Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа
Основной целью исследования в нашей курсовой работе является изучение основных стратегий и факторов демократического транзита.
Исследовательские задачи следующие:
1. Исследовать волны демократизации и причины их отката.
2. Изучить процесс демократического перехода и функционирование демократического режима.
3. Выявить основные проблемы демократического транзита.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. История развития демократизации в мире ……………………………..6
1.1 Волны демократизации ………………………………………………………..6
1.2 Причины откатов волн демократизации ……………………………………13
Глава 2. Транзит демократии и эффективное функционирование демократического режима ……………………………………………………………………...16
2.1 Этапы преобразований в эволюции переходных обществ ………………...16
2.2 Стратегия перехода к демократии …………………………………………..18
2.3 Факторы и проблемы демократического транзита …………………………22
Заключение ………………………………………………………………………..29
Список литературы ……………………………………………………………….30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. История развития демократизации в мире ……………………………..6
1.1 Волны демократизации ………………………………………………………..6
1.2 Причины откатов волн демократизации ……………………………………13
Глава 2. Транзит демократии и эффективное
функционирование демократического режима
……………………………………………………………………...
2.1 Этапы преобразований в эволюции переходных обществ ………………...16
2.2 Стратегия перехода к демократии …………………………………………..18
2.3 Факторы и проблемы демократического транзита …………………………22
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………….30
ВВЕДНИЕ
Сегодня весь мир погружен в процесс демократизации. Тенденция демократии имеет глубокие корни ещё в античной политической мысли. Демократия становилась одним из главнейших моментов политики во все исторические эпохи. В данный момент идея демократии получила самое глобальное и перспективное распространение в большинстве государств мира.
Для изучения вопроса демократизации в политической теории существует особая научная дисциплина – транзитология, основной задачей которой является изучение проблем, связанных с процессом демократизации. Исходя из понимания термина «транзит» – переход, транзитологические исследования направлены на изучение процессов перехода политической системы к качественно новому – демократическому состоянию. Но в условиях политической ситуации конца 20 – начала 21 века, процессы демократического транзита связаны, в первую очередь, с переходом государств от авторитарных к демократическим формам правления.
Не всегда в
политической практике процессы демократического
транзита проходили успешно и беспрепятственно.
Процесс демократизации достаточно сложен
и требует особых условий для благоприятного
протекания. Существует множество проблем,
которые могут стать препятствием для
осуществления демократического транзита(социально-
Для успешного перехода к демократии необходимо учитывать состояние консолидации демократии, т.е. ее укоренения в обществе. Непринятие демократических норм и институтов обществом может поставить под сомнение весь процесс демократического транзита.
Мировое сообщество прошло три волны демократизации, последняя длится до сих пор и является самой масштабной. К концу 80-х гг. XX столетия под процессом демократического транзита пало большинство авторитарных (тоталитарных) режимов Европы, Латинской Америки, Африки и Азии.
Актуальность темы нашей курсовой работы имеет огромный приоритет в настоящий момент. Сегодня практически невозможно представить политическую жизнь без категории «демократия». Демократия достаточно основательно закреплена сегодня в мировой общественности. Процесс демократизации принял глобальный характер и с каждым днем набирает все более высокие темпы и широкий ареал распространения.
Сегодня сообщества приходят к более цивилизованным и «мягким» формам демократического перехода. Принимая демократические формы, государство тем самым продвигает себя на более новый и качественный уровень развития, что позволяет ему быть полноценным актором в мировой политической системе.
Актуальность также заключается в наличии на данный момент определенного количества государств с недемократическими политическими режимами, что ущемляет неотъемлемые права и свободы граждан данных государств, коммуникацию этих государств с другими членами мирового сообщества.
Основной целью исследования в нашей курсовой работе является изучение основных стратегий и факторов демократического транзита.
Исследовательские задачи следующие:
Объектом исследования является процесс демократического транзита, а предметом его факторы и стратегии.
Наша курсовая работа состоит из: введения, основной части, разделенной на 2 главы и 6 параграфов (1-ая глава на 2 параграфа, 2-я глава на 3 параграфа) и заключения. Объем курсовой работы составляет 31 страница.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ЕЁ РАЗВИТИЕ
1.1. Волны демократизации
С середины 1980-х гг. в политической науке под влиянием определённых процессов – первоначально региональных, а затем и общемировых – постепенно начинает формироваться новое направление политологических исследований – транзитология. На практике термин «транзитология» приобрёл более узкое значение, так как предметом исследований данного направления стал процесс перехода от автократических форм правления к демократическим. Поэтому предметом транзитологии как относительно самостоятельной дисциплины в рамках политической науки стали проблемы демократизации.1
В
самом общем смысле
С. Хантингтон водит понятие «волна демократизации», под которой он понимает группу переходов «от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определённых период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период». К этой волне обычно относятся также либерализация или частичная демократизация в тех политических системах, которые не становятся полностью демократическими. Американский политолог пришёл к выводу, что в современном мире имели место три волны демократизации. Каждая из них затрагивала сравнительно небольшое число стран, и во время каждой совершались переходы и в демократическом направлении. За каждой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые, хотя и не все, страны, совершившие прежде переход к демократии, возвращались к недемократическому правлению. Понимая всю степень условности своих исследований С. Хантингтон, тем не менее, выделил следующие даты волн демократизации:
1) первая, длинная волна демократизации 1828 – 1926 гг.; первый откат – 1922 – 1942 гг.;
2) вторая, короткая волна демократизации 1943 – 1962 гг.; второй откат – 1958 – 1975 гг.;
3) третья волна демократизации начинается с 1974г. и продолжается по сей день.
В
качестве критериев
1) 50% взрослого мужского населения должно иметь право голоса;
2) ответственный глава исполнительной власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выборном парламенте, либо избираться в ходе периодических всенародных выборов.4
Первой
страной, которая отвечала
Первый откат начался в 1922 г., когда в Италии пришёл к власти Б. Муссолини. Демократические институты, созданные в 1920-х гг. в Литве, Польше, Латвии и Эстонии, были свергнуты в результате военных переворотов. После прихода к власти Гитлера в 1933 г. Прекратила своё существование Веймарская республика. Демократия погибла также в Австрии, Чехии, Греции, Португалии, Испании, Японии. Эти смены режимов отражали расцвет коммунистических, фашистских и милитаристских идеологий. Во Франции, Великобритании, и других странах, где демократические институты сохранились, антидемократические движения так же набирали силу.
Доминантой политического развития 1920 – 1930-х гг. были уход от демократии и либо возврат к традиционным формам авторитарного правления, либо установление новых, массовых, гораздо более жестоких и всеобъемлющих форм тоталитаризма. Такое движение вспять происходило главным образом в тех странах, которые восприняли демократические формы буквально на кануне Первой мировой войны или сразу после неё и для которых демократия была новым, неустоявшимся явлением.
Вторая мировая война положила начало второй, короткой волне демократизации. Союзническая оккупация способствовала введению демократических институтов в Западной Германии, Италии, Австрии, Японии и Корее, хотя в то же время советским режимом была разрушена демократия в Чехословакии и Венгрии. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. пришли к демократии Турция и Греция. В Латинской Америке Уругвай вернулся к демократии во время Второй мировой войны, а в Бразилии и Коста – Рике демократические перемены произошли в конце 1940-х гг. В других латиноамериканских странах – Аргентине, Колумбии, Перу и Венесуэле – происходили неоднозначные процессы как демократизации, так и утверждения диктатур, в основном военных. Распад колониальной системы породил ряд новых государств. Во многих из них не делалось никаких реальных попыток ввести демократические институты. В некоторых были только элементы демократии – в Пакистане, Малайзии, Индонезии. В нескольких новых государствах – Индии, Шри – Ланке, на Филиппинах, в Израиле – демократические институты продержались порядка десяти лет, а в 1960 г. демократическим стало крупнейшее государство Африки – Нигерия.
К
началу 1960-х гг. вторая волна демократизации
исчерпала себя. В конце 1950-х
гг. политическое развитие и
Глобальный поворот прочь от демократии в 1960-х – начале 1970-х гг. приобрёл впечатляющие размеры. По одной из оценок треть из 32 действующих демократий, существовавших в мире в 1958 г., к середине 1970-х гг. превратилась в авторитарные режимы. Авторитарные транзиты подобного рода не только вызвали к жизни теорию бюрократического авторитаризма, призванную объяснить перемены, происходящие в третьем мире, - они породили значительно более пессимистический взгляд на пригодность демократии для развивающихся стран и усилили озабоченность жизнеспособностью демократии в развитых странах, где она существовала многие годы.
Третья волна демократизации началась в 1974 г., после падения португальской диктатуры. В течение пятнадцати лет демократические режимы пришли на смену авторитарным почти в тридцати странах Европы, Азии и Латинской Америки. В некоторых странах произошла значительная либерализация авторитарных режимов, в других движения, выступающие за демократию обрели силу и легальность.
Сначала этот демократический прилив проявил себя в Южной Европе. Через три месяца рухнул военный режим в Греции и Испании.
В конце 1970-х гг. демократическая волна докатилась до Латинской Америки. В 1977 г. военные лидеры в Эквадоре заявили о своём желании уйти из политики; в 1978 г. то же самое повторилось в Перу, затем В Боливии. В 1982 г. Поражение в войне с Великобританией подорвало позиции аргентинского военного правительства и привело к избранию гражданского президента и правительства. В 1984 г. был избран гражданский президент в Уругвае, а затем демократические процессы достигли Бразилии. В центральной Америки демократизация началась в Гондурасе, Сальвадоре и Гватемале.
Демократическое движение заявило о себе и в Азии. В начале 1877 г. первая демократия третьего мира – Индия, прожив полтора года в условиях чрезвычайного положения, вернулась на демократический путь. В 1983 г. в Турции в результате выборов было сформировано гражданское правительство, а на Филиппинах восстановлена демократия. В 1987 – 1987 гг. демократизация достигла Южной Кореи, Тайваня и Пакистана.
В
конце 1980-х гг. демократическая
волна захлестнула