Западные философии в синхроническом и диахроническом аспектах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 03:09, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение современной западной философии в синхроническом и диахроническом аспектах, а так же описание основных проблем, отражающих современное состояние западного общества.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

Проанализировать основные философские тенденции современной западной философии.
Выявить основные пути мировоззренческих исканий представителей западной философской мысли ХХ века.
Установить пути влияния данных течений на человеческое сознание и мир в целом.
Охарактеризовать каждое философское течение, раскрыть их теоретическую и практическую значимость, выявить их соотношение.

Содержание

Введение

Глава I. Позитивизм и его исторические формы

§ 1.1. Первая историческая форма позитивизма

§ 1.2. Вторая историческая форма позитивизма

§ 1.2. Третья историческая форма позитивизма

Глава II. «Философия жизни» как оппозиция классическому рационализму

Глава III Экзистенциализм.

§ 3.1. Экзистенциализм: общая характеристика и проблематика

§ 3.2. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Аналитика Dasein.

§ 3.3. «Философия существования» Карла Ясперса

§ 3.4. «Философия свободы» Жан Поль Сартра. Бытие и ничто

§ 3.5. «Бунтующий человек» Альбера Камю. Философская анатомия бунта

Глава III. Философская герменевтики

§ 4.1. Становление философской герменевтики

§ 4.2. Ганс Гадамер – основоположник философской герменевтики.

§ 4.3. Проблема интерпретации в философской герменевтике

Заключение

Список реферируемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 198.00 Кб (Скачать)

      

       § 1.2. Вторая историческая  форма позитивизма  – эмпириокритицизм.

       В результате попыток отказаться  от контовско-спенсеровской ориентации  и вместе с тем сохранить  основную позитивистскую направленность  — резкое размежевание областей  науки и философской «метафизики»  — возникает вторая историческая  форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус и др.).

     Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания.  Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

     На  стадии махизма позитивизм ставит в  центр внимания такие проблемы, которые  приверженцы и продолжатели контовского  учения считали слишком «метафизическими»: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физического и психического и т. д. Заниматься анализом такого рода проблем заставляло само развитое науки, и позитивизм, претендуя на звание «философии науки», не мог этого избежать. Обращение к данной проблематике сопровождалось сближением позитивизма с теми направлениями, которые Конт и его последователи объявляли «слишком философскими», далекими от науки. Последовательно проводя точку зрения феноменализма, махисты приходят к выводу о близости позитивизма к философии Д. Юма и субъективному идеализму Д. Беркли, обоснованно усматривая именно у этих философов, а не во взглядах Тюрго и Даламбера ту философскую традицию, которая в наибольшей степени соответствовала позитивистскому пониманию научности.

     Махисты считают, что задача философии состоит  не в построении «синтетической»  системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания (в этом второе направление позитивизма сходно с влиятельными в западной буржуазной философии конца XIX— начала XX в. неокантианскими направлениями). «Вторая историческая форма позитивизма, таким образом, отличается от первой не только пониманием характера конкретных проблем, подлежащих философскому рассмотрению, но и определением самого предмета философии».3

     Разумеется, между этими формами имеется  и определенное сходство. В рассуждениях махистов и эмпириокритиков можно  без труда обнаружить идеи, которые  почти без изменения заимствованы из работ Г. Спенсера и других позитивистов XIX в. (в том числе и некоторые элементы естественнонаучного и вульгарного материализма). Принципиальное сходство обеих форм позитивизма заключается в стремлении лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики. Махисты осуществляют это стремление более последовательно, чем Конт и Спенсер, продвигаясь все дальше по пути субъективного идеализма. Анализируя традиционные философские проблемы, махисты переформулировали их таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность всех предлагаемых в философии решений. Выдвигая тезис о «нейтральном» характере «элементов мира», эмпириокритицизм претендовал на преодоление «метафизической» противоположности материализма и идеализма, а в действительности занимал позиции субъективно-идеалистического феноменализма.

     Эмпириокритики  уделяли философской проблематике гораздо больше внимания, чем позитивисты XIX в., и в то же время они усилили  «антиметафизическую» направленность позитивизма (ряд утверждений самого Конта и Спенсера махисты уже прямо называют «метафизическими»). Махизм характеризуется расширением эмпиризма и феноменализма и более последовательным проведением идеала «описательной» науки.

     На  решительный поворот в развитии естествознания, который произошел на рубеже XIX—XX вв., позитивизм ответил усилением негативного характера своей концепции. Если представители первой его формы не только ратовали за избавление науки от «метафизики», но и внесли положительный вклад в познание в виде обобщения результатов научного исследования, то махисты видели основное назначение философии как теории познания в элиминации из науки всех «метафизических фикций» (к числу таковых они относят не только причинность, но и молекулярно-кинетическую теорию строения материи).

     Тем не менее и на стадии махизма сохраняется  связь позитивизма с реальными  вопросами, существующими в науке. Проблема связи абстрактных понятий  теории с эмпирическими данными  встает всякий раз, когда в науке происходит ломка основных категорий, когда возникает потребность возвратиться к вопросу о том, насколько обоснованы в опытных данных возводимые наукой логические построения. Такая потребность остро ощущалась в науке на рубеже XIX—XX вв. в связи с революцией в естествознании. Определенную роль в развернувшемся в этот период обсуждении логического характера основных теоретических понятий классической физики сыграли и работы Э. Маха, который дал в своей «Механике» критику представлений Ньютона об абсолютности пространства и времени и попытался раскрыть логическое содержание понятий массы, системы отсчета и т. д.

     В критических выступлениях махистов против «метафизики» в философии  и науке, несмотря на реакционность  их общей философской установки, можно обнаружить и отдельные здравые суждения (критика механистического понимания причинности, а также представлений классической физики об «абсолютности» пространства и времени). Однако методологические рекомендации, предлагавшиеся представителями второй исторической формы позитивизма, неверно ориентировали ученых.  .

     Позитивистское  отождествление науки с описанием  непосредственно данного в общественных дисциплинах означает принятие существующих социальных отношений, сложившейся  системы ценностей (в буржуазном обществе — буржуазной идеологической системы) в качестве чего-то непреложного, подлежащего не критике, а только констатации. На практике подобная позиция была защитой системы буржуазных общественных отношений. В труде «Материализм и эмпириокритицизм» разработаны основные принципы критики позитивизма вообще.

     Эрнст Мах, Рихард Авенариус. Надо очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Накопилось слишком много метафизических сущностей. Надо отбросить понятие материи (так сказал Мах - на науку замах), понятие атома, понятие причинности. Раньше думали, что исследуют причинно-следственную связь, а на самом деле исследовали последовательность событий, их функциональные связи. Говорить, что одно - причина другого это перебор. Принцип принципиальной координации (пошло от Дихте): субъект не разделим с объектом, объект дан с его восприятием. Где есть объект, есть и субъект. "Я вижу дерево" не имеет смысла, когда мы выделяем дерево в отдельный предмет. Есть такая ситуация, в которой Я и дерево скоординированы между собой. Нейтральный элемент опыта - одновременное включение духовного и материального начала. Принцип экономии мышления: не надо пользоваться метафизическими сущностями, надо описывать (дискрипция). Это экономное освоение окружающего мира. С точки зрения биоэволюции когнитивный аппарат нужен для комфорта. Каждый новый закон помогает человеку освоится в мире. Далее эффективным становится поведение. (Этот этап не удержался. Был жестоко раскритикован. Критика исходила от самих ученых.) Чистый опыт опровергает все законы физики. Ничто в физике не может устоять. Без общих понятий физика развиваться не может. Вместо экономии мышления - роскошь мышления. Нужно изобилие мнений, чтобы потом истина выжила. 

     § 1.3. Третья  историческая форма позитивизма 

     Третий этап в развитии позитивизма — неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм часто называется на Западе аналитической философией. Неопозитивизм, уходя от решения коренных философских проблем, сосредотачивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.

     Исторически первый и основной вариант неопозитивистской  философии — логический позитивизм, или логический эмпиризм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.), отражает дальнейшее усиление негативного характера позитивистской концепции. Логический позитивизм отбрасывает психологизм и биологизм махистской философии, принимает тезис об априорно-аналитическом характере положений логики и математики (эмпирическое обоснование логико-математических аксиом было камнем преткновения, как для первой, так и для второй исторической формы позитивизма).

     Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии  не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует согласиться с неопозивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания.

     Одной из важных задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о. очистить науку от бессмысленных предложений. Неопозитивисты различают три типа осмысления предложений

     1. высказывания об эмпирических  фактах (если говорят о фактах и ни о чем более)

     2. предложение, содержащие логические  следствия этих высказываний  и построенные в соответствии  с логическими правилами (могут  быть сведены к высказываниями  о эмпирических фактах)

     3. предложения логики и математики (не содержат высказывание о фактах, не дают нового знания о мире, необходимые для формального преобразования уже имеющегося знания).

     Чтобы выяснить имеет ли предложение смысл  необходим специальный метод  – верификация ((от лат. verus- истинный и facio- делаю) Предложение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связаного логического доказательства. Неопозитивизм требует, чтобы предложение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы переживания, которые потвердают, или были налицо, или могли быть получены). Вопрос, ответ на который не может быть проконтролирован, верифицирован в опыте, позитивизм называет “псевдовопросом”. Суть в сравнении предложения с действительностью, указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения заключается в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же типа “душа человека бессмертна” бессмысленны т.к. не могут быть проверены.

       Под фактами неопозитивисты понимают  ощущения, переживания, словом состояния  сознания. Значит, в процессе верификации  можно сравнить предложение только  с чувственными содержаниями  и данными ощущений или переживаний. Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не могут быть верифицированы, так как верификация всегда относится к конкретному эмпирическому факту. В силу субъективизма верификации истины положительные науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производными верификации. Поэтому было предложено считать предложение верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны считать его таковым. Т.е. критерий истины - согласие исследователей. Затем было предложено для выяснения истинности предложения сравнивать его с другими предложениями. «Понимание истины как соответствует фактам начало уступать место взгляду на истину как на согласованность предложения с системой других предложений, что не может быть основой знания».4

     Вместе  с тем основная философская программа  логического позитивизма, выраженная в принципе верификации, в тезисе о сводимости содержания истинных теоретических  утверждений к констатации эмпирических, опытных «данных» и в утверждении о пустоте, бессодержательности («аналитичности») положений логики и математики, находится в очевидном противоречии с практикой современного научного познания, что и обнаружилось в ходе эволюции самого логического позитивизма.

     Можно, говорить о том, что в концепции логического позитивизма 20—30-х годов задача полного разделения «метафизических»   положений и утверждений науки была поставлена в наиболее четкой форме, чем когда-либо в истории позитивизма. Именно в этой концепции впервые доводится до конца логика всех рассуждений, вытекающих из принятого в позитивизме определения научности как описания эмпирической «данности».

Информация о работе Западные философии в синхроническом и диахроническом аспектах