Западная философия XIX - XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:46, лекция

Описание работы

Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитие науки и социальной мысли в современном обществе.

Содержание

Введение.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

Западная философия XIX - XX века..doc

— 160.00 Кб (Скачать)
 

     Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:

    -философия  науки

    -экзистенциализм 

    -психоанализ  З. Фрейда

    -некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии

    -философский  мистицизм

    Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше. 

  1. «Философия  жизни»

    -всё, что  существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни.

    • Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля.
    • Всякая телесность есть «объективность воли».
    • Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна.
    • Разум вторичен по отношению к воле.
    • Мир есть воля, и воля борется сама с собой.

Так абсолютный рационализм был сменен крайним   волюнтаризмом. 

    -для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти.

    • «воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил).
    • воля контролирует мир
    • создал прообраз освобожденного человека

        -сверхчеловек  с гипертрофированной волей к власти - «белокурая бестия». 

    -продолжили  развитие «философии жизни»

    • Анри Бергсон (1859 - 1941)
    • Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911)
    • Георг Зиммель (1858 - 1918)
 

       Понятие «жизнь» рассматривалось ими как целостный непрерывный поток, как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, разум ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая уникального целостного.

       Охватить  целостность и уникальность может  лишь духовное видение мира в форме интуиции. 

Т.о. «Философия жизни»:

    -осуществляет  прорыв к более динамичной  картине мира

    -реалистически  осознает ограниченность разума 

  1. Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа.
 

       Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека.

    Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур:

      -с помощью  сознания человек формирует своё  собственное «Я» (эго);

      -«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на «Я»);

      - «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином «либидо».

      Для того чтобы  реализовать своё стремление к удовольствию человека «либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в  историю.

      Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX.

      -перенося  принципы действия психических  механизмов на общество в целом,  Фрейд дал своеобразную тракторику  генезиса и сущности основных  явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии.

      В целом  учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе. 

       Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуальность.

       -Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах.

       -Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика приобретает экономическую окраску. 

       
  1. Феноменология - философское течение, главным направлением        которого является:

       -стремление  освободить философское сознание  от натурфилософских установок;

       -достигнуть  в области философского анализа  рефлексии сознания о своих  актах и о данном в них  содержании;

       -выявить  предельные параметры познания, изначальные основы познавательной  деятельности. 

       Основатель  современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938).

       До  него феноменология понималась в  качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте.

       Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.

       Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт сознания;

       - созерцание феноменов как очевидных  данностей.

       Посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого сознания»).

       Гуссерль  последовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.

       Дальнейшее  своё развитие идеи феноменологии получили в экзистенцианализме и герменевтике. 

       
  1. Герменевтика  - способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках).

       Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.

       Герменевтика  зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. 

-основоположником  «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.

-У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все  науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей.

-В 20 веке Герменевтика  оформляется в одну из основных  методологических процедур философии:

    • в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение.
    • у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей методологии, соединившись с диалектикой. Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание.
 
 
  1. Философский мистицизм 20 века.

       Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза, откровения). 

       К числу наиболее влиятельных  концепций мистицизма 20 века относятся:

    -теософская  концепция «мистического космизма»  русской писательницы и философа Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891)

    -антропософская  теория немецкого мыслителя Рудольфа  Штайнера (1861 - 1925)

    -современное  учение американского философа Карлоса Кастанеды (1925 г.) 

    Особенности современного мистицизма:

    -включенность  их в совокупный опыт человечества, тесная связь с философскими  учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой древности;

    -его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций. М. 1995 г.) 
     

    Выводы  по 1-му вопросу: 

  1. Современная западная философия основываясь на достижениях философии 20 века разделилась на два крупных течения:

      -продолжателей традиций рационализма:

    • неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся модернизировать идеалистический рационализм к современным условиям.
    • марксистов, развивающих рационализм на материалистических основах.

    -иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума. 

  1. В недрах этих течений сложились 3 типа философствования    (направления):

      -позитивизм

      -экзистенциализм

      -религиозная  философия

    Эти направления  мы рассмотрим во втором вопросе. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2 вопрос. 

       Основные  направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия. 

  1. Позитивизм 
 

    Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. 

1-й  этап - позитивизм.

       Основателем позитивизма был французский  философ Огюст Конт (1798 - 1857).

       Значительный  вклад в развитие позитивизма  внесли английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).

       Лозунг  позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"):

       -наука  ничего не объясняет, она не  отвечает на вопрос «почему», а отвечает на вопрос, «как»;

       -она  дает позитивный материал, т.е.  описывает и регистрирует факты,  а не объясняет их;

       -она  не нуждается в кокой- либо  стоящей над ней философией, имеющей  дело с «метафизическими» абстракциями 

Информация о работе Западная философия XIX - XX века