Взгляды Платона и Аристотеля в социально-политической мысли. Сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены учения Платона и Аристотеля их философская концепция, проведен сравнительный анализ. Следовательно, чётко провести анализ, найти черты сходства и различия в концепциях Платона и Аристотеля, определить значение античной философии в социально-политической мысли и есть основная цель проведения данной работы.

Содержание

I. Введение. 2
II. Краткая биография Платона и его основные сочинения. 4
Краткая биография Аристотеля. 5
III. Идея души в философских концепциях Платона и Аристотеля. 7
IV.Учение о познание. 12
V.Расхождения в метафизике. 14
VI.Этические взгляды. 18
VII.Платон и Аристотель о государстве и обществе. 20
1)Платон о государстве. 20
2)Аристотель о государстве. 30
VIII. Заключение. 40
IX.Список используемой литературы. 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая3.doc

— 219.50 Кб (Скачать)
 

  Московский  педагогический государственный  университет. 

  Факультет социологии, экономики и права. 

  Кафедра теории и истории социологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  “Взгляды Платона и Аристотеля в социально-политической мысли. Сравнительный анализ” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Курсовая  работа

  студентки 1курса 101 группы

  Научный руководитель: ассистент кафедры теории и истории социологии 
 
 
 
 

  Москва, 2009 г. 
 
 

  Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  I. Введение.

  Есть  много различных точек зрений, как возникла такая наука, как история социологии. Многие полагают что историю социологии следует начать c труда Огюста Конта «Курс позитивной социологии», где были сформулированы задачи и методы социологии, но науки как таковой, он не создал и эта точка зрения не получила должной оценки.

  Наиболее  распространенным мнением является мнение о том, что историю социологии нужно начинать с Эмиля Дюргейма и Макса Вебера. Они предали социологии статус науки.

    Так же существовали различные критические теории, возникшие в 60-х годах XX века.

    На ряду с этими точками зрения существует, по нашему мнению наиболее истинная точка зрения о том, что историю социологии следует изучать с древних времен. Ведь представления об обществе существовали уже в период античности. Именно поэтому мы считаем, что данная тема актуальна и в наше время, так как истинные истоки социологии находят в античном обществе. В эту эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социального.

    Огромное наследие нам оставили гениальные ученые античности, такие как Платон, Аристотель. Влияние их учений огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение долгих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах позднейших философов. При сопоставлении новейших идеалистических систем с учениями Платона и Аристотеля, напрашивается вывод, что ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели заблуждений этих великих мыслителей. Их огромный вклад, который они внесли в становление и развитие истории социологии как науки очевиден, поэтому обращение к их творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.

  В данной работе рассмотрены учения Платона и Аристотеля их философская концепция, проведен сравнительный анализ. Следовательно, чётко провести анализ, найти черты сходства и различия в концепциях Платона и Аристотеля, определить значение античной философии в социально-политической мысли и есть основная цель проведения данной работы.

  При написании курсовой работы мы использовали сочинения Платона и Аристотеля. Так же научную литературу, а именно «Античная философия» Асмуса В.Ф. 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  II. Краткая биография Платона и его основные сочинения. 

  Точная  дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 428427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который по мифологическому преданию на острове Делос родился бог Аполлон.

  Платон  родился в семье, имевшей аристократическое  происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.

  Перектиона  была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопонесской войны.

  Первым  учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.

  После смерти Сократа в 399 до н.э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям Платон умер в день своего рождения в 347 году.

  По  свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы. Практически все известные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов. Основными работами Платона,на которые и опирается наша научная работа является: «Государство», «Гиппиус», «Апология Сократа», «Пир» .¹ 
 

  Краткая биография Аристотеля.

 

  Аристотель  родился в 384г. до н.э. в греческом  городе Стагире.  Глубокое провинциальное  происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.

  Приехав с севера Греции, Аристотель в самом  раннем возрасте (в 17 лет) вошел  в  школу Платона. Первые сочинения  Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой  он, впоследствии, занимался всю жизнь.

  Аристотель  представлялся Платону ретивым  конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники  прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель уделял  большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу.

  Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником  своего  учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но  истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего  мира.

  Известен  тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был приглашен  македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына –  Александра, будущего великого завоевателя.

  На  многие века имя Аристотеля стало  непререкаемым авторитетом в  науке. Его интересовали законы, управляющие  движением тел, - и появилась знаменитая «Физика» 8. Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в «Метеорологике». Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий».

  Аристотель  был сильным человеком, но он был  многим неугоден. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как с Сократом, он принял яд. Так  кончилась жизнь великого мыслителя древности.

  Именно  Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» ¹Аристотель считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

  Именно  в творениях Аристотеля философская  мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Воззрения философа, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

  Основная  работа: «Метафизика» . ² 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  III. Идея души в философских концепциях Платона и Аристотеля. 

    Представления Платона о потустороннем мире оформлены в целостную и стройную картину, различные аспекты которой представлены в сочинениях «Горгий», «Федон», «Федр» и «Государство». Описывая иной мир, он опирается на произведения Гомера, Гесиода, Пиндара и Эсхила, на орфические учения и на древнейшие традиции.

  «Аид» – это незримый мир, куда душа уходит после смерти в сопровождении своего гения. Дорога, которая ведет туда, не простая и не единственная, и на ней должны иметься многие распутья и перекрестки»

  Иной  мир – это мир, в котором  над душой происходит суд.Это  мир воздаяний, следовательно, там  есть области, соответствующие чистой и духовной жизни, и области, в  которых душа расплачивается за все свои прегрешения. Там душа проводит около тысячи лет, так что и награда и наказание в десятикратном размере превышают вызвавшие их причины. В ином мире время как бы удлиняется, течет более медленно, чем в мире проявленном. В мифе об Эре, которым Платон завершает «Государство», невидимый мир четко разделен на правое верхнее пространство – небесное – и левое нижнее – подземное. В одном душа очищается от всего телесного и чувственного, в другом она вознаграждается согласно ее заслугам (созерцает истину). Таким образом, посмертное существование является процессом очищения от прошлого опыта и возобновления сил для того, чтобы, вернувшись снова на землю, продолжить долгий путь узнавания самого себя, своей подлинной природы.

  По  истечении назначенного срока души выбирают свою следующую жизнь, и при этом выборе большинство душ исходит из опыта и привычек предыдущей жизни.

    Сколько людей – столько и незримых миров. И в каждом из этих миров есть свое нижнее и верхнее небо: пространство четырех стихий личного опыта и эфирное пространство духа.

  После смерти душа должна снова пройти по тем же дорогам, по которым ходила в течение своего земного существования. Знание, как говорит Платон, есть воспоминание о том, что душа видела раньше , а ее земная жизнь – результат выбора, который она совершила в ином мире до своего рождения. Подобно этому, все, что происходит с душой после смерти, должно быть воспоминанием о прожитой жизни, беспристрастной оценкой и судом над всеми выборами, которые были сделаны здесь, в этом мире. Выбор судьбы – это свободный выбор. Но если в течение земной жизни человек имеет возможность воздействовать на себя, меняться, делаться лучше, то после смерти на душу воздействует только правосудие.

Информация о работе Взгляды Платона и Аристотеля в социально-политической мысли. Сравнительный анализ