Волжская булгария

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:22, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать исторические процессы происходящие в среднем Поволжье в древности и становлении Волжской булгарии и его культуры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать археологические культуры каменного, бронзового и железного веков на территории Поволжья и проблемы систематизации;

Содержание

Введение 3
1. Археологические культуры каменного, бронзового и железного веков
на территории Поволжья 5
2. Образование Волжской Булгарии (10 в.) 12
3. Материальная и духовная культура булгар. Значение принятия ислама 22
Заключение 33
Список литературы

Работа содержит 1 файл

волжская булгария 4 вариант.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Значительное развитие в Волжской Булгарии получили такие науки,  как математика, астрономия, химия, медицина, география, история и др. В Булгарии было известно несколько календарей. Астрономические зна­ния булгарские ученые приобретали в Средней Азии  и в  странах  Ближ­него и Среднего Востока,  где астрономия и другие естественные науки получили в то время наибольшее развитие.  Рост ремесленного производ­ства и возникновение фармакологии потребовали знаний в области хи­мии. Булгары были знакомы и умели применять такие металлы и метал­лоиды,  как железо,  медь,  никель,  свинец, олово,  ртуть,  серебро,  зо­лото,  сурьма, сера и т.д. Булгарские кузнецы производили сталь повы­шенного качества,  владели основами сварки и пайки,  а также изготов­ления различных сплавов на основе меди - бронзы,  латуни и др. Высо­кого совершенства достигли мастера, изготовляющие украшения и пред­меты быта из меди, золота и серебра. Все это потребовало в свою очередь совершенствования математических знаний и формирования их в науку.

Булгарские ученые-медики также получили широкое признание не только в Булгарии,  но и в странах Востока.  Одними из  них  были братья Таджетдин и Хасан ибн Йунус ал-Булгари.  Таджетдин ал-Булгари напи­сал сочинение “Лучшие лекарства от  отравления”,  а  его брат  Хасан  по просьбе известного врача Бадр-ад-дина Махмуда ибн Усмана в 1220-21 гг.  переписал его. Трактат по  фармакологии  “О простых лекарствах” написал также Бурхан-ад-дин Ибрагим ибн Йусуф Булгари, имя которого было известно в мусульманских странах. Всему  Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгари в Газни.  Он был усыновлен поэтом Хаки­мом Санаи,  но прожил недолго -  умер  в возрасте 39 лет. Поэт же по­строил на его могиле надгробие, воспел его талант врача в стихах. 

В XI-XII  вв.  в  Волжской Булгарии появляются первые ученые ис­торики, которые обобщают “предания старины глубокой”, пишут исто­рию  булгарского  народа.  Одним  из  них  был  Якуб ибн Нугман (1058/59-1164), написавший “Историю Булгара”.  С  высокой  степенью достовер­ности можно сказать, что в Булгарии при эмирах находились летописцы,  которые писали деяния не только правящих в  то  время эмиров,  но и их предков,  ибо родословные в престолонаследовании были очень важны - они доказывали легитимность правящих монархов. Кроме того, было в традиции даже простых булгар знать своих предков до девятого колена.

Достойное место  в  мусульманском мире занимали булгарские бо­гословы и философы.  Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана.  Уже в X в. булгарские богословы присту­пают к изучению хадисов - преданий об  изречениях  и  делах пророка Мухаммеда.  О хадисах и их понимании писали Абу-л-Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари и Сулейман ибн  Дауд  ас-Саксини-Сувари. Многие  богословские и философские проблемы нашли отражение в таких сочи­нениях,  как “Полезные сущности” и “Всеобъемлющий”  Ходжи Ахмеда ал-Булгари,  “Трактат” Бурхан-ад-дина ал-Булгари и других. Духовная жизнь Булгарии протекала на достаточно высоком для своего  времени  уровне  и была вплетена в общую ткань мусульманского мира.  Булгар­ские проповедники ислама оттачивали свое  мастерство богословов не только среди единомышленников в странах Востока, но и практически претворяли в жизнь принципы, которым они следовали. Булгарские под­вижники распространяли ислам среди башкир и некоторой части финно-угорских народов. Известно, что со словом пророка Мухаммеда они ез­дили и в города Руси.  Не только богословы,  но и ученые мусульманских стран в то время писали свои труды и трактаты  на арабском языке,  на языке науки исламского мира.  Есть все основания надеяться,  что нас еще ждут значительные открытия трудов булгарских ученых в архивах и хранилищах книг в странах Ближнего и Среднего Востока.

Многокомпонентная материальная и духовная культура усложняла этноноосферу  булгар,  она вибрировала более мощно,  захватывая в свое поле влияния многие племена и народности,  которые  начинали осозна­вать себя как представители единого народа.  К булгарам тяготели под воздействием их этноноосферы многие окружающие народы. Именно  в  это  время хазары,  как близкие родственники булгар по крови и по духу,  стали называться их именем как низовские булгары.  Этноноосфера бул­гар  в XI-XIII вв.  достигла  такого  уровня развития,  когда заимствова­ния из культур других народов, в частности, арабов,  хорезмийцев, рус­ских, перерабатывались в булгарском духе и входили органически со­ставной частью их менталитета  и бытия.  Пространственно  этноноо­сфера  булгар охватывала земли от Северного Ледовитого океана до Кас­пий­ского моря и Северного  Кавказа,  от Уральских гор,  реки Яика до бас­сейна рек Дон и Ока.  И это не преувеличение.  Дело в том,  что в по­сле­дующие века, когда булгары  потеряли  политическую  самостоятель­ность,  их имя стало скрываться под другими названиями - черные кло­буки,  черкасы, асы (ясы),  бродники, казаки, татары. Ибо летописцам, которые переписывали сочинения своих предшественников,  казалось,  что не могло быть величия у народа,  который не мог его сохранить, а на­род побежденный и расколотый теряет свое самосознание, его этноноо­сфера замыкается  в  себе  и не реагирует на новые названия распавшихся его частей.[20]

Значение при­ня­тия бул­га­ра­ми ис­ла­ма. Боль­шую роль в ук­ре­п­ле­нии и раз­витии эт­но­ноо­сфе­ры  бул­гар сыг­ра­ло при­ня­тие ими ис­ла­ма.  При­ня­тие ис­ла­ма волж­ски­ми бул­га­ра­ми бы­ло обу­слов­ле­но тем  об­стоя­тель­ст­вом, что  они  ока­за­лись  в зо­не влия­ния рас­ту­ще­го Араб­ско­го ха­ли­фа­та. Мож­но пред­по­ло­жить, что еще в те вре­ме­на, ко­гда са­ви­ры, бар­си­лы и ба­ранд­жа­ры  жи­ли  на  Се­вер­ном  Кав­ка­зе  и  под­верг­лись на­па­де­нию араб­ских войск,  ка­кая-то их часть мог­ла при­нять ис­лам, как ус­ло­вие со­хранения жиз­ни,  от­ка­за от раз­ру­ше­ния по­се­ле­ния,  го­ро­да, в ко­то­рых они жи­ли. Из­вест­но, что в 736 г.  Ха­зар­ский ка­га­нат по­тер­пел  от  ара­бов  со­крушительное  по­ра­же­ние.  Од­ним  из тре­бо­ва­ний араб­ско­го пол­ко­вод­ца Мер­ва­на к ха­зар­ской сто­ро­не  бы­ло  об­ра­ще­ние ка­га­на  в му­суль­ман­ст­во.  Вы­хо­да не бы­ло - ка­ган стал му­суль­ма­ни­ном,  прав­да,  не на­дол­го.  Ара­бы по­ни­ма­ли, что ка­ган-му­суль­ма­нин без  под­дан­ных-му­суль­ман  де­ло  со­вер­шен­но  беспо­лез­ное.  По­это­му впол­не оп­рав­да­но предположе­ние,  что ара­бы  та­кие  же  тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­ли  к под­данным ка­га­на,  пре­ж­де все­го к ха­за­рам и бул­га­рам. Дей­ст­ви­тель­но, в даль­ней­шем в Ха­зарии от­но­си­тель­но мир­но со­су­ще­ст­во­ва­ли три конфес­сии - иу­да­изм, ис­лам и хри­сти­ан­ст­во.

Для бул­гар,  ис­по­ве­до­вав­ших ве­ру в еди­но­го бо­га не­ба Тен­гри, при при­ня­тии ис­ла­ма не су­ще­ст­во­ва­ло пси­хо­ло­ги­че­ско­го барь­е­ра, ибо Ал­лах был для них тем же един­ст­вен­ным бо­гом, ко­то­рый по воз­зре­ни­ям му­сульман на­хо­дил­ся на не­бе. По край­ней ме­ре,  при ис­ла­ми­за­ции не  про­изошло  ко­рен­но­го  сме­ще­ния  не­су­щей час­то­ты  эт­но­ноо­сфе­ры бул­гар. Ал­ла­ха они вос­при­ня­ли спо­кой­но, ста­рые их пред­став­ле­ния о Тен­гри впол­не уло­жи­лись в но­вую сис­те­му взгля­дов на мир,  прав­да, при­шлось из­ме­нить кое-ка­кие мо­раль­ные тре­бо­ва­ния, но они в ис­ла­ме но­си­ли до­вольно оп­рав­дан­ный и ра­цио­наль­ный ха­рак­тер. Лишь из­ме­не­ние риту­альной час­ти ре­ли­ги­оз­ной ве­ры, воз­мож­но вы­зва­ло не­ко­то­рые затрудне­ния: на­при­мер, со­вер­ше­ние на­ма­за  5 раз в день не про­стая за­да­ча,  осо­бенно для вновь об­ра­щен­ных и за­ня­тых де­ла­ми,  ко­то­рая тре­бу­ет мно­го вре­ме­ни и боль­ших уси­лий.

Та­ким образом,  на ос­но­ве ис­ла­ма бы­ла  соз­да­на  мощ­ная  этноноосфера  с об­щей не­су­щей час­то­той для все­го булгарского народа.  Она консолидировала, укрепила Булгарию как  еди­ное  го­су­дар­ст­во,  по­зволила ей вы­дер­жать все по­сле­дую­щие не­взго­ды,  ко­то­рые вы­па­ли на до­лю бул­гар­ско­го  на­ро­да,  ос­нов­но­го на­се­ле­ния  стра­ны.  Ис­лам был тем барь­е­ром ,  ко­то­рый не по­зво­лил бул­га­рам рас­тво­рить­ся сре­ди дру­гих, не­му­суль­ман­ских на­ро­дов, со­хра­нить свое ли­цо,  не­смот­ря на все давле­ние пра­во­слав­ных сла­вян и тю­рок, в ок­ру­же­нии ко­то­рых бул­га­ры в по­следующие ве­ка жи­ли.

“При­ня­тие ис­ла­ма  бул­га­ра­ми, -  пи­сал А.П.Смир­нов,- име­ло для го­судар­ства боль­шое зна­че­ние, так как при­об­щи­ло зна­чи­тель­ный круг на­селения к му­суль­ман­ской куль­ту­ре, яв­ляв­шей­ся в то вре­мя пе­ре­до­вой куль­ту­рой Вос­то­ка.  Вме­сте с тем эта ре­ли­гия, как бо­лее от­ве­чаю­щая со­циальному строю, фео­даль­ным от­но­ше­ни­ям, долж­на бы­ла сыг­рать неко­торую про­грес­сив­ную роль в тех ус­ло­ви­ях”[21].

С принятием ислама в страну начинает проникать из Средней Азии литература, написанная на бумаге. С появлением бумаги в Булгарии получают распространение ру­кописные книги,  а также появляется возможность обучать  письму более широкие слои населения.  Следовательно,  процесс  распространения  элементарной грамотности и ислам­изация булгарского общества  шли  параллельно.

По­сле окон­ча­тель­но­го  ус­та­нов­ле­ния ис­ла­ма в стра­не пра­ви­те­ли Бул­га­рии ста­ли на­зы­вать­ся офи­ци­аль­но эми­ра­ми,  а в на­ро­де они так и  ос­та­лись  ха­на­ми,  эль­та­ба­ра­ми.  Пра­ви­те­ли  Бул­га­ра стре­ми­лись распро­странить свою власть на все бул­гар­ские пле­ме­на, опи­ра­ясь на ис­лам,  од­нако  тре­ния ме­ж­ду цен­траль­ной вла­стью и ме­ст­ной зна­тью да­ва­ли се­бя знать поч­ти до кон­ца X в. Осо­бен­но силь­ные про­ти­во­ре­чия бы­ли ме­ж­ду Бул­га­ром и Су­ва­ром.  Су­вар­ская знать, пред­­ки ко­то­рых  не  бы­ли  свя­заны с при­азов­ским сою­зом бул­гар­ских пле­мен под вла­стью Куб­ра­та,  не же­ла­ли те­рять свою са­мо­стоя­тель­ность. Ал­ма­су (Джаг­фа­ру) и его преем­никам - сы­новь­ям Ми­каи­лу и Ах­ме­ду по­сто­ян­но при­хо­ди­лось вес­ти борь­бу за под­чи­не­ние Су­ва­ра и это им уда­ва­лось. Де­ти Ах­ме­да Му­мин и Та­либ, пер­вый за­нял пре­стол в Бул­га­ре, а вто­рой - в Су­ва­ре,  обо­ст­ри­ли взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду дву­мя  го­ро­да­ми, что вы­зва­ло вой­ну двух круп­нейших цен­тров Бул­га­рии. По­бе­да Му­ми­на над Та­ли­бом в 976 г.  при­ве­ла к окон­ча­тель­ной по­те­ре  по­ли­ти­че­ской са­мо­стоя­тель­но­сти Су­ва­ром.  Это бы­ла по­след­няя гра­ж­дан­ская вой­на, ха­рак­тер­ная фа­зе подъ­е­ма эт­но­ге­не­за бул­гар.  Мощ­ная  эт­но­ноо­сфе­ра бул­гар  влек­ла их к един­ст­ву и пе­ред ее влия­ни­ем уже ни­кто не мог ус­то­ять.[22]

 


Заключение

 

Ранние памятники эпохи бронзы относятся к балановской, абашевской и срубной культурам и датируются серединой II тыс. до н. э. Эти племена пришли в наш регион с южных территорий в связи с засушливостью климата. Племена балановской культуры, по мнению ряда исследователей, были индоевропейцами. Материалы балановской культуры с территории Татарстана представлены в основном находками каменных топоров и бронзовых изделий. Племена абашевской и срубной культур считаются индоиранцами. Абашевские материалы Татарстана связаны с курганными могильниками. При раскопках под насыпями курганов зафиксированы одиночные погребения, сопровождающиеся лепными сосудами, медными и серебряными украшениями. Памятников срубной культуры (могильников и поселений) много. Более полно изучены погребения племен срубной культуры.

В конце II тыс. до н.э. влияние пришлого срубного и абашевского населения на местные народы значительно ослабело. Это нашло отражение в значительном увеличении количества поселений потомков волосовской культуры. Культуру данного населения археологи Н.Ф.Калинин и А.X.Халиков выделили в самостоятельную, назвав ее приказанской. Она представлена поселениями, могильниками и отдельными находками. При раскопках поселений зафиксированы остатки жилищ-землянок и полуземлянок, хозяйственных построек, жертвенники и другие сооружения. В вещевом материале большое количество каменных орудий труда, оружия (тесел, топоров, скребков, наконечников стрел и т.д.) и керамики. Носители приказанской культуры знали земледелие, скотоводство, занимались также охотой, рыбной ловлей и собирательством. Позднеприказанские племена приняли активное участие в формировании ананьинской культуры.

Волжская Булгария занимала довольно большую для тех времен территорию. Ее северная граница в Х–XI веках проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге с ее левыми притоками, восточная – по реке Шешме, а южные пределы доходили до Самарской Луки–большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.

Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальный период существования этого государства, в Х–XI веках, был довольно пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, сувар, баранджаров, в источниках Х века упоминаются еще и эсегелы, или эскелы (искилы). При этом сообщается, что и булгары, и берсула, и эсегелы относительно образа жизни все стоят на одной и той же ступени развития. С именами некоторых из этих основных племен связаны названия отдельных крупных городов, например, булгары – город Булгар, сувары – Сувар. Такая пестрота населения Волжской Булгарии была в основном в начальный период существования государства.

Основным видом хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. Землю пахали тяжелыми плугами и легкими сохами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, чечевицу.

В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. Если на рубеже IX–Х веков сохранялись еще пережитки кочевничества, и люди в летнее время переходили жить в юрты, то вскоре, с возникновением городов, все быстрее стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело. Сооружали из кирпича и белого камня дворцы, мечети, крепостные башни, общественные бани, жилые дома. Однако основная часть строений состояла из деревянных домов. Жили также в глинобитных и полуземляночных жилищах.

Большое развитие получила металлургия, в первую очереди обработка железа. Из железа делали многочисленные орудие труда и различные бытовые предметы: топоры, пилы, молоты косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди, замки рыболовные крючки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти bcе виды оружия и вооружения, часть которых вывозилась даже на внешний рынок.

Медный и костяной промыслы, обработка кожи, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню – эти важнейшие виды ремесел достигли у булгар довольно высокого уровня развития. Особо отличались ювелиры. Чеканились монеты в Волжской Булгарии в Х веке, но потом это прекратилось, и последующие XI–XII века называют даже безмонетными. Данное явление еще не нашло своего научного объяснения.

В Волжской Булгарии уделялось особое внимание строительству оборонительных укреплений. Не менее развитым было и вооружение.

Волжская Булгария была типичным раннефеодальным государством. Высшая власть в стране принадлежала эмиру. В начальный период существования государства его глава назывался эльтебер – так же называли правителей союзов племен и военачальников еще в Тюркском каганате, позднее в Хазарии. Развитию феодализма в Волжской Булгарии способствовало принятие единой монотеистической религии–ислама–в самом начале зарождения государства (“монотеизм” означает единобожие). Период после 922 года характеризуется широким распространением мусульманства во всей стране.


Список литературы

 

1.                 Барнев Р. Х. Волжские булгары. – СПБ.: История и культура, 2005. – 255 с.

2.                 Вопросы древней истории Волго-Камья. / Под ред. Е.П. Казакова. — Казань: Мастер-Лайн, 2001. — 95 с.

3.                 Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (Домон­голь­ский пе­риод, Х - нач. XIII вв.). - Казань, 2007. – 254 с..

4.                 Из археологии Повольжья и Приуралья. – Казань: Институт истории АН РТ, 2003. – 209 с.

Информация о работе Волжская булгария