Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 05:43, реферат
Рациональное познание обладает рядом характеристик, отличающих его от чувственного. Особенностями рационального познания являются его обобщенность (на данной ступени мы познаем общее у разнородных предметов, законы, которым они подчиняются), абстрактность (человеческое мышление не только отражает реальный мир, но и творит собственный мир - мир абстрактных объектов), активный и целенаправленный характер. Но главная отличительная особенность интеллектуального познания состоит в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание называют также вербальным (то есть словесным).
Познанue - это процесс отражения действительности в человеческом мозге, целью которого является получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (интеллектуальную).
На чувственной ступени
мир познается посредством
Рациональное познание обладает рядом характеристик, отличающих его от чувственного. Особенностями рационального познания являются его обобщенность (на данной ступени мы познаем общее у разнородных предметов, законы, которым они подчиняются), абстрактность (человеческое мышление не только отражает реальный мир, но и творит собственный мир - мир абстрактных объектов), активный и целенаправленный характер. Но главная отличительная особенность интеллектуального познания состоит в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание называют также вербальным (то есть словесным).
Язык - это знаковая система, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации.
Различают естественные и
искусственные языки. Естественные
языки возникли прежде всего как
средство общения между людьми, их
формирование и развитие представляют
собой длительный исторический процесс
и происходят в основном стихийно.
Искусственные языки
Всякий язык состоит из знаков. Знаком называется материальный объект, который для некоторого интерпретатора (субъекта) выступает в качестве представителя какого-то другого предмета.
Основная функция знака, как явствует из приведенного определения, состоит в том, что он репрезентирует (представляет) какой-то предмет для некоторого интерпретатора. Таким образом, ситуация употребления знака включает в себя три компоненты: 1) сам знак, 2) предмет, репрезентируемый знаком, 3) интерпретатора, использующего знак.
Языковыми, знаками в естественных
языках являются произнесенные вслух
или написанные значимые слова и
словосочетания, а в искусственных
языках - значимые символы. Например, словосочетание
"основатель логики" служит знаком
Аристотеля, слово "старше" - знаком
определенного возрастного
Репрезентируемые знаками
предметы могут иметь различную
природу. Термин "предмет" в логике
употребляется предельно
В качестве интерпретатора может выступать отдельное лицо, группа людей или человеческое сообщество.
Важнейшими характеристиками знаков являются смыслы и значения.
Значением знака (экстенсионалом) называется предмет, представляемый данным знаком.
Смыслом знака (интенсионалом) называют информацию о репрезентируемом предмете, которую содержит сам знак или которая связывается с этим знаком в процессе человеческого общения или познания.
Например, значением знака "число, которое является простым и четным" выступает число 2; именно оно обозначается данным словосочетанием. Смысл же этого знака - та информация, которую он содержит о числе 2, а именно сложный признак числа "быть простым и быть четным".
Некоторые знаки репрезентируют предметы, отсутствующие в той предметной области, о которой говорится в языковых контекстах, содержащих эти знаки. О таких знаках говорят, что они не имеют значения в данной предметной области, и называют их пустыми или мнимыми знаками.
Например, словосочетание "гора, которая выше Эвереста" не имеет значения в множестве гор нашей планеты; знак "нынешний король Франции" не имеет значения в множестве людей, живущих в настоящее время; знак "наибольшее натуральное число" является пустым относительно универсума натуральных чисел.
Если же знак репрезентирует предметы, имеющиеся в соответствующей предметной области, то его называют непустым.
Некоторые знаки не содержат сами по себе никакой информации о репрезентируемых предметах. О таких знаках говорят, что они лишены собственного смысла, и называют их неописательными знаками. Примерами неописательных знаков являются слова "студент", "столица", "ромб"; они лишь называют репрезентируемые предметы, но никак не характеризуют их, не указывают на их признаки.
Смысл подобным терминам может придаваться как бы внешним образом, например посредством явного определения, когда данным знакам сопоставляются описательные (то есть имеющие собственный смысл) термины: например, словосочетания "учащийся высшего или среднего специального учебного заведения", "главный административный центр некоторого государства", "четырехугольник с равными сторонами".
Язык как знаковая система
может исследоваться в
При синтаксическом подходе исследуются отношения между самими знаками, при этом отвлекаются от того, кто использует эти знаки и какие предметы они репрезентируют. Задачами синтаксического анализа языка являются, например, выделение простейших, элементарных знаков, правил образования сложных знаков и перехода от одних совокупностей знаков к другим.
Семантический аспект предполагает
исследование отношений между знаками
и репрезентируемыми ими
Прагматический анализ языка
состоит в исследовании отношений
между знаками и
Очевидно, что если объектом нашего исследования становится некоторый язык, то данное исследование должно вестись с использованием каких-то языковых средств, то есть в рамках какого-то языка. Поэтому в подобной ситуации существенным оказывается различение объектного языка и метаязыка.
Объектным языком называют тот язык, который является предметом исследования, а метаязыком - тот язык, с помощью которого изучается объектный язык. Например, в ситуации, когда тренер объясняет начинающему шахматисту правила записи шахматных партий, в качестве объектного языка выступает язык шахматной нотации, а в качестве метаязыка - разговорный язык, на котором ведется обучение.
Язык при использовании его в практической деятельности человека выполняет множество различных функций. Он служит, например, средством общения между людьми. В языке выражается внутренний мир человека, передаются его чувства, переживания, эмоции. Но главной для логики является познавательная функция языка. Именно с помощью языковых средств мы фиксируем информацию об окружающей действительности, именно в языке осуществляются различные интеллектуальные процедуры по переработке этой информации.
Основными формами, в которых фиксируются знания о мире в результате интеллектуальной познавательной деятельности, являются понятия, суждения и теории.
Понятие - это мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает в класс (обобщает) все предметы, обладающие этим признаком. В языке понятия выражаются посредством универсалий - одной из разновидностей описательных терминов. Например, термин "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выражает понятие, выделяющее класс квадратов из универсума четырехугольников, а термин "вещество, молекулы которого состоят из одного атома, имеющего заполненную внешнюю электронную оболочку" - понятие, выделяющее множество инертных газов из универсума веществ.
Суждение - „мысль, содержащая
утверждение о наличии в
Следует иметь в виду, что одно и то же суждение может быть выражено в языке с помощью различных предложений. Например, одна и та же мысль передается в предложениях "Снег бел", "Снег относится к числу белых предметов", "Свойство белизны присуще снегу". С другой стороны, повествовательное предложение в различных ситуациях его употребления может иметь разные смыслы, то есть выражать разные суждения. К примеру, предложение "Ребенок родился здоровым" обычно констатирует нормальное состояние новорожденного человека, однако для президента США Трумэна телеграмма с данным текстом сообщала иную информацию - суждение об успешном испытании атомной бомбы.
Чтобы избежать указанной неоднозначности, множественности различных содержательных трактовок предложения, необходимо
точно зафиксировать его
смысл - ту информацию о действительности,
которую предложение несет. В
этом случае мы получим высказывание
- предложение, выражающее определенное
суждение, то есть выражающее мысль
о наличии определенного
Всякое высказывание может быть оценено как истинное или ложное ("истина" и "ложь" - возможные значения высказываний). Причем в классической логике эти термины трактуются следующим образом: высказывание истинно тоща и только тогда, когда описываемое в нем положение дел имеет место в действительности, в противном случае оно ложно. Например, высказывание "Медь электропроводна" истинно, поскольку свойство электропроводности присуще меди. Высказывание "Сера электропроводна" ложно, поскольку в действительности это свойство не присуще сере.
Еще одной формой отражения действительности на рациональной ступени познания, наряду с понятием и суждением, является научная теория. Теория представляет систему связанных между собой понятий и высказываний, относящихся к некоторой предметной области (в качестве такой области могут выступать множество чисел, множество точек, линий и плоскостей, множество живых организмов и т д.). Главная задача теории - установление закономерностей функционирования объектов предметной области. Кроме того, теория может выступать как средство объяснения и предсказания явлений исследуемой области. Примерами теорий служат геометрия Евклида, механика Ньютона, специальная и общая теории относительности, теория эволюции Дарвина.
Одной из задач логики, как уже говорилось, является исследование приемов мышления - тех интеллектуальных процедур, которые осуществляются в процессе познавательной деятельности. К их числу относятся, например, определение, классификация, научное объяснение, выдвижение и проверка гипотез, постановка и решение задач и проблем, научная полемика. Однако центральное место в логических исследованиях занимает анализ такой познавательной операции, как рассуждение. Учение о правильных способах рассуждения - дедуктивная логика - является ядром логической науки с момента ее возникновения и до наших дней. Что же представляет собой рассуждение? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить следующим образом.
Рассуждение - это процедура обоснования некоторого высказывания путем пошагового выведения его из других высказываний.
Простейшим видом рассуждения является умозаключение.
Умозаключение - это непосредственный переход от одного или нескольких высказываний A к высказыванию В.
В качестве примера умозаключения приведем рассуждение, которое, согласно легенде, провел калиф Омар для обоснования необходимости сожжения Александрийской библиотеки:
"Если ваши книги
согласны с Кораном, то они
излишни. Если же ваши книги
не согласны с Кораном, то
они вредны. Но вредные или
излишние книги следует
В приведенном умозаключении первые три высказывания являются посылками, а четвертое - заключением.
Иногда в ходе рассуждения
для обоснования некоторого высказывания
(назовем его С), применяются так
называемые непрямые способы аргументации.
В этом случае строятся вспомогательные
рассуждения, в их состав вводятся дополнительные
допущения, из которых стремятся
получить следствия определенного
рода (характер принимаемых допущений
и искомых следствий обычно зависит
от.вида высказывания С). При успешном
решении указанных задач
Примером непрямого способа аргументации являются широко распространенные рассуждения от противного. Их структура состоит в следующем. Для обоснования высказывания В принимается в качестве дополнительного допущения противоречащее ему высказывание "Неверно, что В", при этом из допущения и некоторого множества аргументов Г стремятся получить противоречие - высказывание "D и неверно, что D". При успешном осуществлении этого вспомогательного рассуждения считается, что допущение было ложным, а само В обосновано посредством аргументов Г.