорусским экзархатом и заинтересованными министерствами и ведомствами, которые касаются разных сфер деятельности.
Многоплановое и комплексное сотрудничество церкви и государства в Республике Беларусь, закрепленное в Соглашении и совместных программах, не имеет аналогов среди стран СНГ.
Именно
таким образом шло
Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях.
Принцип
свободы совести, появившийся как
юридическое понятие в XVIII-XIX веках,
превращается в один из основополагающих
принципов межчеловеческих
2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях, закреплённое в Конституции.
В Республике Беларусь действуют законодательные акты о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях. Важнейшими из них являются Конституция Республики Беларусь. Согласно этому документау, в Республике Беларусь осуществляется полная свобода совести. Так, ст. 16 Конституции гласит: «Религии и вероисповедания равны перед законом». Этой же статьей запрещена деятельность религиозных организаций, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя или нарушает права и свободы граждан, либо препятствует «исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности». Статья 31 предоставляет право каждому определять свое отношение к религии, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, т.е. каждый может не только исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой религии, быть атеистом, но и распространять свои убеждения. Это положение подкрепляется и в ст. 33, которая гласит «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение».5
2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях, закреплённое в Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».
В законе Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г., «О свободе совести и религиозных организациях» (В редакции закона от 31 октября 2002 г.). В преамбуле этого Закона впервые признаются определяющая роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, духовная, культурная и историческая роль Католической церкви на территории Беларуси, неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.
Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» в соответствии с Конституцией подтверждает право каждого «на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений…исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (ст. 4). Родители имеют право по взаимному согласию воспитывать своих детей в соответствии со свои собственным отношением к религии. При этом нельзя допускать никакого принуждения (ст. 5). «Религии и вероисповедания равны перед законом» (ст. 6). В этой же статье, что очень важно, прямо сказано: «Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. В официальных документах отношение гражданина к религии указывается при условии, что он желает этого сам. Все граждане имеют одинаковые права независимо от их отношения к религии (ст.7).
В то же время «никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклоняться от исполнения установленных законом обязанностей» (ст. 7). В статье 8 подчеркивается, сто государство не вмешивается в деятельность церкви, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. Религиозные организации не выполняют государственных функций. «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирования духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» (ст.8). Религиозные организации праве участвовать в общественной деятельности, но не должны участвовать в деятельности политических партий и оказывать им финансовой и иной поддержки. Согласно ст.8, «Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь». В местах богослужения не допускается использование государственной символики. «Национальная система образования Республики Беларусь носит светский характер и не следует цели формирования того или иного отношения к религии» (ст. 9). Зарегистрированные организации вправе создавать для религиозного просвещения детей и взрослых учебные заведения, «используя для этого принадлежащие и (или) предоставляемые им в пользования помещения, кроме помещений, принадлежащих государственным органам образования» (ст. 9). Следовательно, в школах, средних и высших учебных заведениях не разрешается не только «создавать для религиозного просвещения детей и взрослых учебные группы и воскресные религиозные школы», но даже не разрешается использовать для этих целей их помещения. Зарегистрированные религиозные организации признаются юридическими лицами. И как юридические лица они «пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами» (ст. 16)
Религиозные организации имеют следующие признаки:
1.Вероисповедание;
2.Разработанная культовая практика;
3.Проведение богослужений;
4.Религиозное просвещение и воспитание своих последователей» (ст.13).
Религиозная организация образуется по инициативе не менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста и постоянно проживающих на территории (ст. 14). «Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь»
(ст. 13). «Религиозные
объединения образуются при
«Религиозные
организации подлежат обязательной
государственной регистрации» (ст.
16). Регистрацию религиозных общин
осуществляют областные, Минский городской
исполнительные комитеты, а религиозных
объединений, монастырей и монашеских
общин, братств и сестричеств, миссий
и духовных учебных заведений
– республиканский орган
- создаваемая религиозная организация не соответствует требованиям, содержащимся в статье 13 настоящего Закона;
- устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
- по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных настоящим Законом;
- нарушен порядок создания религиозной организации, установленный настоящим Законом.
Сообщение
об отказе в государственной регистрации
религиозной организации
Религиозная организация может быть ликвидирована по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации; по решению суда, при этом обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные лица) в соответствии с законодательными актами.
На условиях,
установленных
Религиозные управления и центры вправе создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей и специалистов, необходимых для религиозных организаций.6
2.2. Статус священнослужителя.
Статус священнослужителя базируется на основополагающих международно-правовых актах. Так, содержание свободы мысли, совести и религии, раскрытое в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.; ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; ст. 6 Международной декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г., и других международных актах, включает в себя, в частности, следующие свободы:
– свободу отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды;
– свободу
организовываться в соответствии со
своей собственной
– свободу
религиозных организаций в
– свободу
религиозных организаций в
Все эти международные нормы (два последних международных акта обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь) оказывают непосредственное влияние на определение понятия священнослужителя и наделение его соответствующим объемом прав и обязанностей.
В соответствии
с п. 8 ст. 3 Закона Республики Беларусь
от 17 декабря 1992 г. №2054-XII «О свободе
совести и религиозных
Также необходимо
отметить, что лицо должно быть уполномочено
на соответствующее служение не любой
религиозной организацией, а лишь
религиозным объединением, т.е. объединением
религиозных общин единого
В настоящее
время в качестве религиозных
объединений зарегистрированы Белорусский
Экзархат Московского Патриархата
и 10 епархий Экзархата. Таким образом,
лишь лицо, уполномоченное одним из
11 указанных религиозных
Норму п.
8 ст. 3 Закона «О свободе совести
и религиозных организациях»
следует понимать таким образом,
что священнослужителем может быть
любое лицо, а не только участник
уполномочивающего его
С
точки зрения внутреннего
Что же касается
законодательства Республики Беларусь,
то оно кроме требований, предусмотренных
п. 8 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О
свободе совести и религиозных
организациях», никаких иных требований
к священнослужителям не предъявляет
(два исключения из этого положения:
одно касается гражданства священнослужителя-
Для
священнослужителей
Таким образом, священнослужителем – не руководителем религиозной организации (т.е. не главой одной из 10 епархий или Белорусского Экзархата, а также не главой общины-прихода) может быть лицо, как обладающее любым гражданством, так и не обладающее никаким. Во всех других случаях священнослужители – иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют права и обязанности идентичные таковым граждан Республики Беларусь (ст. 11 Конституции Республики Беларусь и ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. №2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).