Взаимосвязь чувственного и рационального познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:47, реферат

Описание работы

Развитие современной философской мысли требует новых подходов к проблемам гносеологии. В наши дни происходит смена парадигм философского мышления. Если раньше утверждалось, что истина одна, а заблуждений много, что подлинно научной теорией познания является лишь марксистская гносеология, а остальные - лишь отклонения от правильного пути, спровоцированные буржуазной идеологией, то сегодня речь идет о диалоге фундаментальных идей, рассматривающих проблемы теории познания.

Работа содержит 1 файл

фил-я реферат.docx

— 35.84 Кб (Скачать)

Интерпретация как понимание обычно исходит  из представлений о целостности  познаваемого объекта. Оно, как правило, не дается как внезапный скачок ума, озарение, хотя это и не исключено, но предполагает целую серию поисков, представленных как создание перцептивных объект-гипотез, опирающихся на предшествующий опыт, традиции, признанные образцы и схемы.

Самостоятельной познавательной процедурой, проникающей  в чувственное и рациональное познание, можно считать экстраполяцию  как применение знания, полученного  в определенных условиях, к характеристике других, сходных в каких-то отношениях объектов. Она может применяться  и при создании научных гипотез, основанных на детальном изучении эмпирического  материала. Так, геологи, установив  определенные черты сходства горных образований в Африке и Сибири, создали гипотезу о возможном  нахождении кимберлитов (горных пород, включающих алмазы) в Сибири. Эта  гипотеза получила подтверждение с  открытием алмазных месторождений в Якутии. Экстраполяция и лежащий в ее основе метод аналогии обычно может давать лишь вероятностное знание, нуждающееся в основательной проверке, но она служит определенным стимулом и вектором поиска, который может закончиться плодотворными результатами.

Главная особенность рационального познания выражается в том, что с его  помощью исследуют общие и  существенные признаки и связи явлений  действительности, выясняются законы их строения, функционирования и развития. Его основные формы - понятия, суждения и умозаключения.

В понятиях выражаются общие и, существенные признаки предметов и явлений. Они отличаются от общих представлений, включающих элементы наглядности. Иногда это разграничение  не проводится достаточно четко. Так, одно из первых определений человека, данное Платоном, звучало: «Человек - это двуногое существо, лишенное перьев». Но когда ему принесли ощипанного петуха и спросили: «Это человек?» - он уточнил свое определение: «Человек - существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, единственное из существ восприимчивое к знанию, основанному на рассуждении». Здесь еще сохранившиеся элементы наглядности сочетаются с выделением существенных признаков[10, стр. 109].

Аристотель  уже не обращается к чувственным  характеристикам. Для него человек - это прежде всего общественное или политическое существо, одаренное речью и способное к осознанию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, т.е. обладающее нравственными качествами. Сегодня человек рассматривается как компендиум развития органического мира, способный производить орудия труда и использовать их для преобразования действительности, обладающий абстрактным мышлением, членораздельной речью, руководствующийся в своей деятельности нравственными нормами.

Для выделения  существенных признаков предметов  особую важность приобретает практическая деятельность. Так, авторучка определяется как предмет, с помощью которого можно писать, а не как гладкий, закругленный цилиндр небольшого размера. В зависимости от характера практической деятельности возможно образование различных понятий одного и того же предмета. Содержание понятий эволюционирует с изменением характера деятельности и теоретических исследований. Особую роль в познании выполняют философские категории как самые общие понятия. С их помощью осуществляются концентрация социального опыта, вычленение узловых центров существования и развития мира, выделение основных ступеней его познания[7, стр. 55].

В суждениях  выделяются определенные признаки, свойства предметов (калина - дерево, все люди смертны). Здесь выделяются предмет, свойство, которое ему приписывается, и связь. Суждения могут быть общими, особенными и единичными.

Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это - знания непосредственные и опосредованные.

Непосредственные  знания - это те, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.

 Однако  далеко не обо всем в мире  можно судить непосредственно.  В науке большое значение имеют  опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо,  не непосредственно, а путем  выведения из других знаний. Логической  формой их приобретения и служит  умозаключение. Под умозаключением  понимается форма мышления, посредством  которой из известного знания  выводится новое знание.

 Подобно  суждениям умозаключение имеет  свою структуру. В структуре  любого умозаключения различают:  посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки - это исходное (и при этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения. Заключение - это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому. Другими словами, это есть отношение логического следования. Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное.

 Умозаключение  широко используется в повседневном  и в научном познании. В науке  они используются как способ  познания прошлого, которое непосредственно  наблюдать уже нельзя. Именно  на основе умозаключений формируются  знания о возникновении Солнечной  системы и образовании Земли,  о происхождении жизни на нашей  планете, о возникновении и  этапах развития общества и  т. д. Но умозаключения в  науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.

 Вместе  с понятиями и суждениями умозаключения  преодолевают ограниченность чувственного  познания. Они оказываются незаменимыми  там, где органы чувств бессильны  в постижении причин и условий  возникновения какого-либо объекта  или явления, в понимании его  сущности, форм существования, закономерностей его развития и т. д.

Жесткое деление познания на чувственное  и рациональное, тем более стремление рассматривать их как ступени познания («от живого созерцания к абстрактному мышлению») сегодня понимается как слишком упрощенное понимание процесса познания. Нет чистого «созерцания» мира. Оно «нашпиговано» идеями, гипотезами, ценностями, предрассудками и другими «творениями» мышления[6, стр. 59].

В истории  философии сложились различные  взгляды и представления о  проблеме соотношения чувственного и рационального познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.

 Понятием  «сенсуализм» обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мире представителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние века сенсуализм был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д. Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, в частности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовные способности. Д. Юм добавил к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт». Согласно его утверждению, все творческие силы души есть не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. На позициях сенсуализма стоял Л. Фейербах.

Эмпиризм - это направление в гносеологии, которое выводит все познание из чувственного опыта - эмпирии. С методологической точки зрения - это принцип, согласно которому вся наука, вся жизненная  практика и нравственность должны основываться на этом опыте. Радикальный эмпиризм признает лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им решающую роль. Эмпирическим был уже средневековый  номинализм. Основателем гносеологического  эмпиризма в философии Нового времени, который развивался в тесной связи с прогрессом в области  экспериментального естествознания, является Д. Локк, основателем методологического эмпиризма - Ф. Бекон. Главным представителем эмпиризма в XIX в. является Д.С. Милль.

 Рационализм  - это совокупность философских  направлений, делающих центральным  пунктом анализа с субъективной  стороны - разум, мышление, рассудок, а с объективной стороны - разумность, логический порядок вещей. В древнем мире существовали лишь отдельные элементы объективистского рационализма. В XVII - XVIII вв. складывается система субъективистского рационализма, ее представителями являются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, X. Вольф. И. Кант попытался устранить противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма. И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель частично возвратились к объективному рационализму. Целиком рационалистичными являются исторический материализм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием[7, стр. 60].

 В  марксистской гносеологии был  сформулирован тезис о взаимодействии, взаимопроникновении чувственного  познания, эмпирического опыта и  понятийного рационального мышления. В ней чувственное и рациональное  познание не рассматриваются  как некоторые абсолютно самостоятельные,  изолированные способности познающего  человека, наоборот, утверждается, что  в реальном познании они находятся  в единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии  обнаруживается два типа деятельности: практическая деятельность и  теоретическая деятельность как  особый вид умственного труда,  специально направленная на создание  знания и образование понятий.  При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно  возникает непосредственный контакт  органов чувств с предметами  и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением,  с понятиями, а теоретическая  деятельность проникнута чувственно-образными  элементами и связана со всеми  формами практической деятельности.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной  принцип диалектического материализма в теории познания – взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Взаимопроникновение чувств и разума в процессе познания означает, что не только формы чувственного познания, проникаются разумом (ощущая, воспринимая вещи, мы их называем, обозначаем. А там, где слово – это уже рациональное), но имеет место и обратный процесс. Каждый раз, когда абстрактное мышление обращается к практике, чувственное познание проникает в рациональное.

 Какова  взаимосвязь чувственного и рационального  в процессе познания? Сторонники  сенсуализма  - направления в теории  познания, утверждали примат (от  лат. неравенство, главенство, преобладающее значение) чувственного опыта над разумом. Они считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Саму рациональную, познавательную деятельность они сводили к разного рода комбинациям того материала, который дается в чувственном опыте.

Рационалисты - утверждали примат разума над чувственным  знанием. Еще Парменид различал «знание по истине», т.е. полученное посредством разума и знание «по мнению», полученное в результате чувственного восприятия. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины. Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (например, Р. Декарт; И. Кант).

Конечно, познавательная способность чувств ограниченна, но следует признать, что  это единственный канал, с помощью  которого человек непосредственно  связан с материальной действительностью. Без чувственного познания невозможна первичная ориентировка в мире, невозможно постижение красоты и гармонии.

Рациональное  познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без  чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<

Информация о работе Взаимосвязь чувственного и рационального познания