Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 03:09, реферат
Целью работы является изучение современной западной философии в синхроническом и диахроническом аспектах, а так же описание основных проблем, отражающих современное состояние западного общества.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
Проанализировать основные философские тенденции современной западной философии.
Выявить основные пути мировоззренческих исканий представителей западной философской мысли ХХ века.
Установить пути влияния данных течений на человеческое сознание и мир в целом.
Охарактеризовать каждое философское течение, раскрыть их теоретическую и практическую значимость, выявить их соотношение.
Введение
Глава I. Позитивизм и его исторические формы
§ 1.1. Первая историческая форма позитивизма
§ 1.2. Вторая историческая форма позитивизма
§ 1.2. Третья историческая форма позитивизма
Глава II. «Философия жизни» как оппозиция классическому рационализму
Глава III Экзистенциализм.
§ 3.1. Экзистенциализм: общая характеристика и проблематика
§ 3.2. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Аналитика Dasein.
§ 3.3. «Философия существования» Карла Ясперса
§ 3.4. «Философия свободы» Жан Поль Сартра. Бытие и ничто
§ 3.5. «Бунтующий человек» Альбера Камю. Философская анатомия бунта
Глава III. Философская герменевтики
§ 4.1. Становление философской герменевтики
§ 4.2. Ганс Гадамер – основоположник философской герменевтики.
§ 4.3. Проблема интерпретации в философской герменевтике
Заключение
Список реферируемой литературы.
План:
Введение
Глава I. Позитивизм и его исторические формы
§ 1.1. Первая историческая форма позитивизма
§ 1.2. Вторая историческая форма позитивизма
§ 1.2. Третья историческая форма позитивизма
Глава II. «Философия жизни» как оппозиция классическому рационализму
Глава III Экзистенциализм.
§ 3.1. Экзистенциализм: общая характеристика и проблематика
§ 3.2. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Аналитика Dasein.
§ 3.3. «Философия существования» Карла Ясперса
§ 3.4. «Философия свободы» Жан Поль Сартра. Бытие и ничто
§ 3.5. «Бунтующий человек» Альбера Камю. Философская анатомия бунта
Глава III. Философская герменевтики
§ 4.1. Становление философской герменевтики
§ 4.2. Ганс Гадамер – основоположник философской герменевтики.
§ 4.3. Проблема интерпретации в философской герменевтике
Заключение
Список
реферируемой литературы.
Введение
Современная западная философия
приставляет собой один
из важнейших и своеобразных
периодов истории философии,
который характеризуется
Одни из них представляют сциентистский вариант развития философской мысли, как, например, позитивизм, другие – антисциентистский (экзистенциализм). Многообразные направления зарубежной философии ХХ века являются важной составляющей духовной жизни человечества. В них представлены самые разнообразные подходы к изучению проблем бытия, природы, общества, культуры, человека, познания и т.д. Вместе с тем, в них мы видим дальнейший поиск решения многообразных философских проблем, целый ряд которых получил существенное развитие в философии ХХ века.
Тенденция к универсальному эволюционизму в ХХ веке привела к смене научной картины мира, переоценке ценностей и взглядов, росту нелинейной динамики и синергетики как основы новой постнеклассической научной рациональности.
В этой связи совершенно по-новому рассматриваются такие вопросы как: «Что есть человек?», «Каково его место в мире?», «Каково его предназначение и что ожидает его в будущем?».
Настоящая работа посвящена исследованию современных западных течений в философии условиях новой научной картины мира.
Актуальность работы обусловлена значимостью современных западных течений, их громадному влиянию на современную культуру, историю и науку.
Объектом настоящего исследования стали труды западных философов (Огюста Конта, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Жан-Поля Сартра, Альбера Камю, Ганса Гадамера и др.).
В качестве предмета исследования рассматриваются процессы, происходящие в современной западной философии.
Целью работы является изучение современной западной философии в синхроническом и диахроническом аспектах, а так же описание основных проблем, отражающих современное состояние западного общества.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
Структура
данной работы определяется целями
и задачами, поставленными в исследовании,
и состоит из введения, четырех
глав, заключения и списка реферируемой
литературы.
Глава I. Позитивизм
и его исторические
формы
§
1.1 Первая историческая
форма позитивизма
Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.
Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к материализму.
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.
В
30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла
философская школа, которая тоже
претендовала на создание «научной философии»
и заявила о решительном
Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.
По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика –химия- биология - социология1.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определенную научную систему.
Основные принципы:
1. от простого к сложному
2. от абстрактного к конкретному
3. временной
Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии - минимизировать число этих законов.
Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому направлению. Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей действительности строгим объективным законам, и в характере многих из включенных Контом в «синтетическую философскую науку» обобщений, которые часто качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма. При этом позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что у последних находилось па втором плане, у Конта превращается в ядро философии.
История «тяжбы» философии с наукой показала, как считает Конт, что всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных научных дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении, раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.
За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению Конта, сохранить название «философия». Однако эта новая наука не должна иметь ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук.
Не такова, говорит Конт, традиционная философская «метафизика», проблемы которой не только не могут быть решены научным путем (т. е. на основании данных опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами и поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены и из науки. К таким пережиткам он относит претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой чертой науки, второе — пережитком «метафизики».
Он сформировал закон трех
последовательных стадий
Так же Конт утверждал: основной метод науки - феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытки обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация из наблюдения, т. е. должны строиться теоретические конструкции, которые хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.
Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.
Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX—XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой),— все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.
Наконец,
в-третьих, все попытки Конта и
его последователей доказать объективную
обоснованность предлагаемых ими этических
идеалов и системы ценностей
в рамках механистической и
Информация о работе Западные философии в синхроническом и диахроническом аспектах