Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:46, лекция
Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитие науки и социальной мысли в современном обществе.
Введение.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:
-философия науки
-экзистенциализм
-психоанализ З. Фрейда
-некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии
-философский мистицизм
Первые шаги
в сторону от рационализма к иррационализму
были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром,
Ницше.
-всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни.
Так абсолютный
рационализм был сменен крайним
волюнтаризмом.
-для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти.
-сверхчеловек
с гипертрофированной волей к власти
- «белокурая бестия».
-продолжили развитие «философии жизни»
Понятие «жизнь» рассматривалось ими как целостный непрерывный поток, как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, разум ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая уникального целостного.
Охватить
целостность и уникальность может
лишь духовное видение мира в форме
интуиции.
Т.о. «Философия жизни»:
-осуществляет прорыв к более динамичной картине мира
-реалистически
осознает ограниченность разума
Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека.
Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур:
-с помощью
сознания человек формирует
-«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на «Я»);
- «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином «либидо».
Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека «либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в историю.
Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX.
-перенося
принципы действия психических
механизмов на общество в
В целом
учение З. Фрейда носит иррациональный
характер, хотя сам он себя продолжателем
традиций рационализма, ибо стремился
научно объяснить поведение людей и мотивы
действий отдельного человека, заботясь
именно о нём, а не о массе.
Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуальность.
-Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах.
-Райх
создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая
проблематика приобретает экономическую
окраску.
-стремление
освободить философское
-достигнуть
в области философского
-выявить
предельные параметры познания,
изначальные основы
Основатель
современной феноменологии
До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте.
Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.
Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт сознания;
-
созерцание феноменов как
Посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого сознания»).
Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.
Дальнейшее
своё развитие идеи феноменологии получили
в экзистенцианализме и герменевтике.
Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.
Герменевтика
зародилась в античности и прошла
свой путь исторического развития от
искусства и теории истолкования текстов
до «свободной» герменевтики, не ограниченной
предметом, границами смысла текста.
-основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.
-У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей.
-В 20 веке Герменевтика
оформляется в одну из
Мистицизм
(от греч. - таинственный) - религиозно-
философские концепции, допускающие возможность
непосредственного знания каким- либо
человеком познаваемых им сверхъестественных
сущностей или феноменов, путем прямого
пребывания в них его души (с помощью озарения,
экстаза, откровения).
К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся:
-теософская
концепция «мистического
-антропософская
теория немецкого мыслителя
-современное
учение американского философа Карлоса
Кастанеды (1925 г.)
Особенности современного мистицизма:
-включенность
их в совокупный опыт
-его неорелигиозный
характер (считается, что он более реалистичен
и построен на естественно - научном основании
в отличии от традиционной религии); (Более
подробно: Л.З. Немировская. Философия.
Курс лекций. М. 1995 г.)
Выводы
по 1-му вопросу:
-продолжателей традиций рационализма:
-иррационалистов
- отдающих предпочтение в познании мира
и человека созерцанию и интуиции и принижающих
возможностях разума.
-позитивизм
-экзистенциализм
-религиозная философия
Эти направления
мы рассмотрим во втором вопросе.
2
вопрос.
Основные
направления современной
Позитивизм
- философское направление, основанное
на принципе, что подлинное
«положительное» знание
может быть получено
лишь как результат
отдельных конкретных
наук и их синтетического объединения
и что философия как особая наука,
претендующая на самостоятельное исследование
реальности, не имеет
права на существование.
1-й этап - позитивизм.
Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857).
Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).
Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"):
-наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а отвечает на вопрос, «как»;
-она
дает позитивный материал, т.е.
описывает и регистрирует
-она
не нуждается в кокой- либо
стоящей над ней философией, имеющей
дело с «метафизическими»