Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 03:09, реферат
Целью работы является изучение современной западной философии в синхроническом и диахроническом аспектах, а так же описание основных проблем, отражающих современное состояние западного общества.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
Проанализировать основные философские тенденции современной западной философии.
Выявить основные пути мировоззренческих исканий представителей западной философской мысли ХХ века.
Установить пути влияния данных течений на человеческое сознание и мир в целом.
Охарактеризовать каждое философское течение, раскрыть их теоретическую и практическую значимость, выявить их соотношение.
Введение
Глава I. Позитивизм и его исторические формы
§ 1.1. Первая историческая форма позитивизма
§ 1.2. Вторая историческая форма позитивизма
§ 1.2. Третья историческая форма позитивизма
Глава II. «Философия жизни» как оппозиция классическому рационализму
Глава III Экзистенциализм.
§ 3.1. Экзистенциализм: общая характеристика и проблематика
§ 3.2. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Аналитика Dasein.
§ 3.3. «Философия существования» Карла Ясперса
§ 3.4. «Философия свободы» Жан Поль Сартра. Бытие и ничто
§ 3.5. «Бунтующий человек» Альбера Камю. Философская анатомия бунта
Глава III. Философская герменевтики
§ 4.1. Становление философской герменевтики
§ 4.2. Ганс Гадамер – основоположник философской герменевтики.
§ 4.3. Проблема интерпретации в философской герменевтике
Заключение
Список реферируемой литературы.
§ 1.2. Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм.
В результате попыток
Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.
На
стадии махизма позитивизм ставит в
центр внимания такие проблемы, которые
приверженцы и продолжатели контовского
учения считали слишком «
Махисты считают, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания (в этом второе направление позитивизма сходно с влиятельными в западной буржуазной философии конца XIX— начала XX в. неокантианскими направлениями). «Вторая историческая форма позитивизма, таким образом, отличается от первой не только пониманием характера конкретных проблем, подлежащих философскому рассмотрению, но и определением самого предмета философии».3
Разумеется, между этими формами имеется и определенное сходство. В рассуждениях махистов и эмпириокритиков можно без труда обнаружить идеи, которые почти без изменения заимствованы из работ Г. Спенсера и других позитивистов XIX в. (в том числе и некоторые элементы естественнонаучного и вульгарного материализма). Принципиальное сходство обеих форм позитивизма заключается в стремлении лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики. Махисты осуществляют это стремление более последовательно, чем Конт и Спенсер, продвигаясь все дальше по пути субъективного идеализма. Анализируя традиционные философские проблемы, махисты переформулировали их таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность всех предлагаемых в философии решений. Выдвигая тезис о «нейтральном» характере «элементов мира», эмпириокритицизм претендовал на преодоление «метафизической» противоположности материализма и идеализма, а в действительности занимал позиции субъективно-идеалистического феноменализма.
Эмпириокритики
уделяли философской
На решительный поворот в развитии естествознания, который произошел на рубеже XIX—XX вв., позитивизм ответил усилением негативного характера своей концепции. Если представители первой его формы не только ратовали за избавление науки от «метафизики», но и внесли положительный вклад в познание в виде обобщения результатов научного исследования, то махисты видели основное назначение философии как теории познания в элиминации из науки всех «метафизических фикций» (к числу таковых они относят не только причинность, но и молекулярно-кинетическую теорию строения материи).
Тем не менее и на стадии махизма сохраняется связь позитивизма с реальными вопросами, существующими в науке. Проблема связи абстрактных понятий теории с эмпирическими данными встает всякий раз, когда в науке происходит ломка основных категорий, когда возникает потребность возвратиться к вопросу о том, насколько обоснованы в опытных данных возводимые наукой логические построения. Такая потребность остро ощущалась в науке на рубеже XIX—XX вв. в связи с революцией в естествознании. Определенную роль в развернувшемся в этот период обсуждении логического характера основных теоретических понятий классической физики сыграли и работы Э. Маха, который дал в своей «Механике» критику представлений Ньютона об абсолютности пространства и времени и попытался раскрыть логическое содержание понятий массы, системы отсчета и т. д.
В критических выступлениях махистов против «метафизики» в философии и науке, несмотря на реакционность их общей философской установки, можно обнаружить и отдельные здравые суждения (критика механистического понимания причинности, а также представлений классической физики об «абсолютности» пространства и времени). Однако методологические рекомендации, предлагавшиеся представителями второй исторической формы позитивизма, неверно ориентировали ученых. .
Позитивистское
отождествление науки с описанием
непосредственно данного в
Эрнст
Мах, Рихард Авенариус. Надо очистить
научный опыт от метафизических сущностей,
абстракций. Накопилось слишком много
метафизических сущностей. Надо отбросить
понятие материи (так сказал Мах - на науку
замах), понятие атома, понятие причинности.
Раньше думали, что исследуют причинно-следственную
связь, а на самом деле исследовали последовательность
событий, их функциональные связи. Говорить,
что одно - причина другого это перебор.
Принцип принципиальной координации (пошло
от Дихте): субъект не разделим с объектом,
объект дан с его восприятием. Где есть
объект, есть и субъект. "Я вижу дерево"
не имеет смысла, когда мы выделяем дерево
в отдельный предмет. Есть такая ситуация,
в которой Я и дерево скоординированы
между собой. Нейтральный элемент опыта
- одновременное включение духовного и
материального начала. Принцип экономии
мышления: не надо пользоваться метафизическими
сущностями, надо описывать (дискрипция).
Это экономное освоение окружающего мира.
С точки зрения биоэволюции когнитивный
аппарат нужен для комфорта. Каждый новый
закон помогает человеку освоится в мире.
Далее эффективным становится поведение.
(Этот этап не удержался. Был жестоко раскритикован.
Критика исходила от самих ученых.) Чистый
опыт опровергает все законы физики. Ничто
в физике не может устоять. Без общих понятий
физика развиваться не может. Вместо экономии
мышления - роскошь мышления. Нужно изобилие
мнений, чтобы потом истина выжила.
§
1.3. Третья историческая
форма позитивизма
Третий этап в развитии позитивизма — неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм часто называется на Западе аналитической философией. Неопозитивизм, уходя от решения коренных философских проблем, сосредотачивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.
Исторически первый и основной вариант неопозитивистской философии — логический позитивизм, или логический эмпиризм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.), отражает дальнейшее усиление негативного характера позитивистской концепции. Логический позитивизм отбрасывает психологизм и биологизм махистской философии, принимает тезис об априорно-аналитическом характере положений логики и математики (эмпирическое обоснование логико-математических аксиом было камнем преткновения, как для первой, так и для второй исторической формы позитивизма).
Представители
логического позитивизма
Одной из важных задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о. очистить науку от бессмысленных предложений. Неопозитивисты различают три типа осмысления предложений
1. высказывания об эмпирических фактах (если говорят о фактах и ни о чем более)
2.
предложение, содержащие
3.
предложения логики и
Чтобы выяснить имеет ли предложение смысл необходим специальный метод – верификация ((от лат. verus- истинный и facio- делаю) Предложение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связаного логического доказательства. Неопозитивизм требует, чтобы предложение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы переживания, которые потвердают, или были налицо, или могли быть получены). Вопрос, ответ на который не может быть проконтролирован, верифицирован в опыте, позитивизм называет “псевдовопросом”. Суть в сравнении предложения с действительностью, указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения заключается в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же типа “душа человека бессмертна” бессмысленны т.к. не могут быть проверены.
Под фактами неопозитивисты
Вместе
с тем основная философская программа
логического позитивизма, выраженная
в принципе верификации, в тезисе
о сводимости содержания истинных теоретических
утверждений к констатации
Можно, говорить о том, что в концепции логического позитивизма 20—30-х годов задача полного разделения «метафизических» положений и утверждений науки была поставлена в наиболее четкой форме, чем когда-либо в истории позитивизма. Именно в этой концепции впервые доводится до конца логика всех рассуждений, вытекающих из принятого в позитивизме определения научности как описания эмпирической «данности».
Информация о работе Западные философии в синхроническом и диахроническом аспектах