Западная философия XIX - XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:46, лекция

Описание работы

Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитие науки и социальной мысли в современном обществе.

Содержание

Введение.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

Западная философия XIX - XX века..doc

— 160.00 Кб (Скачать)

       Поэтому! Позитивисты:

       -объявили  борьбу материализму, идеализму и диалектике

       -заявили,  что позитивизм будет иметь  всеобъемлющее значение

       -задача положительной философии должна состоять в систематизации конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук. 

    Причины возникновения позитивизма:

  1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.
  2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естествоиспытателей.
 

Вывод:

    Позитивизм  широко распространился среди ученых естественников, в том числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский).

      
     

 2-й этап - эмпириокритицизм (махизм).

       В конце 19 - начале 20 века австрийский  физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в науке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук) разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (дословно критика опыта).

       -Критикуя  Канта за его доверие данным науки без особых критических размышлений, Мах  и Авенариус ставят перед собой задачу очищение не только философии, но и вообще науки от ненаучных измышлений (речь идет о критике всякого опыта);

       -Они  сводят всю философию только  к теории познания;

       -В  основу своей концепции махисты положили принцип «экономии мышления», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и то что наука не отражает объективную реальность. 

    3-й  этап - неопозитивизм.

    Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение.

       Зародился он в объединении ученых различных  специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936). 
 
 
 

    Неопозитивизм представляют:

    -последователи  М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;

    -представители  Львовско- Варшавской школы А.  Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич;

    -английский  логик, математик, философ Бертран  Рассел;

    -основатель  философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн;

    -логик и  методолог науки К. Поппер;

    -течение общей  (популярной) семантики А. Кожибский,  С. Чейз, С. Хайакова;

    -«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос,  П. Фейерабенд. 

    Основной тезис:

       обосновать то, что философия  вообще не имеет своего самостоятельного  предмета исследования, т.е.:

      -Философия - не есть наука о кокой- то реальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)

-Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.) 

    Отсюда!:

  1. Предмет философии - система научных дефиниций;
  2. Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна дать методы анализа системы научных фраз и терминов.

    -Неопозитивизм  исключил  из философии всю мировоззренческую проблематику науки из понимания предмета философии:

  • в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире;
  • Махисты сводили предмет философии к проблемам познания;
  • логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а затем свели философию к анализу «языка» науки;
  • а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».
 

                           Причины возникновения неопозитивизма.

  1. Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.
  2. Гносеологические причины:

    -относительность знаний

    процесс математизации  и формализации наук, проявившийся в связи с развитием теоретических  разделов науки. 

    Течения в неопозитивизме:

  1. Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопозитивизма.
 

Для него центральная задача философии - разработать принципы проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту человека, позитивному данному.

Введен  принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность.

В 50-х  гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает постпозитивизм. 

  1. Семантический позитивизм.

           В начале 40-х гг. Часть логических  позитивистов заявила о переходе  на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения.

           Семантический позитивизм также  неоднороден, он включает в  себя академическую семантику и популярную или общую семантику. 

  1. Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного. А обыденного.

Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования. 

4-й  этап - постпозитивизм.

Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). 

Течения:

    -критический  рационализм К. Поппер.

    -научный  материализм П. Фейерабенда. 

Черты постпозитивизма:

  1. Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;
  2. Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко- научный подход, методологический подход, логический подход;
  3. Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется на эмпирический и теоретический уровни;
  4. Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания;
  5. Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания).
  6. Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний.
 
 
 

Заслуга позитивизма:

    -много сделано  для анализа языка, понимания  науки и путей её развития;

    -совершенствована  математика и логика;

    -"подключение"  философии к общим процессам  развития точного знания способствовало существенному обновлению  тех её разделов. Которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками. 

  1. Прагматизм

     

    В позитивизме выявились  две тенденции:

    -для одной  характерен уклон в сторону  философии неопозитивизма

    -для другой - поворот к иррационализму и  узкому практицизму

    Эта вторая тенденция  нашла выражение в прагматизме. 

        Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма, предлагающая утилитарный (от лат. - польза, выгода) подход к окружающему миру, людям и вещам. 

      Создатели: -Ч. Пирс, У. Джемс (конец 19 века)

                        -в наше время - Д. Дьюи, Р.  Рорти.

     

    Основные  положения:

    -вся прежняя  философия обвинялась в отрыве  от жизни, абстрактности и созерцательности;

    -философия  должна быть методом решения реальных практических, четко фиксируемых проблем, которые встают перед конкретным человеком в различных жизненных ситуациях.

      Ч. Пирс - "наши убеждения фактически полностью являются правилами для действия"

      Т.о. всё служит действию, что даёт человеку успешный выход из конкретной ситуации, объявляется истинным (пусть это знания или верования) 

      Три основные идеи прагматизма:

      -познание - это прагматическая вера;

      -истинность есть не спекулятивный опыт, дающий желательный результат;

      -философская рациональность -это и есть практическая целесообразность.

          Задачи  человека - наилучшим образом использовать эти идеи.

          Задачи  философии - помочь человеку в преобразовании мира. 

                     Экзистенциальная философия. 

    Экзистенциальная  философия (лат.existentia - существование)- это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология.

Экзистенциализм берёт своё начало в учениях  русских философов Н.А. Бердяева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появившихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широкое распространение в Германии -        К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хайдеггер (1889 - 1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960),   Г. Марсель (1889 - 1973).

Среди множества проблем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выделить наиболее актуальные:

  • отчуждение человека в эпоху социального кризиса;
  • существование человека и его сущность;
  • бытие человека и бытие мира;
  • человек как уникальное существо;
  • бытие между жизнью и смертью и т.п.

 

1-ая  Проблема:

Информация о работе Западная философия XIX - XX века