Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:22, реферат
Цель работы – исследовать исторические процессы происходящие в среднем Поволжье в древности и становлении Волжской булгарии и его культуры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать археологические культуры каменного, бронзового и железного веков на территории Поволжья и проблемы систематизации;
Введение 3
1. Археологические культуры каменного, бронзового и железного веков
на территории Поволжья 5
2. Образование Волжской Булгарии (10 в.) 12
3. Материальная и духовная культура булгар. Значение принятия ислама 22
Заключение 33
Список литературы
Значительное развитие в Волжской Булгарии получили такие науки, как математика, астрономия, химия, медицина, география, история и др. В Булгарии было известно несколько календарей. Астрономические знания булгарские ученые приобретали в Средней Азии и в странах Ближнего и Среднего Востока, где астрономия и другие естественные науки получили в то время наибольшее развитие. Рост ремесленного производства и возникновение фармакологии потребовали знаний в области химии. Булгары были знакомы и умели применять такие металлы и металлоиды, как железо, медь, никель, свинец, олово, ртуть, серебро, золото, сурьма, сера и т.д. Булгарские кузнецы производили сталь повышенного качества, владели основами сварки и пайки, а также изготовления различных сплавов на основе меди - бронзы, латуни и др. Высокого совершенства достигли мастера, изготовляющие украшения и предметы быта из меди, золота и серебра. Все это потребовало в свою очередь совершенствования математических знаний и формирования их в науку.
Булгарские ученые-медики также получили широкое признание не только в Булгарии, но и в странах Востока. Одними из них были братья Таджетдин и Хасан ибн Йунус ал-Булгари. Таджетдин ал-Булгари написал сочинение “Лучшие лекарства от отравления”, а его брат Хасан по просьбе известного врача Бадр-ад-дина Махмуда ибн Усмана в 1220-21 гг. переписал его. Трактат по фармакологии “О простых лекарствах” написал также Бурхан-ад-дин Ибрагим ибн Йусуф Булгари, имя которого было известно в мусульманских странах. Всему Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгари в Газни. Он был усыновлен поэтом Хакимом Санаи, но прожил недолго - умер в возрасте 39 лет. Поэт же построил на его могиле надгробие, воспел его талант врача в стихах.
В XI-XII вв. в Волжской Булгарии появляются первые ученые историки, которые обобщают “предания старины глубокой”, пишут историю булгарского народа. Одним из них был Якуб ибн Нугман (1058/59-1164), написавший “Историю Булгара”. С высокой степенью достоверности можно сказать, что в Булгарии при эмирах находились летописцы, которые писали деяния не только правящих в то время эмиров, но и их предков, ибо родословные в престолонаследовании были очень важны - они доказывали легитимность правящих монархов. Кроме того, было в традиции даже простых булгар знать своих предков до девятого колена.
Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословы и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана. Уже в X в. булгарские богословы приступают к изучению хадисов - преданий об изречениях и делах пророка Мухаммеда. О хадисах и их понимании писали Абу-л-Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари и Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари. Многие богословские и философские проблемы нашли отражение в таких сочинениях, как “Полезные сущности” и “Всеобъемлющий” Ходжи Ахмеда ал-Булгари, “Трактат” Бурхан-ад-дина ал-Булгари и других. Духовная жизнь Булгарии протекала на достаточно высоком для своего времени уровне и была вплетена в общую ткань мусульманского мира. Булгарские проповедники ислама оттачивали свое мастерство богословов не только среди единомышленников в странах Востока, но и практически претворяли в жизнь принципы, которым они следовали. Булгарские подвижники распространяли ислам среди башкир и некоторой части финно-угорских народов. Известно, что со словом пророка Мухаммеда они ездили и в города Руси. Не только богословы, но и ученые мусульманских стран в то время писали свои труды и трактаты на арабском языке, на языке науки исламского мира. Есть все основания надеяться, что нас еще ждут значительные открытия трудов булгарских ученых в архивах и хранилищах книг в странах Ближнего и Среднего Востока.
Многокомпонентная материальная и духовная культура усложняла этноноосферу булгар, она вибрировала более мощно, захватывая в свое поле влияния многие племена и народности, которые начинали осознавать себя как представители единого народа. К булгарам тяготели под воздействием их этноноосферы многие окружающие народы. Именно в это время хазары, как близкие родственники булгар по крови и по духу, стали называться их именем как низовские булгары. Этноноосфера булгар в XI-XIII вв. достигла такого уровня развития, когда заимствования из культур других народов, в частности, арабов, хорезмийцев, русских, перерабатывались в булгарском духе и входили органически составной частью их менталитета и бытия. Пространственно этноноосфера булгар охватывала земли от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря и Северного Кавказа, от Уральских гор, реки Яика до бассейна рек Дон и Ока. И это не преувеличение. Дело в том, что в последующие века, когда булгары потеряли политическую самостоятельность, их имя стало скрываться под другими названиями - черные клобуки, черкасы, асы (ясы), бродники, казаки, татары. Ибо летописцам, которые переписывали сочинения своих предшественников, казалось, что не могло быть величия у народа, который не мог его сохранить, а народ побежденный и расколотый теряет свое самосознание, его этноноосфера замыкается в себе и не реагирует на новые названия распавшихся его частей.[20]
Значение принятия булгарами ислама. Большую роль в укреплении и развитии этноноосферы булгар сыграло принятие ими ислама. Принятие ислама волжскими булгарами было обусловлено тем обстоятельством, что они оказались в зоне влияния растущего Арабского халифата. Можно предположить, что еще в те времена, когда савиры, барсилы и баранджары жили на Северном Кавказе и подверглись нападению арабских войск, какая-то их часть могла принять ислам, как условие сохранения жизни, отказа от разрушения поселения, города, в которых они жили. Известно, что в 736 г. Хазарский каганат потерпел от арабов сокрушительное поражение. Одним из требований арабского полководца Мервана к хазарской стороне было обращение кагана в мусульманство. Выхода не было - каган стал мусульманином, правда, не надолго. Арабы понимали, что каган-мусульманин без подданных-мусульман дело совершенно бесполезное. Поэтому вполне оправдано предположение, что арабы такие же требования предъявляли к подданным кагана, прежде всего к хазарам и булгарам. Действительно, в дальнейшем в Хазарии относительно мирно сосуществовали три конфессии - иудаизм, ислам и христианство.
Для булгар, исповедовавших веру в единого бога неба Тенгри, при принятии ислама не существовало психологического барьера, ибо Аллах был для них тем же единственным богом, который по воззрениям мусульман находился на небе. По крайней мере, при исламизации не произошло коренного смещения несущей частоты этноноосферы булгар. Аллаха они восприняли спокойно, старые их представления о Тенгри вполне уложились в новую систему взглядов на мир, правда, пришлось изменить кое-какие моральные требования, но они в исламе носили довольно оправданный и рациональный характер. Лишь изменение ритуальной части религиозной веры, возможно вызвало некоторые затруднения: например, совершение намаза 5 раз в день не простая задача, особенно для вновь обращенных и занятых делами, которая требует много времени и больших усилий.
Таким образом, на основе ислама была создана мощная этноноосфера с общей несущей частотой для всего булгарского народа. Она консолидировала, укрепила Булгарию как единое государство, позволила ей выдержать все последующие невзгоды, которые выпали на долю булгарского народа, основного населения страны. Ислам был тем барьером , который не позволил булгарам раствориться среди других, немусульманских народов, сохранить свое лицо, несмотря на все давление православных славян и тюрок, в окружении которых булгары в последующие века жили.
“Принятие ислама булгарами, - писал А.П.Смирнов,- имело для государства большое значение, так как приобщило значительный круг населения к мусульманской культуре, являвшейся в то время передовой культурой Востока. Вместе с тем эта религия, как более отвечающая социальному строю, феодальным отношениям, должна была сыграть некоторую прогрессивную роль в тех условиях”[21].
С принятием ислама в страну начинает проникать из Средней Азии литература, написанная на бумаге. С появлением бумаги в Булгарии получают распространение рукописные книги, а также появляется возможность обучать письму более широкие слои населения. Следовательно, процесс распространения элементарной грамотности и исламизация булгарского общества шли параллельно.
После окончательного установления ислама в стране правители Булгарии стали называться официально эмирами, а в народе они так и остались ханами, эльтабарами. Правители Булгара стремились распространить свою власть на все булгарские племена, опираясь на ислам, однако трения между центральной властью и местной знатью давали себя знать почти до конца X в. Особенно сильные противоречия были между Булгаром и Суваром. Суварская знать, предки которых не были связаны с приазовским союзом булгарских племен под властью Кубрата, не желали терять свою самостоятельность. Алмасу (Джагфару) и его преемникам - сыновьям Микаилу и Ахмеду постоянно приходилось вести борьбу за подчинение Сувара и это им удавалось. Дети Ахмеда Мумин и Талиб, первый занял престол в Булгаре, а второй - в Суваре, обострили взаимоотношения между двумя городами, что вызвало войну двух крупнейших центров Булгарии. Победа Мумина над Талибом в 976 г. привела к окончательной потере политической самостоятельности Суваром. Это была последняя гражданская война, характерная фазе подъема этногенеза булгар. Мощная этноноосфера булгар влекла их к единству и перед ее влиянием уже никто не мог устоять.[22]
Заключение
Ранние памятники эпохи бронзы относятся к балановской, абашевской и срубной культурам и датируются серединой II тыс. до н. э. Эти племена пришли в наш регион с южных территорий в связи с засушливостью климата. Племена балановской культуры, по мнению ряда исследователей, были индоевропейцами. Материалы балановской культуры с территории Татарстана представлены в основном находками каменных топоров и бронзовых изделий. Племена абашевской и срубной культур считаются индоиранцами. Абашевские материалы Татарстана связаны с курганными могильниками. При раскопках под насыпями курганов зафиксированы одиночные погребения, сопровождающиеся лепными сосудами, медными и серебряными украшениями. Памятников срубной культуры (могильников и поселений) много. Более полно изучены погребения племен срубной культуры.
В конце II тыс. до н.э. влияние пришлого срубного и абашевского населения на местные народы значительно ослабело. Это нашло отражение в значительном увеличении количества поселений потомков волосовской культуры. Культуру данного населения археологи Н.Ф.Калинин и А.X.Халиков выделили в самостоятельную, назвав ее приказанской. Она представлена поселениями, могильниками и отдельными находками. При раскопках поселений зафиксированы остатки жилищ-землянок и полуземлянок, хозяйственных построек, жертвенники и другие сооружения. В вещевом материале большое количество каменных орудий труда, оружия (тесел, топоров, скребков, наконечников стрел и т.д.) и керамики. Носители приказанской культуры знали земледелие, скотоводство, занимались также охотой, рыбной ловлей и собирательством. Позднеприказанские племена приняли активное участие в формировании ананьинской культуры.
Волжская Булгария занимала довольно большую для тех времен территорию. Ее северная граница в Х–XI веках проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге с ее левыми притоками, восточная – по реке Шешме, а южные пределы доходили до Самарской Луки–большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.
Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальный период существования этого государства, в Х–XI веках, был довольно пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, сувар, баранджаров, в источниках Х века упоминаются еще и эсегелы, или эскелы (искилы). При этом сообщается, что и булгары, и берсула, и эсегелы относительно образа жизни все стоят на одной и той же ступени развития. С именами некоторых из этих основных племен связаны названия отдельных крупных городов, например, булгары – город Булгар, сувары – Сувар. Такая пестрота населения Волжской Булгарии была в основном в начальный период существования государства.
Основным видом хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. Землю пахали тяжелыми плугами и легкими сохами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, чечевицу.
В Волжской Булгарии были широко развиты строительное дело и ремесло. Если на рубеже IX–Х веков сохранялись еще пережитки кочевничества, и люди в летнее время переходили жить в юрты, то вскоре, с возникновением городов, все быстрее стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело. Сооружали из кирпича и белого камня дворцы, мечети, крепостные башни, общественные бани, жилые дома. Однако основная часть строений состояла из деревянных домов. Жили также в глинобитных и полуземляночных жилищах.
Большое развитие получила металлургия, в первую очереди обработка железа. Из железа делали многочисленные орудие труда и различные бытовые предметы: топоры, пилы, молоты косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди, замки рыболовные крючки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти bcе виды оружия и вооружения, часть которых вывозилась даже на внешний рынок.
Медный и костяной промыслы, обработка кожи, гончарное производство, прядение и ткачество, резьба по камню – эти важнейшие виды ремесел достигли у булгар довольно высокого уровня развития. Особо отличались ювелиры. Чеканились монеты в Волжской Булгарии в Х веке, но потом это прекратилось, и последующие XI–XII века называют даже безмонетными. Данное явление еще не нашло своего научного объяснения.
В Волжской Булгарии уделялось особое внимание строительству оборонительных укреплений. Не менее развитым было и вооружение.
Волжская Булгария была типичным раннефеодальным государством. Высшая власть в стране принадлежала эмиру. В начальный период существования государства его глава назывался эльтебер – так же называли правителей союзов племен и военачальников еще в Тюркском каганате, позднее в Хазарии. Развитию феодализма в Волжской Булгарии способствовало принятие единой монотеистической религии–ислама–в самом начале зарождения государства (“монотеизм” означает единобожие). Период после 922 года характеризуется широким распространением мусульманства во всей стране.
Список литературы
1. Барнев Р. Х. Волжские булгары. – СПБ.: История и культура, 2005. – 255 с.
2. Вопросы древней истории Волго-Камья. / Под ред. Е.П. Казакова. — Казань: Мастер-Лайн, 2001. — 95 с.
3. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (Домонгольский период, Х - нач. XIII вв.). - Казань, 2007. – 254 с..
4. Из археологии Повольжья и Приуралья. – Казань: Институт истории АН РТ, 2003. – 209 с.