Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

В работе рассматриваются проблемы пространственной организацией территории Республики Казахстан с акцентуацией внимания на эволюции территориального, территориально - пространственного и пространственного развития в контексте выявления места и роли территории в системе пространственной организации социально - экономических процессов и складывающихся геополитических и геоэкономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА
1.1 экономико-географическое положение, природные ресурсы и население………………………………………………………………………
1.2 структура хозяйства, инфраструктура и научно-технический потенциал……………………………………………………………………..
Глава 2 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
2.1 Казахстан на карте мира………………………………………………...
2.2 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений………………………………………….
2.3 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-российских отношений………………………………………...
2.4 Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан…………………………….
Глава 3 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ И РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Геоэкономические и геополитические ситуации и защита пространственных интересов страны и регионов……………………….
3.2 Формирование системы расселения населения – основа организации территории Республики Казахстан………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………….
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат Казахстан.docx

— 81.16 Кб (Скачать)

Для определения  степени влияния КНР на процессы пространственной организации территории в нашей  стране, в частности  на приграничные районы,   необходимо выделить ключевые проблемы приграничных с Казахстаном территорий КНР, их специализацию и стратегию внешнеэкономических  связей. 

С точки  зрения Концепции  мегапроекта «D-50»2 отмечается, что Китай, несомненно, является одним из основных союзников Казахстана в реализации мегапроекта, поскольку:

1) проект  выгоден с экономической точки  зрения;

2) участие в проекте оправдывает  предпринимаемые Китаем меры  по развитию западных районов,  граничащих с Казахстаном;

3) бурное развитие Западного  Китая обеспечивает формирование  мощного грузопотока, транзит  которого наиболее удобен через  территорию приграничного Казахстана;

4) существует прямая зависимость  успешной реализации планов индустриального  развития Китая от поставок  казахстанского энергетического  сырья;

5) реализованные проекты и среднесрочные  планы Китая по развитию национальной  транспортной  инфраструктуры имеют  широтное направление и ориентированы,  в основном на Казахстан;

6) в Китае в настоящее время  реализуются крупные государственные  программы по полномасштабной  модернизации транспортной инфраструктуры.

Разумеется, эти аргументы достаточно убедительны, но Китай рассматривает  проекты  выхода железнодорожным транспортом  на территорию стран Центральной  Азии. Так, в средствах массовой информации КНР поднимался вопрос о строительстве  железной дороги из Синьцзянского города Аксу в киргизский город Ош, а  через него в Ташкент. В китайских  СМИ появлялись сообщения о начале строительства этой железной дороги. Экономический и технический  потенциал КНР не исключает возможность  реализации такого проекта. При его  реализации Китай минуя Казахстан  через Киргизию, Узбекистан и Туркмению  может выйти в бассейн Каспийского  моря, а также через Узбекистан и Иран в персидский залив, и Южную Азию (Пакистан, Индия), что для Китая весьма выгодно. А если учесть наличие автомобильных дорог в Киргизию и Таджикистан, то появляется возможность развития экономической интеграции КНР со странами Центральной Азии. При этом значительная часть грузопотока из центральноазиатского региона  и его соседей пройдет, минуя Казахстан.    Не менее амбициозным является также проект строительства железной дороги непосредственно из Синьцзяна в Россию через узкий участок китайско-российской границы, протяженностью более 30 км, расположенного между Казахстаном и Монголией. Эта дорога могла бы соединить Северный Синьцзян с транссибирской магистралью. Это только проект, также освещенный на страницах китайских СМИ, однако, если он будет реализован, то в корне изменит для Казахстана ситуацию с транзитом грузов через нашу территорию. Все это свидетельствует, что проект Концепции мегапроекта «D-50» не до конца продуманна и недостаточно аргументирована.  

Еще одной  проблемой которая в прогнозный период может обостриться является проблема использования водных ресурсов трансграничных рек Или,  Иртыш  и других более  мелких 30 водотоков. Сток из КНР составляет около 30% суммарного стока из-за рубежа. КНР намерен  использовать водные ресурсы более  чем 30 рек, вытекающих из Китая в  Казахстан. Ключевое значение имеют  реки Алаколь, Или и Иртыш. Так, Балхаш-Алакольский  гидроузел Казахстана связан с Китаем. 54% притока озера Балхаш зависят  от Китая. Более 50% суммарного объема поверхностных  вод Балхаша формируется в  бассейне реки Или, большая их часть  приходит с территории КНР. По сравнению  с 1980-ми годами  годовой сток реки Или  уже значительно уменьшился (с 17,8 до 12,7 куб.км. в год), и если Китай  увеличит водозабор со своей территории еще на 10-15%, озеро начнет высыхать.

В бассейне реки Иртыш  на территории Казахстана проживает 2,5 млн. человек. Здесь расположены крупные промышленные центры – Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар. Водные ресурсы реки Или  используются для обеспечения районов  Центрального Казахстана. Ьолее того перспективы развития энергетики, промышленности  и сельского хозяйства во многом связаны с использованием ресурсов этой реки.

С 1999 года КНР, невзирая на ранее достигнутые  соглашения, в одностороннем порядке  в Синьцзян-Уйгурском Автономном  Районе (СУАР) ведет строительство  канала из Черного Иртыша в озеро  Улюнгур. Из озера вода по трубопроводам  будет подаваться в г. Карамай, а  также будет использоваться на нужды  нефтепромыслов и орошаемого земледелия. На первом этапе водозабор составит 1 куб. км. в год (КНР уже забирает 0,8 куб. км. воды), а в перспективе  – до 4 куб. км, что приведет к негативным последствиям как в Казахстане, так  и в России. Параллельно со строительством Карамайского канала правительством КНР  принято решение о создании крупной  базы товарного зерна в Или-Казахской  области СУАР, где валовой сбор зерна предполагается удвоить до уровня 5 млн. тонн в год. Это в  свою очередь предполагает дополнительный забор еще 5 куб. км. воды из рек Или  и Иртыш для орошения новых  посевных площадей.

В настоящее время по Черному  Иртышу из КНР в Казахстан поступает 5,0 куб.км воды в год по сравнению  с 7,8 куб. км во\ 1989 году.  Кроме того, предполагается , что после завершения строительства в СУАР оросительно-обводительного канала из Иртыша до г. Карамай Казахстан  потеряет еще 20% годового стока этой реки3.  Окончание строительства этого канала Китаю позволит отводить от 10 до 40% стока Иртыша, что приведет к негативным экологическим и экономическим последствиям для Казахстана и России. Вследствии строительства упомянутого канала уровень воды в этой реке может понизиться до 60 см, и в Омске под угрозой окажутся заборы системы городского водоснабжения.

      Гидротехническое строительство,  масштабы водопотребления в горнодобывающей  промышленности в Синьцзяне и  орошение в будущем может забрать  до 40%  стока этих рек, что  может стать причиной экологической  катастрофы в Алматинской и  Восточно-казахстанской областях. Запланированный  крупномасштабный забор КНР вод  трансграничных рек Или и Иртыш  нанесет серьезный и далеко  идущий по своим последствиям  ущерб народно-хозяйственному комплексу  Восточного Казахстана и ряда  областей России: Омской, Курганской  и юга Тюменьской.4

              Все это требует детального изучения данной проблемы в контексте не только экологической безопасности, но и градостроительной практики, ибо речь идет о том, что в прогнозный период до 2030 года в корне меняется ситуация на территории Восточного и Юго- Восточного Казахстана.      

 

2.3 Проблемы  пространственной организации  территории в контексте казахстанско-российских  отношений.

На северо-западе, севере и востоке страна граничит на протяжении 6023 км с Российской Федерацией, причем с развитыми в экономическом отношении и тесно связанными с Казахстаном по линии производственно-технологических стадий Уральским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. Этот участок границы наиболее благоприятен с точки зрения развития внешнеэкономических связей. Отличительной особенностью экономико-географического положения данного участка границы является концентрация значительной части транспортной сети, включающего его различные виды: железнодорожный, автомобильный, речной и трубопроводный. Все это еще в советские времена привело к формированию межреспубликанского межотраслевого производственно-технологического комплекса (МПТК).  Эти проблемы достаточно полно освещены в аналитической части настоящего отчета.

Экономическое  единство приграничных регионов России и Казахстана сохраняется  и в настоящее время.  Например, экономическая инфраструктура Оренбургской, Западно-Казахстанской, Актюбинской  и Костанайской областей в недавнем прошлом были связаны не только территориально-географической близостью, но и технологической  инфраструктурой. На современном этапе  возникла необходимость на совершенно новой правовой и организационной  основе решать вопросы приграничного сотрудничества.5  Северо-Казахстанскую область называют «северными воротами» страны. Через ее территорию проходит  Транссибирская магистраль. Регион находится в непосредственной близости с Уралом и граничит с запада с Курганской, севера  - Тюменской и с востока Омской  областями. Российской Федерации. Область, занимая, пять процентов территории Казахстана, располагает четвертой частью посевных площадей и производит в среднем ежегодно от трех до четырех миллионов тонн зерна. Анализ состояния экономики Северо-Казахстанской области за последние годы показывает, что в целом достигнута стабилизация в реальных секторах экономики, преодолен спад производства, расширяется налоговая база, а местный бюджет растет, увеличиваются расходы на социальные нужды, заметно активизировалась инвестиционная политика.  Значительная роль в стабилизации принадлежит приграничному сотрудничеству с сопредельными областями России. Основополагающим документом в координации сотрудничества Северо-Казахстанской и Курганской  областей является соглашении о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах, подписанное 11 марта 2000 года.

Еще более тесные отношения  имеет  приграничное сотрудничество Северного  Казахстана с такой промышленно  развитой областью, как  Омская. Если объем внешнеторгового оборота  с Курганской  областью составляет 5%, то с ней почти 20% на 40млн. долл. США в год.6

       Наиболее тесные отношения развиваются  между энергетикой двух стран.  Петропавловское предприятие «Аксесс-Энерго»  получает от омских ЗАО «Эксперт-Трейд»  и ОАО «Омский завод теплоизоляционных  изделий» минеральные изделия,  трансформаторные масла, приборы  контроля и металлопрокат. 

Стабильно и динамично развивается приграничное сотрудничество Костайской области  с сопредельных с нее регионов России. Восточно-Казахстанская область  показывает пример продуманных и  эффективных контактов с сопредельным Алтайским краем в области  хозяйственной деятельности. В экономической  сфере в 2003 году торговый оборот области  составил 77 млн. долл. США, это на 10% больше, чем в 2002 г. Восточно-Казахстанская область граничит также с Республикой Алтай Российской Федерации. На границе расположены 7 таможенных постов, 6 из которых дислоцируются на автомобильных дорогах международного значения, и один пост на железной дороге.

Особое положение в системе  казахстанского приграничья занимает Западно-Казахстанская область, имеющая  протяженную границу более 1,5 тысяч  км. с пятью сопредельными областями  Российской Федерации: Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской и Оренбургской.    Разумеется, территориально-пространственная структура российских регионов, по периметру  казахстанских границ обладая огромным производственным потенциалом в будущем, может, если не поглотить, то технологически и экономически сделать их зависимыми.  Это закономерно, всегда более крупная структура либо поглощает более мелкую или слабую, либо трансформирует ее под свои интересы.  В настоящее время экспорт сырья и материалов это благо для Казахстана. Однако, при сохранении этого процесса в дальнейшем, вместе с экспортом сырья  Казахстан будет вывозить рабочие места, добавленную стоимость,  то есть начнется или уже началось вымывание промышленного потенциала северного Казахстана в соседние регионы России. Это касается и  оттока населения, включая и коренное, когда в республике остается в основном неконкурентоспособная в России категория населения. Что следует предпринять, если сценарий экономического развития пойдет в таком направлении? Ответ, исходя из мирового опыта,  может быть один.  Качественные параметры воспроизводственных структур Казахстана, в первую очередь в регионах по периметру российских границ  должны быть выше российских, или, по крайней мере, равны им. Другое дело как достичь этого.

Существенную  роль в сокращении объема и структуры  товарооборота сыграла политизация  двусторонних отношений, переориентация развития внешнеэкономических связей на страны вне СНГ и разрыв технологических  связей. Это было обусловлено в  определенной степени влиянием внешних  факторов прямого воздействия, которые  включает взаимосвязи с партнерами. Таковым являются  МВФ, МБ, ЕБРР, ряд  ТНК, а также внешние поставщики товаров и услуг, внешние потребители, регионы-конкуренты, финансовые организации, транспортные предприятия. Деятельность последних привело к развитию устойчивых для РК и РФ тенденций, направленных на постепенное превращение  их в источник  сырья для  мировой  экономики.

Среди внешних причин особую роль играет деятельность ТНК и совместных иностранных предприятий, значительно  подорвавшая основы и возможности  интеграции. К концу 90-х годов  наше правительство усилило внимание к международным компаниям на территории Казахстана. Однако оно  не смогло предвидеть, что корпорации, учитывающие, прежде всего интересы своей предпринимательской группы, а не принимающей страны, могут  усугубить некоторые экономические  болезни, присваивая большую долю ее дохода, устанавливая высокие или  трансфертные цены и пользуясь прочими  изощренными способами ухода  от налогов. Таким образом, происходило  постепенное усиление импортной  зависимость экономики РК и, соответственно, сокращение занятости населения. Причем Казахстану навязывалась, соответствующая  интересам ТНК, сырье ориентированная  специализация, на основе низкой заработной платы и технологии среднего уровня. Безусловно, все это отразилось на содержании казахстанско-российских экономических  отношений.

Настоящее время характеризуется  сменой периода интеграции по политическим к периоду интеграции и по экономическим  мотивам. Так, геостратегические интересы России в Казахстане и в Центральной  Азии не могут быть успешными без  активного экономического влияния. Безусловно, казахстанско-российские и российско-казахстанские экономические  связи по значимости и по потенциальным возможностям развития выступают важнейшими элементами в системе производственно-технологических конструкций не только двух государств, но и ряда других стран СНГ и их игнорирование ведет подрыву в функционировании базовых отраслей их экономик.

Вместе с тем, может встать вопрос о возможной угрозе поглощения казахстанских  предприятий более мощными российскими  компаниями. Кстати в мировой практике такие процессы нередки. Каким образом  взаимодополнение и взаимопроникновение  территориальных и отраслевых структур экономик двух стран будут соотноситься с вопросами экономической и  в целом национальной безопасности?  Разумеется, различный уровень экономического потенциала Казахстана и России может  привести к односторонней выгоде или диспаритету. Паритет, может  быть, достигнут лишь при одинаковых значениях качественных параметров воспроизводственных структур ведущих  отраслей экономики, т.е. производительности труда, фондоотдачи, капиталоемкости, банковского процента, финансового  рынка и т.д. Причем это справедливо  не только по отношению к России, но и к большинству наших партнеров  из числа высокоразвитых стран. Для  уменьшения степени зависимости  и полного его устранения Казахстану необходимо:

Информация о работе Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК