Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

В работе рассматриваются проблемы пространственной организацией территории Республики Казахстан с акцентуацией внимания на эволюции территориального, территориально - пространственного и пространственного развития в контексте выявления места и роли территории в системе пространственной организации социально - экономических процессов и складывающихся геополитических и геоэкономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА
1.1 экономико-географическое положение, природные ресурсы и население………………………………………………………………………
1.2 структура хозяйства, инфраструктура и научно-технический потенциал……………………………………………………………………..
Глава 2 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
2.1 Казахстан на карте мира………………………………………………...
2.2 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений………………………………………….
2.3 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-российских отношений………………………………………...
2.4 Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан…………………………….
Глава 3 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ И РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Геоэкономические и геополитические ситуации и защита пространственных интересов страны и регионов……………………….
3.2 Формирование системы расселения населения – основа организации территории Республики Казахстан………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………….
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат Казахстан.docx

— 81.16 Кб (Скачать)

       Кроме того, через Каракалпакстан  проходит кратчайшая дорога, связывающая  южные и восточные области  Узбекистана  через Казахстан  с Нижним Поволжьем  и Северным  Кавказом. Сейчас вдоль этой трассы  ведется строительство участков  будущей высокоскоростной  автострады  Нукус – Ташкент – Андижан  с возможным выходом в северо-западном  направлении в Россию и в  Европу и в восточном – через  Ош и Кашгар – в Восточную  Азию. Таким образом, складываются  предпосылки формирования вместе  с железной дорогой Бейнеу  – Нукус – Учкудук – Ташкент  – Андижан с возможным выходом  к Тихому океану также через  Ош и Кашгар четвертой мощной инфраструктурной оси9.

       Между  тем создание современной сети  коммуникаций затруднительно без   формирования валютного союза,  создания межгосударственной платежной системы, обслуживающей торгово-экономическое сотрудничество стран Центральной Азии. Эффективная пространственная организация территории невозможна без экономической интеграции, которая выгодна всем государствам Центрально-азиатского региона и будет, без сомнения, важным фактором ускорения социально-экономического развития этих стран. В силу ряда причин маловероятно в ближайший период образование государствами Центральной Азии развитых форм экономического сотрудничества. В длительной перспективе изменение экономических условий и глубина понимания проблем взаимоотношений новых государств неизбежно приведут к стремлению реализовать различные формы экономической интеграции.

       Социально-экономическая  ситуация в странах Центрально-азиатского региона такова, что промедление с формированием полноценного интеграционного содружества чревато дальнейшим отставанием от мировых процессов, угрозой на еще долгий период остаться на обочине мирохозяйственной системы. Опыт Казахстана свидетельствует, что можно определять стратегические подходы для построения рыночно-ориентированной экономики, не вступая в конфликт с сопредельными странами, а напротив совмещая  различные формы межгосударственного сотрудничества, в первую очередь, для решения проблем интеграции центрально-азиатского региона.

       Одной  из самых острых проблем стран Центральной Азии является отсутствие механизма межгосударственного вододеления. Пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного  вододеления интеграционные процессы,  не дадут желаемых результатов.

       Существовавшая  на момент обретения суверенитета  транспортная система Центральной Азии не отвечала новым геополитическим и экономическим интересам независимых государств, современным требованиям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутствием международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и автомобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.

       Для использования  преимуществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуществить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эффективными при условии совместного участия всех заинтересованных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию Центральной Азии позволит не только оптимизировать мировую транспортную систему, создать новый источник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импульсом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта.

       Развитие  транспорта предполагает совместное освоение технологий строительства и реконструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудования, подвижного состава, создание современной технической базы всех видов транспорта.  Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации,  пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития.  Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти   инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик. Наиболее вероятностные варианты прохождения  международных транспортных коридоров по территории Казахстана и стран Центральной Азии до 2030 года иллюстрируют приведенные ниже рисунки  7-10.

 

1 Синьцзян няньцзянь. – Урумчи, 2004. - С. 148

2 Концепция мегапроекта «Дорога №50» (D-50), Астана, 2007.

3                                    Согласно так называемому «Проекту №635» (КНР)

4                                    Батизи А. Экономические проблемы России при использовании трансграничных водных ресурсов.

                                      Международная экономика 2007,№  7, с.65-77,   

5                                      Башмаков А. Межрегиональное и приграничное сотрудничество Казахстана и России. 

                                         Ж/ Саясат, №1, 2005, с. 39.

6                                     Там же

7                                      Гельдыева Г.В., Надыров Ш.М. Проблемы совместного использования водных ресурсов

                                        Или-Балхашского региона.

                                        Материалы международной юбилейной научно-практической конференции.

                                       КАЗНИИМОСК, Алматы, 2001.

8                                 Салиев А.С., Янчук С.Л. Размещение производительных сил и поляризованное развитие экономики

                                Республики Узбекистан. Ташкент -2005, с. 77-79.       

9                                 Салиев А.С., Янчук С.Л. Размещение производительных сил и поляризованное развитие экономики

                                Республики Узбекистан. Ташкент -2005, с. 77-79.


Информация о работе Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК