Демократизация в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования в нашей курсовой работе является изучение основных стратегий и факторов демократического транзита.
Исследовательские задачи следующие:
1. Исследовать волны демократизации и причины их отката.
2. Изучить процесс демократического перехода и функционирование демократического режима.
3. Выявить основные проблемы демократического транзита.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. История развития демократизации в мире ……………………………..6
1.1 Волны демократизации ………………………………………………………..6
1.2 Причины откатов волн демократизации ……………………………………13
Глава 2. Транзит демократии и эффективное функционирование демократического режима ……………………………………………………………………...16
2.1 Этапы преобразований в эволюции переходных обществ ………………...16
2.2 Стратегия перехода к демократии …………………………………………..18
2.3 Факторы и проблемы демократического транзита …………………………22
Заключение ………………………………………………………………………..29
Список литературы ……………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. История развития демократизации в мире ……………………………..6

1.1 Волны демократизации ………………………………………………………..6

1.2 Причины откатов волн демократизации ……………………………………13

Глава 2. Транзит демократии и эффективное функционирование демократического режима ……………………………………………………………………...16

2.1 Этапы преобразований  в эволюции переходных обществ ………………...16 

2.2 Стратегия перехода к демократии …………………………………………..18

2.3 Факторы и проблемы демократического транзита …………………………22

Заключение ………………………………………………………………………..29

Список литературы ……………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДНИЕ

 

Сегодня весь мир  погружен в процесс демократизации. Тенденция демократии имеет глубокие корни ещё в античной политической мысли. Демократия становилась одним из главнейших моментов политики во все исторические эпохи. В данный момент идея демократии получила самое глобальное и перспективное распространение в большинстве государств мира.

Для изучения вопроса  демократизации в политической теории существует особая научная дисциплина – транзитология, основной задачей которой является изучение проблем, связанных с процессом демократизации. Исходя из понимания термина «транзит» – переход, транзитологические исследования направлены на изучение процессов перехода политической системы к качественно новому – демократическому состоянию. Но в условиях политической ситуации конца 20 – начала 21 века,  процессы демократического транзита связаны, в первую очередь, с переходом государств от авторитарных к демократическим формам правления.

Не всегда в  политической практике процессы демократического транзита проходили успешно и беспрепятственно. Процесс демократизации достаточно сложен и требует особых условий для благоприятного протекания. Существует множество проблем, которые могут стать препятствием для осуществления демократического транзита(социально-экономические, культурные, этно-национальные и др.). При несоблюдении этих условий «почва» для демократии может быть не подготовлена и повлечь за собой тяжелые политические последствия, вплоть до стагнации и глубокого кризиса политической системы государства.

Для успешного  перехода к демократии необходимо учитывать  состояние консолидации демократии, т.е. ее укоренения в обществе. Непринятие демократических норм и институтов обществом может поставить под сомнение весь процесс демократического транзита.

Мировое сообщество прошло три волны демократизации, последняя длится до сих пор и  является самой масштабной. К концу 80-х гг. XX столетия под процессом демократического транзита пало большинство авторитарных (тоталитарных) режимов Европы, Латинской Америки, Африки и Азии.

Актуальность  темы нашей курсовой работы имеет  огромный приоритет в настоящий  момент. Сегодня практически невозможно представить политическую жизнь без категории «демократия». Демократия достаточно основательно закреплена сегодня в мировой общественности. Процесс демократизации принял глобальный характер и с каждым днем набирает все более высокие темпы и широкий ареал распространения.

Сегодня сообщества приходят к более цивилизованным и «мягким» формам демократического перехода. Принимая демократические формы, государство тем самым продвигает себя на более новый и качественный уровень развития, что позволяет ему быть полноценным актором в мировой политической системе.

Актуальность  также заключается в наличии на данный момент определенного количества государств с недемократическими политическими режимами, что ущемляет неотъемлемые права и свободы граждан данных государств, коммуникацию этих государств с другими членами мирового сообщества.   

Основной целью  исследования в нашей курсовой работе является изучение основных стратегий  и факторов демократического транзита.

Исследовательские задачи следующие:

  1. Исследовать волны демократизации и причины их отката.
  2. Изучить процесс демократического перехода и функционирование демократического режима.
  3. Выявить основные проблемы демократического транзита.

Объектом исследования является процесс демократического транзита, а предметом его факторы и стратегии.

 Наша курсовая работа состоит из: введения, основной части, разделенной на 2 главы и 6 параграфов (1-ая глава на 2 параграфа, 2-я глава на 3 параграфа) и заключения. Объем курсовой работы составляет 31 страница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ЕЁ РАЗВИТИЕ

 

 

1.1. Волны демократизации

 

 С середины 1980-х гг. в политической науке под влиянием определённых процессов – первоначально региональных, а затем и общемировых – постепенно начинает формироваться новое направление политологических исследований – транзитология.  На практике термин «транзитология» приобрёл более узкое значение, так как предметом исследований данного направления стал процесс перехода от автократических форм правления  к демократическим. Поэтому предметом транзитологии как относительно самостоятельной дисциплины в рамках политической науки стали проблемы демократизации.1

     В  самом общем смысле демократизация  означает процесс политических и социальных изменений, направленных на установление демократического строя. Как пишет российский политолог А. Мельвиль, «история становления и развития демократических норм и практик говорит о том, что демократия – это процесс, процесс развития, расширения и обновления идей и принципов, институтов и процедур»2. То есть демократия является, по сути, постоянно идущим процессом демократизации. В современной теории и практике демократия и демократизация не гарантируют решение тех или иных проблем, а лишь создают условия протекания демократического процесса, от характеристики сил, которые будут на него влиять, от их способностей решать проблемы, от внешних обстоятельств, влияющих на внутренюю политику.3

     С.  Хантингтон  водит понятие «волна  демократизации», под которой  он понимает группу переходов «от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определённых период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период». К этой волне обычно относятся также либерализация или частичная демократизация в тех политических системах, которые не становятся полностью демократическими. Американский политолог пришёл к выводу, что в современном мире имели место три волны демократизации. Каждая из них затрагивала сравнительно небольшое число стран, и во время каждой совершались переходы и в демократическом направлении. За каждой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые, хотя и не все, страны, совершившие прежде переход к демократии, возвращались к недемократическому правлению. Понимая всю степень условности своих исследований С. Хантингтон, тем не менее, выделил следующие даты волн демократизации:

1) первая, длинная  волна демократизации 1828 – 1926 гг.; первый откат – 1922 – 1942  гг.;

2) вторая, короткая  волна демократизации 1943 – 1962 гг.; второй откат – 1958 – 1975 гг.;

3) третья волна  демократизации начинается с  1974г. и продолжается по сей  день.

     В  качестве критериев демократического  минимума исследователи выделили следующие:

1) 50% взрослого мужского населения должно иметь право голоса;

2) ответственный  глава исполнительной власти  должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выборном парламенте, либо избираться в ходе периодических всенародных выборов.4

     Первой  страной, которая отвечала этим  критериям, были США примерно  около 1828 г. К концу 19-го столетия переход к демократии совершили Швейцария, заморские британские доминионы, Франция, Великобритания и несколько других европейских стран. В первую волну более или менее демократические режимы установили у себя Италия и Аргентина, а так же получившие независимость Ирландия и Испания. За сто лет свыше тридцати стран ввели у себя по крайней мере минимальные общенациональные демократические институты.

     Первый  откат начался в 1922 г., когда  в Италии пришёл к власти  Б. Муссолини. Демократические институты, созданные в 1920-х гг. в Литве, Польше, Латвии и Эстонии, были свергнуты в результате военных переворотов. После прихода к власти Гитлера в 1933 г. Прекратила своё существование Веймарская республика. Демократия погибла также в Австрии, Чехии, Греции, Португалии, Испании, Японии. Эти смены режимов отражали расцвет коммунистических, фашистских и милитаристских идеологий. Во Франции, Великобритании, и других странах, где демократические институты сохранились, антидемократические движения так же набирали силу.

     Доминантой  политического развития 1920 – 1930-х  гг. были уход от демократии и либо возврат к традиционным формам авторитарного правления, либо установление новых, массовых, гораздо более жестоких и всеобъемлющих форм тоталитаризма. Такое движение вспять происходило главным образом в тех странах, которые восприняли демократические формы буквально на кануне Первой мировой войны или сразу после неё и для которых демократия была новым, неустоявшимся явлением.

     Вторая  мировая война положила начало второй, короткой волне демократизации. Союзническая оккупация способствовала введению демократических институтов в Западной Германии, Италии, Австрии, Японии и Корее, хотя в то же время советским режимом была разрушена демократия в Чехословакии и Венгрии. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. пришли к демократии Турция и Греция. В Латинской Америке Уругвай вернулся к демократии во время Второй мировой войны, а в Бразилии и Коста – Рике демократические перемены произошли в конце 1940-х гг. В других латиноамериканских странах – Аргентине, Колумбии, Перу и Венесуэле – происходили неоднозначные процессы как демократизации, так и утверждения диктатур, в основном военных. Распад колониальной системы породил ряд новых государств. Во многих из них не делалось никаких реальных попыток ввести демократические институты. В некоторых были только элементы демократии – в Пакистане, Малайзии, Индонезии. В нескольких новых государствах – Индии, Шри – Ланке, на Филиппинах, в Израиле – демократические институты продержались порядка десяти лет, а в 1960 г. демократическим стало крупнейшее государство Африки – Нигерия.

     К  началу 1960-х гг. вторая волна демократизации  исчерпала себя. В конце 1950-х  гг. политическое развитие и транзит режимов приняли отчётливо авторитарный характер. Наиболее кардинальные перемены произошли в Латинской Америке, где в Перу, Бразилии, Боливии, Аргентине, Эквадоре, Уругвае и Чили установились авторитарные режимы. В Пакистане в 1958 г. Было введено военное положение. Затем демократические процедуры прекратили свое существование в Корее, Индонезии, на Филиппинах и на Тайване. В 1975 г. Индира Ганди, временно отказавшись от демократической практики, объявила чрезвычайное положение в Индии. В Греции в 1967 г. Пришли к власти «чёрные полковники». Антидемократические процессы проходили в Турции. В 1960-е гг. несколько неафриканских колоний Великобритании получили независимость и установили демократические режимы, продержавшиеся у власти значительный период времени. Это Ямайка, Тринидад – и – Тобаго (1962), Мальта (1964), Барбадос (1966) и Маврикий (1968). Однако большая часть новых стран, ставших независимыми в 1960-е гг., находилась в Африке. Нигерия в 1966 г. Пала жертвой военного переворота. Единственной африканской страной, стойко придерживавшейся демократической практики, была Ботсвана. Тридцать три других африканских государства, получивших независимость между 1956 и 1970 гг., стали авторитарными в тот же самый момент или очень скоро после него. Деколонизация Африки привела к сильнейшему в истории увеличению числа независимых авторитарных правительств.

     Глобальный  поворот прочь от демократии  в 1960-х – начале 1970-х гг. приобрёл впечатляющие размеры. По одной из оценок треть из 32 действующих демократий, существовавших в мире в 1958 г., к середине 1970-х гг. превратилась в авторитарные режимы. Авторитарные транзиты подобного рода не только вызвали к жизни теорию бюрократического авторитаризма, призванную объяснить перемены, происходящие в третьем мире, - они породили значительно более пессимистический взгляд на пригодность демократии для развивающихся стран и усилили озабоченность жизнеспособностью демократии в развитых странах, где она существовала многие годы.

     Третья  волна демократизации началась  в 1974 г., после падения португальской диктатуры. В течение пятнадцати лет демократические режимы пришли на смену авторитарным почти в тридцати странах Европы, Азии и Латинской Америки. В некоторых странах произошла значительная либерализация авторитарных режимов, в других движения, выступающие за демократию обрели силу и легальность.

     Сначала  этот демократический прилив проявил себя в Южной Европе. Через три месяца рухнул военный режим в Греции и Испании.

     В  конце 1970-х гг. демократическая  волна докатилась до Латинской Америки. В 1977 г. военные лидеры в Эквадоре заявили о своём желании уйти из политики; в 1978 г. то же самое повторилось в Перу, затем В Боливии. В 1982 г. Поражение в войне с Великобританией подорвало позиции аргентинского военного правительства и привело к избранию гражданского президента и правительства. В 1984 г. был избран гражданский президент в Уругвае, а затем демократические процессы достигли Бразилии. В центральной Америки демократизация началась в Гондурасе, Сальвадоре и Гватемале.

     Демократическое движение заявило о себе и в Азии. В начале 1877 г. первая демократия третьего мира – Индия, прожив полтора года в условиях чрезвычайного положения, вернулась на демократический путь. В 1983 г. в Турции в результате выборов было сформировано гражданское правительство, а на Филиппинах восстановлена демократия. В 1987 – 1987 гг. демократизация достигла Южной Кореи, Тайваня и Пакистана.

     В  конце 1980-х гг. демократическая  волна захлестнула коммунистический  мир. В 1988 г. в Венгрии начался  переход к многопартийной системе. В 1989 г. выборы на съезд народных депутатов СССР принесли поражение нескольким высокопоставленным партийным лидерам и позволили создать весьма независимый верховный совет. В начале 1990-х гг. стали развиваться многопартийные системы в Прибалтийских республиках, а Коммунистическая партия Советского союза отказалась от «руководящей роли». В Польше «Солидарность» одержала в 1989 г. полную победу на выборах в государственный сейм, к власти пришло не коммунистическое правительство, а в 1990-х гг. лидер «Солидарности» Лех Валенса был избран президентом, сменив на этом посту коммуниста генерала Войцеха Ярузельского. В последние месяцы 1989 г. рухнули коммунистические режимы Восточной Германии, Чехословакии и Румынии, и в 1990 г. в этих странах прошли соревновательные выборы. В Болгарии коммунистический режим так же начал либерализовываться; народные движения, выступающие за демократию, появились в Монголии. В 1990 г. в обеих этих странах так же состоялись достаточно свободные выборы.

Информация о работе Демократизация в мире