Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа
В данной работе рассмотрены учения Платона и Аристотеля их философская концепция, проведен сравнительный анализ. Следовательно, чётко провести анализ, найти черты сходства и различия в концепциях Платона и Аристотеля, определить значение античной философии в социально-политической мысли и есть основная цель проведения данной работы.
I. Введение. 2
II. Краткая биография Платона и его основные сочинения. 4
Краткая биография Аристотеля. 5
III. Идея души в философских концепциях Платона и Аристотеля. 7
IV.Учение о познание. 12
V.Расхождения в метафизике. 14
VI.Этические взгляды. 18
VII.Платон и Аристотель о государстве и обществе. 20
1)Платон о государстве. 20
2)Аристотель о государстве. 30
VIII. Заключение. 40
IX.Список используемой литературы. 43
Московский
педагогический государственный
университет.
Факультет
социологии, экономики и права.
Кафедра
теории и истории социологии.
“Взгляды
Платона и Аристотеля
в социально-политической
мысли. Сравнительный
анализ”
Курсовая работа
студентки 1курса 101 группы
Научный
руководитель: ассистент кафедры теории
и истории социологии
Москва,
2009 г.
Содержание:
I. Введение.
Есть много различных точек зрений, как возникла такая наука, как история социологии. Многие полагают что историю социологии следует начать c труда Огюста Конта «Курс позитивной социологии», где были сформулированы задачи и методы социологии, но науки как таковой, он не создал и эта точка зрения не получила должной оценки.
Наиболее распространенным мнением является мнение о том, что историю социологии нужно начинать с Эмиля Дюргейма и Макса Вебера. Они предали социологии статус науки.
Так же существовали различные критические теории, возникшие в 60-х годах XX века.
На ряду с этими точками зрения существует, по нашему мнению наиболее истинная точка зрения о том, что историю социологии следует изучать с древних времен. Ведь представления об обществе существовали уже в период античности. Именно поэтому мы считаем, что данная тема актуальна и в наше время, так как истинные истоки социологии находят в античном обществе. В эту эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социального.
Огромное наследие нам оставили гениальные ученые античности, такие как Платон, Аристотель. Влияние их учений огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение долгих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах позднейших философов. При сопоставлении новейших идеалистических систем с учениями Платона и Аристотеля, напрашивается вывод, что ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели заблуждений этих великих мыслителей. Их огромный вклад, который они внесли в становление и развитие истории социологии как науки очевиден, поэтому обращение к их творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.
В данной работе рассмотрены учения Платона и Аристотеля их философская концепция, проведен сравнительный анализ. Следовательно, чётко провести анализ, найти черты сходства и различия в концепциях Платона и Аристотеля, определить значение античной философии в социально-политической мысли и есть основная цель проведения данной работы.
При
написании курсовой работы мы использовали
сочинения Платона и
II. Краткая
биография Платона и
его основные сочинения.
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который по мифологическому преданию на острове Делос родился бог Аполлон.
Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.
Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопонесской войны.
Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.
После смерти Сократа в 399 до н.э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям Платон умер в день своего рождения в 347 году.
По
свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом,
но и олимпийским
чемпионом.
Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса
и борьбы. Практически все известные
сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов.
Основными работами Платона,на которые
и опирается наша научная работа является:
«Государство», «Гиппиус», «Апология Сократа»,
«Пир» .¹
Аристотель родился в 384г. до н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.
Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) вошел в школу Платона. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он, впоследствии, занимался всю жизнь.
Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель уделял большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу.
Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира.
Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя.
На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в науке. Его интересовали законы, управляющие движением тел, - и появилась знаменитая «Физика» 8. Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в «Метеорологике». Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий».
Аристотель был сильным человеком, но он был многим неугоден. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как с Сократом, он принял яд. Так кончилась жизнь великого мыслителя древности.
Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» ¹Аристотель считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Именно в творениях Аристотеля философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Воззрения философа, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.
Основная
работа: «Метафизика» . ²
III. Идея
души в философских
концепциях Платона
и Аристотеля.
Представления Платона о потустороннем мире оформлены в целостную и стройную картину, различные аспекты которой представлены в сочинениях «Горгий», «Федон», «Федр» и «Государство». Описывая иной мир, он опирается на произведения Гомера, Гесиода, Пиндара и Эсхила, на орфические учения и на древнейшие традиции.
«Аид» – это незримый мир, куда душа уходит после смерти в сопровождении своего гения. Дорога, которая ведет туда, не простая и не единственная, и на ней должны иметься многие распутья и перекрестки»
Иной мир – это мир, в котором над душой происходит суд.Это мир воздаяний, следовательно, там есть области, соответствующие чистой и духовной жизни, и области, в которых душа расплачивается за все свои прегрешения. Там душа проводит около тысячи лет, так что и награда и наказание в десятикратном размере превышают вызвавшие их причины. В ином мире время как бы удлиняется, течет более медленно, чем в мире проявленном. В мифе об Эре, которым Платон завершает «Государство», невидимый мир четко разделен на правое верхнее пространство – небесное – и левое нижнее – подземное. В одном душа очищается от всего телесного и чувственного, в другом она вознаграждается согласно ее заслугам (созерцает истину). Таким образом, посмертное существование является процессом очищения от прошлого опыта и возобновления сил для того, чтобы, вернувшись снова на землю, продолжить долгий путь узнавания самого себя, своей подлинной природы.
По истечении назначенного срока души выбирают свою следующую жизнь, и при этом выборе большинство душ исходит из опыта и привычек предыдущей жизни.
Сколько людей – столько и незримых миров. И в каждом из этих миров есть свое нижнее и верхнее небо: пространство четырех стихий личного опыта и эфирное пространство духа.
После смерти душа должна снова пройти по тем же дорогам, по которым ходила в течение своего земного существования. Знание, как говорит Платон, есть воспоминание о том, что душа видела раньше , а ее земная жизнь – результат выбора, который она совершила в ином мире до своего рождения. Подобно этому, все, что происходит с душой после смерти, должно быть воспоминанием о прожитой жизни, беспристрастной оценкой и судом над всеми выборами, которые были сделаны здесь, в этом мире. Выбор судьбы – это свободный выбор. Но если в течение земной жизни человек имеет возможность воздействовать на себя, меняться, делаться лучше, то после смерти на душу воздействует только правосудие.