Западные философии в синхроническом и диахроническом аспектах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 03:09, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение современной западной философии в синхроническом и диахроническом аспектах, а так же описание основных проблем, отражающих современное состояние западного общества.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

Проанализировать основные философские тенденции современной западной философии.
Выявить основные пути мировоззренческих исканий представителей западной философской мысли ХХ века.
Установить пути влияния данных течений на человеческое сознание и мир в целом.
Охарактеризовать каждое философское течение, раскрыть их теоретическую и практическую значимость, выявить их соотношение.

Содержание

Введение

Глава I. Позитивизм и его исторические формы

§ 1.1. Первая историческая форма позитивизма

§ 1.2. Вторая историческая форма позитивизма

§ 1.2. Третья историческая форма позитивизма

Глава II. «Философия жизни» как оппозиция классическому рационализму

Глава III Экзистенциализм.

§ 3.1. Экзистенциализм: общая характеристика и проблематика

§ 3.2. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Аналитика Dasein.

§ 3.3. «Философия существования» Карла Ясперса

§ 3.4. «Философия свободы» Жан Поль Сартра. Бытие и ничто

§ 3.5. «Бунтующий человек» Альбера Камю. Философская анатомия бунта

Глава III. Философская герменевтики

§ 4.1. Становление философской герменевтики

§ 4.2. Ганс Гадамер – основоположник философской герменевтики.

§ 4.3. Проблема интерпретации в философской герменевтике

Заключение

Список реферируемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 198.00 Кб (Скачать)

       Мы постольку личности, поскольку  свершаем свой, только свой, выбор.  И, значит, «мы есть свобода,  которая выбирает; но мы не  выбираем бытие свободным: мы  осуждены на свободу... выброшены  в свободу...». Сартр иллюстрирует  свой тезис внешне парадоксальным примером: даже сидящий в одиночке осужденный свободен — не потому, что может сбежать, а поскольку он способен хотеть сбежать, строить планы — пусть даже нереальные — побега, и, конечно, пытаться сбежать. Поэтому свобода ничуть не похожа на случайный выбор, вроде лотереи: такая «свобода» была бы «ничем», или чем-то «в-себе». Свобода «для-себя» — это «просвет бытия» или «разрыв в бытии», это момент решения. Жизнь свободного — только выборы самого себя, череда «разрывов бытия», которые осуществляются с каждым актом выбора. (Достаточно известных языковых аналогов этой кальки с французского сколько угодно: «сжечь свои корабли», «порвать с прошлым», «круто изменить свою жизнь» и т.д.)

     Человек — свободный человек — повсюду  встречается с препятствиями, которые создает не он; но он воспринимает их в качестве препятствий, и их сопротивление возникает для него как сопротивление только в результате его свободного выбора. Выбор — это всегда «вопреки»!

     Именно  поэтому философский трактат  Сартра  "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии" посвящен исследованию вопросов: что такое бытие? каковы фундаментальные бытийные отношения между сознанием и миром? каковы онтологические структуры сознания (субъективности), делающие возможными эти отношения.

     Появляется  мотив абсурдности существования : "Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем ". Человек,  по Сартру, бесполезная страсть . Сартр, несомненно, понимал, насколько тяжел груз свободы  для человека, не имеющего внутренней опоры, подавленного наследием подсознательного, постоянно мучимого чувством тревоги и страха перед самим собой . И он не стоил иллюзий насчет способности человека быть действительно свободным тем более, что действительность могла развеять любые иллюзии . Поэтому неудивительно,  что все произведения Сартра пронизаны критикой и неприятием окружающего мира . Индивида в современном обществе Сартр понимает  как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще . Всеобщее  значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена  массовым, коллективным формам быта, организации, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления  занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования  общественного мнения и безличной "молвы" и где даже объективный  разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой . Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы они глухи  к нему, давят его своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может чувствовать себя благополучно устроенным  только общество "подонков", человек же испытывает "тошноту". Жить  в этом обществе, по мнению Сартра, как живет в нем "довольное собой сознание", можно лишь отказавшись от себя, от личности подлинной, от решений и выбора, переложив последние на  чью-либо анонимную ответственность на государство, нацию, расу,  семью, других людей . Но и этот отказ ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой воли всегда .  

 

      § 3.4  «Бунтующий человек»  Альбера Камю.  Понятие абсурда. 

     Творчество  Камю – это  безостановочный философский  поиск, который целенаправляется страстным  переживанием за Человека, оказавшегося жертвой, свидетелем и соучастником трагического надлома времени и  истории в ХХ в.   Камю в своем гениальном  произведении "Мифе о Сизифе" стремится ответить на вопрос: как, в чем найти надежду на позитивное бытие в мире, в котором религиозная надежда умерла? Постулируя изначальное мироощущение человека как абсурд, он  исследует его как характеристику человеческого "бытия-в-мире", отчужденном и неразумном. Одновременно он характеризует абсурд как границу осознанности и ясности понимания бытия .

       Чувство абсурда,   по мнению  автора, возникает прежде всего  на основе противоречия между  человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, “между актером и декорациями”. 8

     Если  мир поддается объяснению, даже и  не слишком убедительному, он понятен  и приемлем для человека. Но как  только человек осознает всю иллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной. Перед человеком встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

     Абсурд  проникает в сознание человека неожиданно, когда он в какой-то момент вдруг  чувствует опустошенность, усталость  от повседневного бытия. Вдруг он перестает понимать смысл и цель этой повседневности. Цепочка привычных поступков разрывается, и именно в этот момент, по мнению автора, сознание человека, застывшее до этого в машинальной жизни, начинает приходить в движение.  Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий будущим, вдруг осознает, что как раз время – его враг. Как говорит Камю, возникает своего рода бунт плоти, направленный против воздействия времени.

     свидетельствует об истине, которой является вызов  превосходящему миру.

     Переходя  к понятию свободы, Камю отмечает, что абсурд сводит к нулю все шансы человека на призрачную вечную свободу, исповедуемую в религии, но возвращает свободу поступков и воодушевляет на нее. После осознания абсурда человек понимает: нет более высшей свободы, чем свобода быть, единственной свободы, которая служит основанием для истины.

     По  мнению Камю осознание абсурда предполагает замену качества опыта бытия его  количеством. Иными словами, важно  не прожить как можно лучше, а  пережить как можно больше. А это, в свою очередь, заключается в том, чтобы прочувствовать свою жизнь, свой бунт, свою свободу как можно сильнее.

     Чувство абсурда, возникающее в результате работы сознания, позволяет человеку переоценить свою судьбу. Это можно  считать одной из предпосылок  другому понятию, рассмотренному Камю в своем творчестве, - понятию бунта.

     «Что  же представляет собой человек бунтующий"?  - вопрошает Камю - Это человек, говорящий "нет". Но, отрицая, он не отрекается: это человек, уже первым своим  действием говорящий "да". Раб, всю жизнь исполнявший господские распоряжения, вдруг считает последнее из них неприемлемым»

     В бунтарском порыве рождается пусть  и неясное, но сознание: внезапное  яркое чувство того, что в человеке есть нечто такое, с чем он может  отождествить себя хотя бы на время. До сих пор раб реально не ощущал этой тождественности. До своего восстания он страдал от всевозможного гнета. Нередко бывало так, что он безропотно выполнял распоряжения куда более возмутительные, чем то последнее, которое вызвало бунт. Раб терпеливо принимал эти распоряжения; в глубине души он, возможно, отвергал их, но, раз он молчал, значит, он жил своими повседневными заботами, еще не осознавая своих прав. Потеряв терпение, он теперь начинает нетерпеливо отвергать все, с чем мирился раньше. Сознание возникает вместе с бунтом. Приводя пример бунта раба против своего господина, Камю приходит к выводу, что раб восстает против прежнего порядка, в котором отрицается нечто, присущее сообществу всех угнетенных людей. Сам по себе индивид не является той ценностью, которую он намерен защищать. Эту ценность составляют все люди вообще.

     Подходя к понятию бунта с позиций  социальных, Камю отмечает, что бунт невозможен в обществах, где неравенство  слишком велико (например, кастовые общества) или равенство абсолютно (некоторые первобытные общества). Камю подчеркивает, что бунт возможен в тех обществах, где за теоретическим равенством скрывается огромное фактическое неравенство.

     Осознание абсурдности бытия и неразумности мира является первопричиной бунта. Однако, если в опыте абсурда страдание индивидуально, то в бунтарском порыве оно сознает себя как коллективное. Оно оказывается общей участью, пишет Камю.

     Выводя  индивида из одиночества, бунт является основой ценности для всех людей. Если первоначально значение бунта для индивида можно выразить фразой “я бунтую – значит я существую”, то дальнейшее созидательное развитие бунта позволит сказать: “я бунтую, следовательно, мы существуем”.

     Т.о., проблемы и понятия абсурда и  бунта – одни из основных в творчестве А. Камю. Таким образом, можно заключить, что Камю придал им позитивный, созидательный, жизнеутверждающий смысл. Действительно, чувство абсурда пробуждает сознание человека, он возвышается над своей судьбой и в абсурде находит смысл бытия. Сознание, в свою очередь, является первоисточником бунта – стремления к преображению. Бунт индивида, развиваясь, становится ценностью множества людей, объединяя их как созидательную силу. “Я бунтую, следовательно, мы существуем и будем существовать”, - таков принцип бунтующего человека.  

     Глава IV.  Философская герменевтика 

     § 4.1 Становление философской  герменевтики  

     Герменевтика  сложилась как теория о предпосылках, возможностях и особенностях процесса понимания. Название "герменевтика" восходит к древнегреческому "hermeneia" – "толкование" и находится  в символической связи с Олимпийским  богом Гермесом, который вошел  в мифологию как изобретатель языка и письменности, а также вестник богов; Гермес выполнял посредническую функцию между богами и людьми, между живыми и мертвыми, воплощая собой звено опосредования противоположностей.

     Традиции  герменевтики были заложены еще в средние века при истолковании библейских текстов и способствовали разъяснению и истолкованию текстов, и лежали в основе перевода текстов с языка одной эпохи на язык другой эпохи.

     Основы  герменевтики как общей теории понимания  были заложены Ф.Шлейермахером (1768-1834), который выделил в тексте предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Содержание текста, т.е. то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, т.е. тому, как описывалось событие , особенностям стиля изложения, проставлению акцентов в тексте и т.д. Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст. Последний аспект получил названия выразительного и долгие годы был собственным предметом понимания и толкования.

     В настоящее время в герменевтике понятие "текст" рассматривается  предельно широко: от письменной формы  в рамках естественного языка  до записи текста в любой знаковой системе, от формы живого высказывания до выражения чувств и эмоций, выраженных в форме восклицаний (междометий).

     Предмет герменевтики – это феномены понимания, которые лежат в основе духовно-практических ситуаций живущего в Мире человека.

     Смыслопорождение, или смыслоформирование, квалифицируется как реализация смысла человеческой жизни и деятельности в конкретных ситуациях и событиях, личностных актах или межличностных отношениях. Тезис М.Хайдеггера о герменевтичности бытия способствовал усмотрению в герменевтических феноменах не второстепенных фактов жизни человека, не фон деятельности, а фундаментальные основания бытия.

     Герменевтику  интересует человек, живущий не столько  в объективном мире, сколько в  пространстве истории и культуры, в мире социально-исторических ценностей  и личностных смыслов. Чтобы понять человека, необходимо понять условия его жизни и его обычаи, мысли и полученные знания, искусства, к которым стремится человек и глубинные основания его желаний и стремлений; необходимо отыскать индивидуальное в смысловом поле социально-исторических установок и ценностей конкретной культуры.

     Спецификой  герменевтики является установление связи  и определенных отношений – понимания  – между двумя субъектами понимания: интерпретатора и интерпретируемого, принадлежащих, как правило, к разным культурам, а если к той же самой культуре, то имеющих различные личностные ориентации и установки. Сегодня является признанным, что особенностью герменевтических феноменов является их принципиальная ненаблюдаемость. Выделение герменевтических феноменов в особую область исследования позволяет увидеть генетические и функциональные связи духовного опыта человека, базовые механизмы формирования личности и культуры в целом.

     Человек живет в мире переизбытка информации, схем и концептуализаций в связи  с чем резко возрастает потребность в поиске соответствующего языка понимания, достоверной интерпретации контекста и подтекста высказываний. Возникает желание человека понять самого себя,– с этих и подобных вопросов зародилась герменевтик

     § 4.2  Г.Гадамер - основоположником философской герменевтики. 

     Выделение философской герменевтики в особую область научного исследования, ставшее  возможным благодаря работам  Ф.Д.Э.Шлейермахера, В.Дильтея, М.Хайдеггера и особенно Х.-Г.Гадамера – классика герменевтики ХХ века, позволило подойти к решению проблем научного моделирования поведения и деятельности человека, игровых способов организации действий, построения типологии коммуникативных связей и отношений, социокультурной реальности в целом. Герменевтические феномены рассматриваются в качестве "органов понимания", "организатора" жизни и деятельности человека, основания аксиоматизации собственной жизни. 9

Информация о работе Западные философии в синхроническом и диахроническом аспектах