Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Основными целями и задачами данной курсовой работы послужло рассмотрение таких вопросов как:
Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1.Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.

. Историческая типология религиозных организаций. . . . . . . . .5-6
1.2. Состояние религиозной жизни страны на современном
этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-10

Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.

2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Конституции. . . . . 11-12


2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Законе Республики
Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». . . .12-15

2.2. Статус священнослужителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-26


Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29


Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-31

Работа содержит 1 файл

курсовая гос-во и церковь.docx

— 56.24 Кб (Скачать)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

кафедра конституционного права

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Государство и церковь

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила:

                                                                              студентка 1 курса, 7 группы,

                                                                              юридического факультета БГУ

                                                                              специальности «Правоведение»

                                                                      очной формы обучения

                                                                     Дехтяр Алина Вадимовна

_________________

(подпись  студента)

 

                                                                       Научный руководитель:

                                                                       Наумович Татьяна

                                                                       Владимировна

 старший преподаватель

                                                                               кафедры конституционного

                                                                               права

 

 

                                     Минск

                                      2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

Глава 1.Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.

 

    1. . Историческая типология религиозных организаций. . . . . . . . .5-6

1.2. Состояние религиозной жизни страны на современном

этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-10

 

Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.

 

2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания

и религиозных организациях.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

 

2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания

и религиозных организациях, закреплённое в Конституции. . . . . 11-12

 

 

2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания

и религиозных организациях, закреплённое в  Законе Республики

Беларусь «О свободе совести  и религиозных организациях». . . .12-15

 

2.2. Статус священнослужителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-26

 

 

Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

 

 

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-31

 

 

Приложение № 1.

 

 

Приложение № 2.

 

 

 

Введение.

На современном этапе  произошла переоценка принципов  взаимоотношений государства и  религиозных организаций. И это  вполне закономерное явление, так как  в период социально–политических перемен, когда многие люди оказываются выбитыми из привычной колеи жизни, они  находят утешение в религии. Религиозные  процессы напрямую соприкасаются с  политической, экономической, социальной и культурной сферами жизни общества. Религия является одним из важных системообразующих компонентов  политической культуры. Она всегда была источником ценностей и частью образа жизни. Не преувеличивая значения религии в жизни современного общества, следует отметить, что  она является важным звеном в построении гражданского общества.

Поэтому актуальность темы курсовой работы можно определить как  исследование законодательной структуры, взаимоотношений  и проблем вероисповедной политики государства в РБ в рамках политической, политологической и законодательной литературы.   

Анализ политико–правовых  взаимоотношений государства и  религии позволит понять особенности  социальных явлений, а т.е отношения  государства и церкви в большей  мере православной религии (поскольку  православие является доминирующей религией на территории государства).

Основными целями и задачами данной курсовой работы послужло рассмотрение таких вопросов как:

  • Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
  • Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
  • Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.

Тем самым рассмотрим степень  вовлеченности религии в политические процессы.

Объектом данного исследования является взаимоотношение государства  и церкви.

Данная курсовая работа состоит из введения; трёх глав, в  первой из которых содержится два  параграфа; во второй так же два параграфа, первый из которых разделён на два  подпункта; третьего параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Курсовая работа затрагивает такие аспекты как политология, философия, право, история, религиоведение и теология  

Данная курсовая работа представляет собой результат самостоятельной  работы над темой «Государство и  церковь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.

 

Религия представляет собой сложный комплекс верований и практик.  Термин происходит от лат. Religio – набожность, святыня, предмет культа. Точное и всеобъемлющее определение религии дать очень сложно. Попытки выделить наиболее существенные моменты в различных религиях терпят неудачу в связи с многообразием религиозных верований. Предпочтителен метод, который выделяет типичные, хотя и не универсальные, характеристики различных религий с целью определения, что такое религия в целом.

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой  в существование сверхъестественной сферы.1

Важным  элементом религии являются религиозные  организации и институты. Последователи  определенного вероисповедания  составляют религиозную общность, включающую разнообразные структуры. Целостность  религиозной структуры обеспечивается организацией. Строение религиозной  организации определяется традицией, нормами церковного права и уставом, апостольскими правилами и т.п.2

    1. Историческая типология религиозных организаций.

В исторической типологии религиозных организаций выделяются церковь, секта, деноминация, харизматический культ. Рассмотрим данные понятия в современной интерпретации.

Церковь представляет собой широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется традицией. Церковь характеризуется открытым членством и построена по иерархическому принципу. В церкви существует властная духовная иерархия. Члены церкви делятся на духовенство и мирян.

Секта возникает как оппозиционное по отношению к другим религиозным направлениям течение. Для членов секты характерны претензии на исключительность своей веры, психология избранности и тенденция изоляционизма. Традиционная иерархия церковного типа в секте отсутствует, лидертво устанавливается по харизматическому принципу с установкой на лидера. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через непродолжительный промежуток времени прекращают свое существование, другие имеют длительную историю.

Деноминация- понятие в религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления, религиозного оформления. В зависимости  от характера образования и тенденции  эволюции деноминация занимает промежуточное  положение между церковью и сектой. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом. Как правило, неспециалистами слово деноминация используется в качестве синонима слова конфессия.

Харизматический культ- один из разновидностей новых религиозных движений (НДР) или «сект», «культов» в зависимости от принимаемой теологической или социологической терминологии.3

Вернёмся  к вероисповедной политике Республики Беларусь. В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, старообрядчество, католичество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.

Девяностые  годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречивыми  процессами. Среди них следует  выделить процесс религиозного возрождения. Многие люди начали искать для себя новые нравственные ценности.

Реализация  принятого в 2002 году новой редакции Закона Республики Беларусь «О свободе  совести и религиозных организациях»  позволила укрепить государственные  приоритеты в конфессиональной политике, не допустить распространение псевдорелигиозных, деструктивных организаций в  республике.

Подписанное в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и  Белорусской православной церковью послужило предпосылкой к дальнейшему  развитию и совершенствованию отношений  государственных органов и религиозных  организаций, укреплению влияния религиозных  институтов в обществе и авторитета государства как гаранта конституционных  прав граждан на свободу совести  и вероисповедания и его роли в сохранении исторического, культурного  и духовного наследия белорусского народа.

    1. Состояние религиозной жизни страны на современном этапе.

 

По состоянию  на 1 сентября 2009 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 3094 религиозные общины, которые представляют 25 конфессий  и религиозных направлений. Кроме  того, в соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В последние  годы отмечаются процессы стабилизации религиозности населения страны и рост авторитета исторически традиционных конфессий.

Ведущее место в религиозной жизни  страны занимает Белорусская православная церковь (далее – БПЦ). Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. БПЦ объединяет 11 епархий, 1498 православных приходов, 5 духовных учебных  заведений, 31 монастырь, 14 братств, 9 сестричеств. Действуют 1274 православных храма, еще 152 строятся. За период с 1990 года БПЦ передано более 820 бывших культовых и других зданий. В приходах служат 1499 священнослужителей. Священнослужители получают религиозное образование в пяти духовных учебных заведениях.

В Республике Беларусь зарегистрированы 32 религиозные  общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.

Укрепляются позиции Римско-католической церкви (далее – РКЦ), с которой государственные  органы развивают конструктивные отношения.

РКЦ объединяет четыре епархии, которые насчитывают 470 общин. За последние 20 лет количество римско-католических приходов увеличилось  в 4 раза. В республике действует 9 миссий и 9 монастырей РКЦ. Общины располагают 451 костелом, 35 строятся.

Нерешенной  остается проблема пополнения католического  клира из числа граждан Республики Беларусь: среди 407 священнослужителей насчитывается 168 иностранных граждан. Белорусские католические священнослужители  готовятся в двух духовных семинариях РКЦ, открыт катехетический колледж  для мирян.

Протестантские  религиозные организации представлены 996 религиозными общинами, 22 объединениями, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14-ти направлений. Исторически традиционным на территории республики является лютеранство, которое насчитывает 27 общин. Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения  христиан веры евангельской (501 община), евангельских христиан баптистов (271 общин), адвентистов седьмого дня (72 общины). Протестантские общины, как правило, немногочисленны (20-25 человек), исключения составляют общины в крупных населенных пунктах.

Отношения местных органов власти и протестантских организаций отличаются корректностью  и взаимоуважением. Однако имеют  место отдельные случаи нарушения  законодательства Республики Беларусь со стороны протестантских организаций.

В 3 иудейских  религиозных объединениях насчитывается 46 общин, которые располагают 7 культовыми зданиями.

В Республике Беларусь действуют 24 мусульманские  религиозные общины суннитского  направления и 1 шиитского. Действуют 6 мечетей, в 2008 году возобновились строительные работы на мечети в г. Минске.

Таким образом, несмотря на многочисленность верований, следует учитывать, что у людей, называющих себя верующими, религиозность  часто весьма поверхностна и заключается  в формальном соблюдении её внешних  требований.

Тем самым, Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. лично уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционными стали встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви (последняя состоялась в марте 2009 г.) и с руководством Римско-католической церкви в Республике Беларусь (последняя – в апреле 2009 г.).

Уполномоченный  по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы государственного управления осуществляют взаимодействие с религиозными организациями  в решении социально значимых вопросов, принимают меры по предотвращению нарушений действующего законодательства Республики Беларусь. С декабря 2008 г. действует Консультативный межконфессиональный  совет при Уполномоченном по делам  религий и национальностей.

Информация о работе Государство и церковь