Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:46, лекция
Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитие науки и социальной мысли в современном обществе.
Введение.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Все домарксовые философы - и материалисты, и идеалисты - считали главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало. Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное, торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям.
Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практика является основой жизни человека. Практика исходна, первична по отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой. Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е. мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений.
Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе».
Таким
образом, взяв практику за исходное, Маркс
распространил материализм на область
общественной жизни.
Открыв зависимость сознания людей от практической деятельности, Маркс и Энгельс коренным образом переосмыслили значение и роль духовной деятельности. Идеи и концепции, даже самые революционные, не могут служить источниками и причинами исторических изменений. Всякое мировоззрение, в том числе и философское, не творит и не создает, а только выражает жизнь, изменяющуюся по собственным, лишь частично понятым людям законам.
Обобщая свои выводы, Маркс и Энгельс создали концепцию идеологии. Духовное начало, идеология является искаженным отражением реальности. И это проявляется независимо от классовой ориентации мыслителя. Изменяется жизнь - соответственно изменяются и взгляды людей.
Наиболее
полно данная проблема рассмотрена
К. Марксом и Ф. Энгельсом в
«Немецкой идеологии».
Анализируя
историю, Маркс и Энгельс сделали
вывод, что развитие общества зависит
от типа материального
производства. Каждому типу материального
производства присуща своя
форма, которую Маркс назвал общественно-
экономической формацией. Меняется
тип материального производства - меняется
и формация. В предисловии «К критике политической
экономии» Маркс писал: «В общих чертах,
азиатский, античный, феодальный и современный,
буржуазный, способы производства можно
обозначить, как прогрессивные эпохи экономической
общественной формации».
Маркс
и Энгельс пришли к выводу, что
историю общества делают
сами люди в ходе своей
повседневной жизни. Живя в обществе,
человек вступает в многочисленные контакты
с другими. В результате этого создаются
общественные связи и отношения. В тех
случаях, когда эти отношения, создают
новые, и одновременно меняются сами.
Величайший диалектик, Гегель рассматривал диалектику как сферу разума, независимую от реальности. Вместе с тем Гегелем было описано, приведено в порядок большинство приемов, законов диалектического мышления. Этому была посвящена его книга «Наука логики», представляющая собой своеобразный учебник по технологии диалектического мышления.
Маркс,
исследуя эффективности диалектической
методологии, обратил
внимание на то, что главные, фундаментальные
зависимости и отношения, проанализированные
Гегелем, присутствуют
и в реальных процессах
природы общества. Более того, эти
зависимости открывают в реальной жизни
ученые, никогда не бывавшие гегельянцами.
Вывод был сделан Марксом в четкой
теоретической форме: «Мой диалектический
метод по своей основе не только отличен
от гегельского, но является
его прямой противоположностью. Для
Гегеля процесс мышления, который он превращает
даже под именем идеи в самостоятельный
субъект, есть демиург действительного,
которое составляет лишь его внешнее проявление.
У меня же, наоборот, идеальное есть не
что иное, как материальное, пересаженное
в человеческую голову и преобразованное
в ней».
Начиная с 1842 года Маркс, а позднее и Энгельс, начинают изучение роли и места пролетариата в общественном развитии. В пролетариате они увидели особый класс, призванием которого является уничтожение от эксплуатации. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, которая, как отмечал Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением - призвание пролетариата; уничтожение частной собственности - путь к освобождению.
Освобождая
себя, пролетарии уничтожают и угнетение
других групп общества. Поэтому Маркс
оценивает пролетариат как практическую
силу, в союзе с которой философия
может осуществить свое призвание «Подобно
тому как философия
находит в пролетариате свое
материальное оружие,
так и пролетариат находит
в философии свое
духовное оружие...» («К критике Гегелевской
философии права. Введение»).
В центре философских проблем стоит человек.
В «Экономически- философских рукописях» 1844 г. Маркс называет свою философию реальным гуманизмом.
Воплощение
реального гуманизма видит в
ликвидации отчуждения труда, обусловленного
эксплуатацией, и в развитии всех сущностных
сил человека на этой основе. Здесь заложена
идея всестороннего развития личности.
Рассмотрен коммунизм как средство возвращения
человеку его подлинной
сущности - творца.
К
войне и миру Маркс и Энгельс
подходили как к сложным
При
определении социального
Классики
марксизма также глубоко
Таковы
основные положения, которые Маркс
и Энгельс внесли в философию, подняв
её на качественно новый уровень.
Сущность
философии марксизма - соединение
материализма и диалектики, подход к любым
процессам с диалектико-материалистических
позиций. Идеи Маркса и Энгельса оказали
огромное воздействие на философскую
мысль 20 столетия, на социологию знания
и практику.
Направления
защищавшие и развивавшие
«Классическую философию».
Подвергнутая
критическому переосмыслению в марксизме
классическая философия нашла своих защитников
в лице неокантианцев,
неогегельянцев, неотомистов.
Под лозунгом «Назад к Канту» родилось «неокантианство» (60-е гг.19 века).
Проблема познания у них стала основной. Ограничивая познание сферой опыта, они фундаментом его считали врожденные образцы.
Оно
представлено двумя
философскими школами:
а) Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор (1954 - 1924), Э. Кассирер (1874 - 1945)).
Они считали, что познание осуществляется в конкретных науках, философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские положения об активность субъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. Все это вело к релятивизму.
б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915), Генрих Риккерт (1863 - 1936)).
Они опирались на кантовское различение разума теоретического и практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях.
Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по реализации ценностей, поэтому социальные науки не имеют дела с закономерностями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.
Представители:
-немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932)
-англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли
-итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944)
Главные направления:
3)Неотомизм:
Стремление
сохранить классические корни философии
провозгласила религиозная философия,
возникшая как течение в 70-х гг. 19 века
и получившая название неотомизм
(Томас - латинское написание имени Фомы
Аквинского) которое стало
философией Ватикана.
Иррационализм.
Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии)
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.
Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:
-давалась
критическая оценка
-изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.)
-«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах
Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой «классической » философской системой: