Западные философии в синхроническом и диахроническом аспектах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 03:09, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение современной западной философии в синхроническом и диахроническом аспектах, а так же описание основных проблем, отражающих современное состояние западного общества.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

Проанализировать основные философские тенденции современной западной философии.
Выявить основные пути мировоззренческих исканий представителей западной философской мысли ХХ века.
Установить пути влияния данных течений на человеческое сознание и мир в целом.
Охарактеризовать каждое философское течение, раскрыть их теоретическую и практическую значимость, выявить их соотношение.

Содержание

Введение

Глава I. Позитивизм и его исторические формы

§ 1.1. Первая историческая форма позитивизма

§ 1.2. Вторая историческая форма позитивизма

§ 1.2. Третья историческая форма позитивизма

Глава II. «Философия жизни» как оппозиция классическому рационализму

Глава III Экзистенциализм.

§ 3.1. Экзистенциализм: общая характеристика и проблематика

§ 3.2. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Аналитика Dasein.

§ 3.3. «Философия существования» Карла Ясперса

§ 3.4. «Философия свободы» Жан Поль Сартра. Бытие и ничто

§ 3.5. «Бунтующий человек» Альбера Камю. Философская анатомия бунта

Глава III. Философская герменевтики

§ 4.1. Становление философской герменевтики

§ 4.2. Ганс Гадамер – основоположник философской герменевтики.

§ 4.3. Проблема интерпретации в философской герменевтике

Заключение

Список реферируемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     План: 

    Введение

    Глава I.  Позитивизм и его исторические формы

    § 1.1. Первая историческая форма позитивизма

    § 1.2. Вторая  историческая форма позитивизма

    § 1.2. Третья историческая  форма позитивизма

    Глава II.  «Философия жизни» как оппозиция классическому рационализму

    Глава III  Экзистенциализм.

    § 3.1. Экзистенциализм:  общая характеристика и проблематика

    § 3.2. Фундаментальная  онтология Мартина  Хайдеггера. Аналитика  Dasein.

    § 3.3. «Философия существования» Карла  Ясперса

    § 3.4. «Философия свободы» Жан Поль  Сартра. Бытие и  ничто

    § 3.5. «Бунтующий человек» Альбера  Камю. Философская  анатомия  бунта

    Глава  III. Философская герменевтики

    § 4.1. Становление философской  герменевтики

    § 4.2. Ганс  Гадамер – основоположник  философской герменевтики.

    § 4.3. Проблема интерпретации в философской герменевтике

    Заключение 

    Список  реферируемой  литературы. 

 

      Введение  

       Современная западная  философия   приставляет  собой  один  из важнейших  и своеобразных  периодов  истории философии,  который характеризуется появлением  большого  количества  разнообразных  направлений неклассической  философии. Комплексная оценка современной  западной философии  исходит из факта признания того, что в ней  сегодня   сочетаются многообразные концепции и подходы.

     Одни  из  них представляют  сциентистский  вариант развития философской мысли, как, например, позитивизм,  другие – антисциентистский (экзистенциализм). Многообразные   направления  зарубежной  философии ХХ века являются  важной  составляющей  духовной жизни человечества.  В них представлены  самые разнообразные  подходы  к  изучению проблем  бытия, природы, общества, культуры, человека,  познания и  т.д.  Вместе с  тем, в них мы видим дальнейший  поиск решения  многообразных  философских  проблем, целый ряд  которых получил  существенное развитие  в  философии ХХ века.

     Тенденция к  универсальному    эволюционизму  в ХХ веке  привела  к смене  научной картины мира,  переоценке  ценностей и  взглядов, росту  нелинейной динамики и  синергетики  как основы  новой постнеклассической научной рациональности.

     В этой связи  совершенно  по-новому  рассматриваются  такие вопросы  как:  «Что есть человек?», «Каково  его место в мире?», «Каково  его предназначение и что ожидает  его в будущем?».

     Настоящая работа  посвящена  исследованию  современных  западных   течений в  философии условиях  новой научной картины мира.

     Актуальность  работы  обусловлена значимостью современных западных течений, их  громадному влиянию на  современную культуру, историю и науку.

     Объектом   настоящего исследования стали труды западных философов (Огюста Конта, Мартина  Хайдеггера, Карла  Ясперса, Жан-Поля  Сартра,  Альбера  Камю, Ганса Гадамера  и др.).

     В качестве  предмета исследования  рассматриваются процессы, происходящие в современной западной философии.

       Целью работы  является    изучение современной западной философии  в синхроническом и  диахроническом аспектах, а  так же   описание  основных проблем, отражающих современное состояние  западного общества.  

       Цель   работы  предполагает  решение следующих задач:  

    1. Проанализировать  основные философские тенденции современной западной философии.
    2. Выявить основные пути мировоззренческих  исканий   представителей  западной    философской мысли ХХ века.
    3. Установить пути влияния данных течений на  человеческое сознание и мир в целом.
    4. Охарактеризовать каждое философское  течение,  раскрыть  их  теоретическую и практическую значимость, выявить  их  соотношение.

     Структура данной работы определяется  целями и  задачами, поставленными в исследовании, и   состоит из введения, четырех глав, заключения и  списка реферируемой литературы.  

 

      Глава I.  Позитивизм и его исторические  формы 

     § 1.1 Первая  историческая форма позитивизма 

     Одним из наиболее влиятельных направлений  буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

     Понятие  “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться   от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными,  и обратиться к исследованию   позитивного знания. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. 

     В центре внимания позитивистов неизменно  находился вопрос о взаимоотношении  философии и науки. Главный тезис  позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

     В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве  с прежней философской («метафизической»)  традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом .

     Позитивистская  философия Конта определенным образом  связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.

     По  Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика –химия- биология - социология1.

     Психологию  Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие  элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определенную научную систему.

     Основные  принципы:

     1.  от простого к сложному

     2.  от абстрактного к конкретному

     3.  временной

        Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов,  систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии - минимизировать число этих законов.

     Однако  позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому направлению. Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей действительности строгим объективным законам, и в характере многих из включенных Контом в «синтетическую философскую науку» обобщений, которые часто качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма. При этом позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что у последних находилось па втором плане, у Конта превращается в ядро философии.

     История «тяжбы» философии с наукой показала, как  считает Конт, что всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных научных дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении, раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.

     За  общей наукой, раскрывающей связь  отдельных наук, можно, по мнению Конта, сохранить название «философия». Однако эта новая наука не должна иметь  ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга.   Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук.

     Не  такова, говорит Конт, традиционная философская «метафизика», проблемы которой не только не могут быть решены научным путем (т. е. на основании данных опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами и поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены и из науки. К таким пережиткам он относит претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой чертой науки, второе — пережитком «метафизики».

       Он сформировал закон трех  последовательных стадий интеллектуальной  эволюции человека: теологической  (до 1300г.), метафизической (до 1800г.) и  позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняется  на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами.  Вторая стадия подготавливает третью – позитивную, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы. «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать»- эти слова являются девизом позитивной науки. 2

     Так же Конт утверждал: основной метод науки - феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытки обобщить. Закон  подчинения воображения наблюдению. Вся информация из наблюдения, т. е. должны строиться теоретические конструкции, которые хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.

     В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме  переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.

     Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «синтетических»  обобщений, которые рассматривались  позитивизмом как вечное и неоспоримое  приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма   нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.

     Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь  коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX—XX вв., а также интенсивное  развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой),— все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.

     Наконец, в-третьих, все попытки Конта и  его последователей доказать объективную  обоснованность предлагаемых ими этических  идеалов и системы ценностей  в рамках механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего» и при этом сохранить позитивистский критерий научности.

Информация о работе Западные философии в синхроническом и диахроническом аспектах