Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 02:44, реферат
В современном мире, в нашей повседневной жизни с каждым годом все более значимым становится знание. И это естественно - ведь именно оно определяет наше будущее положение в обществе, карьерный рост и жизненный успех. То есть тема знания, его структуры, процесс его приобретения, методы, при этом используемые актуальны как для нас, так и для любых людей, которые жили до нас или будут жить намного позже.
Введение.
Глава I. Научное познание и его особенности.
1.1. Основными особенностями научного познания.
Глава II. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
2.1. Чувственное познание.
2.2. Рациональное познание.
Заключение.
Использованные источники.
Введение.
Глава I. Научное познание и его особенности.
1.1. Основными
особенностями научного
Глава II. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
2.1. Чувственное познание.
2.2. Рациональное
познание.
Заключение.
Использованные
источники.
Введение.
Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных объектах. Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии - теории познания или гносеологии (греч. gnosis - знание и logos - учение).
Познание мира, построение образа этого мира необходимо для полноценной ориентации в нём, для достижения каких-либо целей.
В
составе научного знания обычно выделяют
два основных уровня – уровень эмпирического
и теоретического знания. В эмпирическом
знании преобладает чувственное познание,
т.е. вид познания, преимущественно опирающийся
на данные органов чувств – зрения, слуха,
вкуса, обоняния, осязания. В теоретическом
познании преобладают рациональные методы
познания, преимущественно опирающиеся
на логику, интеллект и мышление.
Глава
I. Научное познание
и его особенности.
Познание
— это специфический вид
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой
форме общественного сознания: науке,
философии, мифологии, политике, религии
и т.д. соответствуют специфические
формы познания. Обычно выделяют следующие
из них: обыденное, игровое, мифологическое,
художественно-образное, философское,
религиозное, личностное, научное. Последние
хотя и связаны, но не тождественны
одна другой, каждая из них имеет
свою специфику.
1.1.Основными особенностями научного познания являются:
1.
Основная задача научного
2.
Непосредственная цель и
3.
Наука в большей мере, чем другие
формы познания ориентирована
на то, чтобы быть воплощенной
в практике, быть “руководством
к действию” по изменению
Существенной особенностью современной науки является то, что она стала такой силой, которая предопределяет практику.
4.
Научное познание в
5.
Научному познанию присущи строгая доказательность,
обоснованность полученных результатов,
достоверность выводов. Вместе с тем здесь
немало гипотез, догадок, предположений,
вероятностных суждений и т. п.
Глава
II. Этапы процесса познания.
Формы чувственного
и рационального познания.
Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.
Чувственное
и рациональное познание тесно связаны
между собой и являются двумя
основными сторонами
2.1.
Чувственное познание.
Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.
Ощущения
возникают в мозгу человека в
результате воздействия факторов окружающего
мира на его органы чувств. Каждый орган
чувств представляет собой сложный
нервный механизм, состоящий из воспринимающих
рецепторов, передающих нервов-проводников
и соответствующего отдела мозга, который
управляет периферийными
Ощущения
— психические процессы, происходящие
в мозгу при возбуждении
“Первая
посылка теории познания,— писал
В. И. Ленин,— несомненно, состоит
в том, что единственный источник
наших знаний — ощущения”. Ощущение
может рассматриваться как
Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения “информационной способности” на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.
Возможности
органов чувств человека ограничены.
Они способны отображать окружающий
мир в определенных (и довольно
ограниченных) диапазонах физико-химических
воздействий. Так, орган зрения может
отображать сравнительно небольшой
участок электромагнитного
Из
фактов, свидетельствующих об ограниченности
органов чувств человека, родилось
сомнение в его способности познать
окружающий мир. Сомнения в способности
человека через свои органы чувств
познать мир оборачиваются
Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности к практическому взаимодействию с окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для них недоступными (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем сознании) от ощущаемого к неощущаемому.