Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:03, курсовая работа
Основными целями и задачами данной курсовой работы послужло рассмотрение таких вопросов как:
Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
. Историческая типология религиозных организаций. . . . . . . . .5-6
1.2. Состояние религиозной жизни страны на современном
этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-10
Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Конституции. . . . . 11-12
2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Законе Республики
Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». . . .12-15
2.2. Статус священнослужителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-26
Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-31
Министерство образования
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
кафедра конституционного права
Курсовая работа
Государство и церковь
_________________
(подпись студента)
старший преподаватель
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 |
|
Глава 1.Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
1.2. Состояние религиозной жизни страны на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-10 |
|
Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь. |
|
2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 |
|
2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях, закреплённое в Конституции. . . . . 11-12
|
|
2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях, закреплённое в Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». . . .12-15
2.2. Статус священнослужителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-26 |
|
Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций. |
|
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 |
|
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-31 |
|
Приложение № 1. |
|
Приложение № 2. |
Введение.
На современном этапе произошла переоценка принципов взаимоотношений государства и религиозных организаций. И это вполне закономерное явление, так как в период социально–политических перемен, когда многие люди оказываются выбитыми из привычной колеи жизни, они находят утешение в религии. Религиозные процессы напрямую соприкасаются с политической, экономической, социальной и культурной сферами жизни общества. Религия является одним из важных системообразующих компонентов политической культуры. Она всегда была источником ценностей и частью образа жизни. Не преувеличивая значения религии в жизни современного общества, следует отметить, что она является важным звеном в построении гражданского общества.
Поэтому актуальность темы курсовой работы можно определить как исследование законодательной структуры, взаимоотношений и проблем вероисповедной политики государства в РБ в рамках политической, политологической и законодательной литературы.
Анализ политико–правовых взаимоотношений государства и религии позволит понять особенности социальных явлений, а т.е отношения государства и церкви в большей мере православной религии (поскольку православие является доминирующей религией на территории государства).
Основными целями и задачами данной курсовой работы послужло рассмотрение таких вопросов как:
Тем самым рассмотрим степень
вовлеченности религии в
Объектом данного исследования является взаимоотношение государства и церкви.
Данная курсовая работа состоит из введения; трёх глав, в первой из которых содержится два параграфа; во второй так же два параграфа, первый из которых разделён на два подпункта; третьего параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Курсовая работа затрагивает такие аспекты как политология, философия, право, история, религиоведение и теология
Данная курсовая работа
представляет собой результат
Глава 1. Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
Религия представляет собой сложный комплекс верований и практик. Термин происходит от лат. Religio – набожность, святыня, предмет культа. Точное и всеобъемлющее определение религии дать очень сложно. Попытки выделить наиболее существенные моменты в различных религиях терпят неудачу в связи с многообразием религиозных верований. Предпочтителен метод, который выделяет типичные, хотя и не универсальные, характеристики различных религий с целью определения, что такое религия в целом.
Религия
– мировоззрение, миропонимание, мироощущение,
а также сопряженное с ними
поведение людей, определяемое верой
в существование
Важным
элементом религии являются религиозные
организации и институты. Последователи
определенного вероисповедания
составляют религиозную общность, включающую
разнообразные структуры. Целостность
религиозной структуры
В исторической типологии религиозных организаций выделяются церковь, секта, деноминация, харизматический культ. Рассмотрим данные понятия в современной интерпретации.
Церковь представляет собой широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется традицией. Церковь характеризуется открытым членством и построена по иерархическому принципу. В церкви существует властная духовная иерархия. Члены церкви делятся на духовенство и мирян.
Секта возникает как оппозиционное по отношению к другим религиозным направлениям течение. Для членов секты характерны претензии на исключительность своей веры, психология избранности и тенденция изоляционизма. Традиционная иерархия церковного типа в секте отсутствует, лидертво устанавливается по харизматическому принципу с установкой на лидера. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через непродолжительный промежуток времени прекращают свое существование, другие имеют длительную историю.
Деноминация-
понятие в религиоведении, обозначающее
разновидность религиозной
Харизматический культ- один из разновидностей новых религиозных движений (НДР) или «сект», «культов» в зависимости от принимаемой теологической или социологической терминологии.3
Вернёмся к вероисповедной политике Республики Беларусь. В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, старообрядчество, католичество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.
Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречивыми процессами. Среди них следует выделить процесс религиозного возрождения. Многие люди начали искать для себя новые нравственные ценности.
Реализация
принятого в 2002 году новой редакции
Закона Республики Беларусь «О свободе
совести и религиозных
Подписанное
в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве
между Республикой Беларусь и
Белорусской православной церковью
послужило предпосылкой к дальнейшему
развитию и совершенствованию отношений
государственных органов и
По состоянию на 1 сентября 2009 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 3094 религиозные общины, которые представляют 25 конфессий и религиозных направлений. Кроме того, в соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В последние годы отмечаются процессы стабилизации религиозности населения страны и рост авторитета исторически традиционных конфессий.
Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь (далее – БПЦ). Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. БПЦ объединяет 11 епархий, 1498 православных приходов, 5 духовных учебных заведений, 31 монастырь, 14 братств, 9 сестричеств. Действуют 1274 православных храма, еще 152 строятся. За период с 1990 года БПЦ передано более 820 бывших культовых и других зданий. В приходах служат 1499 священнослужителей. Священнослужители получают религиозное образование в пяти духовных учебных заведениях.
В Республике Беларусь зарегистрированы 32 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.
Укрепляются позиции Римско-католической церкви (далее – РКЦ), с которой государственные органы развивают конструктивные отношения.
РКЦ объединяет четыре епархии, которые насчитывают 470 общин. За последние 20 лет количество римско-католических приходов увеличилось в 4 раза. В республике действует 9 миссий и 9 монастырей РКЦ. Общины располагают 451 костелом, 35 строятся.
Нерешенной остается проблема пополнения католического клира из числа граждан Республики Беларусь: среди 407 священнослужителей насчитывается 168 иностранных граждан. Белорусские католические священнослужители готовятся в двух духовных семинариях РКЦ, открыт катехетический колледж для мирян.
Протестантские
религиозные организации
Отношения местных органов власти и протестантских организаций отличаются корректностью и взаимоуважением. Однако имеют место отдельные случаи нарушения законодательства Республики Беларусь со стороны протестантских организаций.
В 3 иудейских религиозных объединениях насчитывается 46 общин, которые располагают 7 культовыми зданиями.
В Республике Беларусь действуют 24 мусульманские религиозные общины суннитского направления и 1 шиитского. Действуют 6 мечетей, в 2008 году возобновились строительные работы на мечети в г. Минске.
Таким образом, несмотря на многочисленность верований, следует учитывать, что у людей, называющих себя верующими, религиозность часто весьма поверхностна и заключается в формальном соблюдении её внешних требований.
Тем самым, Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. лично уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционными стали встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви (последняя состоялась в марте 2009 г.) и с руководством Римско-католической церкви в Республике Беларусь (последняя – в апреле 2009 г.).
Уполномоченный
по делам религий и