Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:10, реферат
В работе рассматриваются проблемы пространственной организацией территории Республики Казахстан с акцентуацией внимания на эволюции территориального, территориально - пространственного и пространственного развития в контексте выявления места и роли территории в системе пространственной организации социально - экономических процессов и складывающихся геополитических и геоэкономических отношений.
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА
1.1 экономико-географическое положение, природные ресурсы и население………………………………………………………………………
1.2 структура хозяйства, инфраструктура и научно-технический потенциал……………………………………………………………………..
Глава 2 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
2.1 Казахстан на карте мира………………………………………………...
2.2 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений………………………………………….
2.3 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-российских отношений………………………………………...
2.4 Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан…………………………….
Глава 3 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ И РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Геоэкономические и геополитические ситуации и защита пространственных интересов страны и регионов……………………….
3.2 Формирование системы расселения населения – основа организации территории Республики Казахстан………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………….
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Плотность населения невысока – немногим более 6 чел. на 1 км2, наибольшая в Алматинской области (20 чел. на 1 км2). Доля детских возрастов превышает 33%, но постепенно снижается из-за спада рождаемости, доля пожилого населения растет и достигла 11%, это явление ведет к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население. Доля городского населения не превышает 60%, большая часть городов была создана в советские годы. Наиболее крупными агломерациями стали Алматинская, Карагандинская и Шымкентская. Самый крупный город – Алматы (1,7 млн.чел.).
1.2 Структура хозяйства,
Промышленность
В Казахстане в 1990-е гг. произошло
резкое сокращение добычи угля, все
перспективы топливно-
В самом Казахстане действуют НПЗ в Атырау, Шымкенте, Павлодаре. Выработка электроэнергии в Казахстане сократилась с 86 млрд. кВтч в 1991 г. до 52 млрд. кВтч в 1997. Основу электроэнергетики составляют теплоэлектростанции. Мощный комплекс ТЭС создан в Экибастузском бассейне, крупнейшими являются Ермаковская, Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2. на Иртыше работают Усть-Каменогорская и Бухтарминская ГЭС, на Или – Капшагайская, осуществляется строительство Мойнакской ГЭС на Чарыне и Шульбинской ГЭС на Иртыше, которая будет самой мощной в республике. На побережье Каспия в Актау работает Шевченковская ГЭС.
Цветная металлургия имеет традиционно большое значение для стран региона. Особое развитие она получила в Казахстане. Основными районами добычи и переработки являются Центральный и Южный Казахстан, Рудный Алтай, Актюбинская и Павлодарская области. Центральный Казахстан специализируется на добыче и обработке медных руд: действуют Жезказганский и Балхашский комбинаты полного цикла, а также Карасакпайский медеплавильный завод. Руды комплексные, и помимо меди извлекаются молибден, свинец, серебро, редкие и рассеянные элементы. В Южном Казахстане разрабатываются месторождения полиметаллических руд, на их базе работают Ачисайский и Текелийский ГОК. В Рудном Алтае наиболее мощными комбинатами являются Усть-Каменогорский и Лениногорский, на них производятся десятки различных металлов. В Павлодаре действует глиноземный завод (строится алюминиевый) на местных бокситах, глинозем вывозится в Сибирь для дальнейшей переработки. Для металлургической промышленности важна проблема комплексной переработки сырья, ибо в отвалах накоплено более 17 млрд.т ценных отходов.
Черная металлургия региона получила развитие в Казахстане. Она представлена Карагандинским комбинатом полного цикла в Темиртау. По производству чугуна, стали и проката Казахстан находится на 3-м месте в СНГ после России и Украины. Производство чугуна за 1990-е годы сократилось с 5 до 2 млн.т к 1997 г., проката с 4,7 до 3,9 млн.т. Комбинат работает на угле Караганды и рудах Костанайской области, марганцевая руда поступает из Жезды и Атасу. В Актюбе и Ермаке действуют заводы ферросплавов. Казахстан – крупнейший поставщик хромитовых руд в СНГ.
Химическая промышленность Казахстана использует как первичное сырье (фосфориты, соли), так и отходы черной и цветной металлургии, продукты переработок нефти и газа. На юге сложился крупный комплекс по производству фосфорных удобрений на базе Каратауского месторождения фосфоритов, они производятся также в Актюбе и Караганде, но в 1990-е гг. производство сократилось в 10 раз. Синтетический каучук и пластмассы вырабатываются в Темиртау, полиэтилен – в Атырау, искусственные волокна – в Костанае.
Машиностроение Казахстана начало формироваться более быстрыми темпами в годы Великой Отечественной войны, главное его назначение – обслуживание профилирующих отраслей (угольной, нефтяной, металлургической). Горно-шахтное оборудование производится в Караганде и Усть-Каменогорске, в Кентау действует экскаваторный завод, нефтяное оборудование производится в Атырау и Актюбе. В Усть-Каменогорске на базе СП “Азия-Авто”. В Павлодаре производятся тракторы; центром сельскохозяйственного машиностроения стала Астана.
Легкая промышленность в Казахстане общесоюзное значение имела мясная промышленность – в Семипалатинске действует один из крупнейших комбинатов мясных консервов СНГ. В общем, легкая промышленность отстает от потребностей региона, более 40% товаров народного потребления ввозится.
Сельское хозяйство
Ведущее место в сельском хозяйств. В Казахстане одновременно росла доля личных подсобных хозяйств в общей массе выпуска сельскохозяйственной продукции (в производстве мяса, молока, картофеля их доля достигает 60-80%). Это не относиться к зерну, сбор зерна составил в 1997 г. 12,3 млн.т, поставки его в СНГ составили 7,2 млн.т (при потребности страны в зерне на уровне 5 млн.т). Главной зерновой культурой является яровая пшеница, посевы ее сосредоточены на севере Казахстана, на юге выращивается озимая пшеница, а также рис. По поголовью скота Казахстан занимает 2-е место в СНГ после России, в северной части развивается животноводство мясомолочного направления, на остальной территории – овцеводство. На юге разводят каракульских овец, в горных районах – маралов, лошадей, верблюдов. На юге развивается шелководство.
Транспорт
Ведущая роль в транспортной системе принадлежит железнодорожному транспорту. Большая часть грузов перевозится железнодорожным транспортом, связывающим все оазисы региона. Железная дорога Кунград – Бейнеу – Макат в начале ХХ века дала новый выход из азиатских стран в Европейскую часть России. Территорию региона в меридиональном направлении пересекают магистрали Турксиб, Трансказахстанская (Петропавл – Караганда – Чу), Оренбург – Ташкент, Кунград – Макат – Астрахань; в широтном – Транссибирская, Среднесибирская и Южно-Сибирская дороги. Основной поток грузов из европейских регионов России в восточные и обратно идет по Транссибирской магистрали, проходящей через Северный Казахстан; протяженность ее здесь составляет 200 км. Важное значение имеет автомобильный транспорт, протяженность дорог с твердым покрытием составляет более 160 тыс.км. Автотранспорт играет большую роль во внутрирайонных перевозках. В последние десятилетия быстрыми темпами развивался трубопроводный транспорт. Авиация имеет важное значение для труднодоступных горных районов и сообщения с другими странами.
Водный транспорт играет небольшую роль в перевозках, судоходными являются лишь реки Иртыш и Урал, крупнейший морской порт – Актау. Важная роль принадлежит паромной переправе Туркменбаши – Баку. По территории региона проложены мощные трубопроводы, строительство их продолжается.
Инфраструктура
Казахстан не имеет выхода к морю
и удален от крупных рынков. Этот
недостаток для конкурентоспособности,
конечно же, можно исправить путем сокращен
Дорожная и воздушная
Результаты работы железной дороги трудно сопоставлять. Тем не менее, в 2002 году средняя эксплуатационная скорость на железной дороге составила около 40 км/час. Это означает, что при 24-часовом передвижении можно достичь скорости около 700 км/час. К сожалению, фактические эксплуатационные характеристики гораздо ниже данного уровня: средняя скорость контейнерных перевозок по отдельным маршрутам может падать ниже 200 км/час, что значительно ниже уровня, которого могут достигать морской и автодорожный транспорт. Традиционная железнодорожная перевозка из Стамбула в Алматы занимает от 30 до 35 дней при эксплуатационной скорости чуть выше 150 км/час. Если бы эксплуатационная скорость составляла 700 км/час, что технически возможно, грузоотправитель мог бы сэкономить до 22 дней. В финансовом выражении сэкономленное время составило бы приблизительно 20-22% от стоимости транспортировки. Основная мысль здесь заключается в том, что крупным инвестициям обязательно должна предшествовать реализация стратегий, потому что именно стратегии, с большей вероятностью, могут обеспечить наибольшую общественную отдачу. Тем не менее, следует отметить, что технически осуществимые скорости никогда нельзя достичь на железнодорожных сетях, где пассажирские и грузовые потоки разделяют одну сеть, так как они сильно друг друга замедляют.
Телекоммуникация
Обеспечивается не в полной мере, и ее дорого использовать. Доступ к телекоммуникационным услугам в Казахстане, измеряемый, к примеру, числом линий (включая закрепленные и беспроводные линии) на 1000 жителей, ниже, чем в странах ЕС8 и У&Р. Такое измерение доступа, конечно же, маскирует тот факт, что большинство линий в Казахстане не цифровые, таким образом, кроме отставания в области доступа, Казахстан также отстает и в области качества услуг. Более того, стоимость звонка из Казахстана за рубеж гораздо выше по сравнению со странами ЕС8 и У&Р. Причем, это не результат расстояний или географии, ведь трехминутный звонок из Австралии в США в шесть раз дешевле аналогичного звонка из Казахстана. Скорее, такие цены связаны с недостаточностью реформ в отрасли телекоммуникаций. Как и в случае железных дорог, инвестициям должны предшествовать стратегии – с единственным исключением, что в данном случае есть мало оснований для активного участия правительства (или госпредприятий) в инвестициях.
Телекоммуникационная
система Казахстана уступает по качеству
и стоимости системам стран ЕС8,
Украины и России; а инфраструктура
дорожных и авиаперевозок
Научно-технический потенциал
Инновации и НИОКР
Казахстан унаследовал ряд отраслей
(металлы, руды, уран, нефть), которые
характеризуются интенсивным
В любом случае, Казахстан при тесном сотрудничестве с частным сектором должен развить научный потенциал в нескольких сферах, где страна обладает значительным экономическим потенциалом и где технические задачи должны решаться предприятиями и научным сообществом (нефть и газ, металлургия и минералы). В этом отношении, необходимы небольшие объемы финансирования для предоставления долгосрочных исследовательских грантов научным группам (состоящим из ученых институтов, ВУЗов и отраслей и инженеров), оказания поддержки послевузовскому образованию и исследованиям, привлекая, таким образом, новое поколение ученых в эту определенную отрасль, для улучшения лабораторных объектов, модернизации учебных объектов и учебной программы, привлечения преподавателей мирового класса из заграницы или удовлетворения других конкретных научных и экономических потребностей развития. Также необходимы небольшие объемы финансирования для обеспечения экспериментальной группы инкубаторов и технопарков, создаваемых при поддержке государства, с привлечением консультантов и руководителей с международным опытом. Эти специалисты предоставляли бы экспертные консультации по таким темам, как маркетинг, НИОКР, менеджмент, разработка бизнес-планов, источники финансирования, глубокое понимание бизнеса и отраслевых тенденций в глобальном масштабе. Эти и другие меры вмешательства в сферу конкурентоспособности и инноваций можно осуществлять через недавно созданные институты развития, технопарки, инкубаторы, НИИ и ВУЗы.
Тем не менее, конечным фактором, определяющим конкурентоспособность, всегда и везде было качество человеческого капитала, а старые советские системы уже неадекватны для потребностей XXI века. Казахстан должен приступить к совершенствованию своего человеческого капитала уже сегодня, начав с тщательно нацеленных интервенций в сферу здравоохранения, образования и водоснабжения.
Информация о работе Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК