Волжская булгария

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:22, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать исторические процессы происходящие в среднем Поволжье в древности и становлении Волжской булгарии и его культуры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать археологические культуры каменного, бронзового и железного веков на территории Поволжья и проблемы систематизации;

Содержание

Введение 3
1. Археологические культуры каменного, бронзового и железного веков
на территории Поволжья 5
2. Образование Волжской Булгарии (10 в.) 12
3. Материальная и духовная культура булгар. Значение принятия ислама 22
Заключение 33
Список литературы

Работа содержит 1 файл

волжская булгария 4 вариант.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

На­се­ле­ние Волж­ской Булгарии в на­ча­ле X в. со­стоя­ло из ос­нов­ных четырех пле­мен­ных групп,  как от­ме­ча­ют авторы  то­го  времени, прежде все­го арабские:  булгар,  сувар (сван), эсе­гель (аскль) и беpсула. Кpоме то­го, бы­ли из­вест­ны му­суль­ма­не-ба­ранд­жа­ры чис­лом в 5000 се­мей. Не­обходимо иметь в ви­ду, как уже бы­ло ска­за­но вы­ше, эсе­ге­лы не бы­ли от­дельным пле­ме­нем, это бы­ли по­том­ки первых переселенцев - булгар Код­рака, на­име­но­ва­ние которых арабы,  ви­ди­мо,  приняли за на­зва­ние од­ного из пле­мен.  У  всех  пле­мен  был оди­на­ко­вый образ жиз­ни,  доста­точно близ­кий язык, воз­мож­но, различные диа­лек­ты тюркского язы­ка, об­щая культура  с  различными вариациями,  еди­ная в прошлом вера в бо­га Тенгри и ми­фо­ло­гия, ко­чев­ни­че­ские традиции в со­че­та­нии с земле­делием  и  ремеслом.  Од­на­ко нель­зя сбрасывать со сче­тов влия­ние на пеpеселенцев-булгаp культурных традиций аборигенов  края  - фин­но-угpов.  Кро­­ме то­го, в Сред­нем По­вол­жье столк­ну­лись две боль­шие груп­пы пле­мен  -  дон­ско-при­азов­ская  и   при­ураль­ско-при­кам­ская, уча­ствовавшие  как  ос­нов­ные  ком­по­нен­ты  в фор­ми­ро­ва­нии волж­ских бул­гар. С точ­ки зре­ния пас­сио­нар­ной тео­рии эт­но­ге­не­за, та­кое уве­ли­че­ние чис­ла эле­мен­тов эт­ни­че­ской сис­те­мы по­вы­ша­ло ее пас­сио­нар­ность, а с по­зи­ции идеи эт­но­ноо­сфе­ры дан­ное об­стоя­тель­ст­во спо­соб­ст­во­ва­ло соз­данию мно­го­гран­ной ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры.

Бул­га­ры не жи­ли изо­ли­ро­ван­но - вхо­ди­ли в кон­такт с со­сед­ни­ми на­ро­да­ми.  На за­па­де жи­ли чу­ва­ши  (су­ас­ла-ма­ри),  ос­но­ву  ко­то­рых со­ставила  часть  род­ст­вен­ных бул­га­рам гунн­ских пле­мен суа­сов.  А дру­гая их часть во­шла в со­став бул­гар.  На се­ве­ре оби­та­ли ма­ри  и уд­мур­ты, на вос­то­ке - баш­ки­ры. С юго-вос­то­ка к бул­га­рам под­хо­ди­ли ко­че­вья кипча­ков. На юго-за­па­де на пра­вом бе­ре­гу Вол­ги на­хо­ди­лись зем­ли  бур­тас  -  на­ро­да,  род­ст­вен­но­го  бул­га­рам,  ко­то­рый за­тем вме­сте с ни­ми во­шел в со­став еди­но­го го­су­дар­ст­ва.  Бур­та­сы гра­ни­чи­ли с морд­вой. Рай­он Жигу­лей на­се­ля­ли тюр­ки-мадь­я­ры, юж­нее ко­то­рых  ко­че­ва­ли  пе­че­не­ги.  В  на­чаль­ный пе­ри­од сво­его пре­бы­ва­ния в Вол­го-Ка­мье бул­га­ры,  ви­ди­мо, в кон­такт с се­ве­ро-вос­точ­ны­ми рус­ски­ми еще не вхо­ди­ли.

Срав­ни­тель­но бы­ст­ро пе­рей­дя к осед­лой жиз­ни,  бул­га­ры на­ча­ли стро­ить  го­ро­да,  кре­по­сти,  се­ле­ния  в дре­му­чих ле­сах по бе­ре­гам рек.  Край был бо­гат всем,  что не­об­хо­ди­мо для ве­де­ния хо­зяй­ст­ва: ле­са да­вали де­ре­во для строи­тель­ст­ва, чер­но­зем был хо­рош для зем­ле­де­лия, об­ширные по­ля­ны и пой­мы рек по­зво­ля­ли пас­ти мно­го­чис­лен­ные  ста­да  и за­го­тав­ли­вать се­но на зи­му.  Кро­ме то­го,  ле­са бы­ли пол­ны жив­но­стью,  а ре­ки ры­бой.  В го­ро­дах  раз­ви­ва­лись  ре­мес­ла. Рост  про­из­во­ди­тель­ных  сил  при­во­дил  к еще боль­ше­му со­ци­аль­но­му рас­слое­нию бул­гар­ско­го на­ро­да. В стра­не скла­ды­вал­ся го­су­дар­ст­вен­ный  строй  фео­даль­но­го ти­па.  Ко­гда ста­би­ли­зи­ро­ва­лись внут­рен­ние взаи­мо­от­но­ше­ния,  хо­тя борь­ба за об­ла­да­ние все­бул­гар­ской  вла­стью ме­ж­ду Бул­га­ром и Су­ва­ром еще про­должалась, ста­ли рас­ши­рят­ся внеш­ние свя­зи с дру­ги­ми на­ро­да­ми и госу­дарствами.[15]

Таким образом, можно сделать выводы:

Волжская Булгария занимала довольно большую для тех времен территорию. Ее северная граница в Х–XI веках проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге с ее левыми притоками, восточная – по реке Шешме, а южные пределы доходили до Самарской Луки–большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.

Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальный период существования этого государства, в Х–XI веках, был довольно пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, сувар, баранджаров, в источниках Х века упоминаются еще и эсегелы, или эскелы (искилы). При этом сообщается, что и булгары, и берсула, и эсегелы относительно образа жизни все стоят на одной и той же ступени развития. С именами некоторых из этих основных племен связаны названия отдельных крупных городов, например, булгары – город Булгар, сувары – Сувар. Такая пестрота населения Волжской Булгарии была в основном в начальный период существования государства.[16]

 


3. Материальная и духовная культура булгар. Значение принятия ислама.

 

Начало XI в. ознаменовалось  переходом  булгарского этноса  в акматическую фазу, когда пассионарное напряжение достигло наивысшего уровня. Этнос во всех уровнях в основном возглавляли пассионарии жертвенного типа, которые направляли свою энергию на расширение ареала его расселения,  поднимали многоотраслевое хозяйство страны, развивали мате­риальную и духовную культуру народа. В этой фазе в со­став населения Булгарии  вошли  многочисленные  племена: веда (чуваши),  черемисы (мари), ары (удмурты), башкиры, кипчаки, мордва, хазары и другие, тем самым булгарский  этнос  превратился фактически  в суперэтнос.  Булгарское государство стало общим для всех населявших его народов. Активность этноса возросла, что привело  к  росту  совер­шаемых  им деяний во всех сферах жизни,  как внутри страны, так и в контактах с соседями. Господствующей религией в Булгарии был ислам,  но ни христиане, ни язычники в стране не подвергались гонениям офи­циально  со  стороны  государства.  В стране  складывалась оригинальная культура на базе местных традиций и привнесенных с исламом арабо-персидских  влияний.  Именно в акматической  фазе  этноноосфера  булгар  приобретает те черты,  кото­рые в дальнейшем до XX в.  сохраняются  без  существенных  изменений, несмотря  на все удары исторической судьбы,  связанные с военными по­ражениями, особенно ощутимыми в 1236 и 1552 гг. Без развитой именно в XI - начале XIII вв. этноноосферы булгарский этнос мог потерять тот стержень духовности и культуры, который выделяет его среди других на­родов.

Внутреннее обустройство Булгарии. В XI веке создается  и укреп­ляется  булгарское  государство  феодального типа с довольно четкими грани­цами,  с соответствующей структурой власти, чиновничеством,  су­допро­изводством,  налогами,  войском, с пронизывающей все слои обще­ства государственной религией -  исламом.  Во  главе государства стоял царь,  официальным титулом которого было “эмир” с добавлением древ­него названия “эльтебер”: в народе его величали “патша”, “падишах”, “хан”. Многочисленные социальные группы резко отличались друг от друга как делом, которым они занимались, так и своим положением,  со­ответственно,  и своими доходами.  Государственная система Булгарии того времени вполне соответствовала потребностям общественной жизни и функцио­нировала вполне эффективно, что подтверждают экономиче­ские успехи,  расцвет ремесел, искусств в стране и международные связи.  В русских летописях и сочинениях арабо-персидских авторов в XI - на­чале XIII вв. Булгария выступает как единая земля - Булгар с единым на­родом - булгары,  каковое обстоятельство говорит о том,  что булгарской этнической системе удалось избежать пассионарного перегрева, который приводит к внутренним  катаклизмам и снижению резистентности этни­ческой системы.

Большое место во внутренних делах Булгарии занимало градо­строительство.  Укреплялись и расширялись города,  основанные еще в X в.,  такие как Биляр (Великий город),  Булгар (Бряхимов русских летопи­сей), Ошель, Сувар; возникли новые: Казань, Кашан, Жукотин, Кремен­чук,  Мардан и другие.  Возникновение  городов,  возведение вокруг  них оборонительных сооружений укрепляло самосознание булгарского эт­носа, придавало ему уверенность в своих делах, которые будут защи­щены от иноземных за­хватчиков.  В городах строились общественные здания: ме­чети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты,  бани, а так­же дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кир­пичные (“кирпич” лингвисты считают булгарским словом).  Однако  большая  часть­ домов в городах продолжала оставаться деревянными: дома строились из сосновых бревен, а крепостные стены были дубовыми. В скандинавских странах Булгарию называли не только “Булгарленд” (Булгарская земля),  но и страной городов - “Гардарика”.  Идея градо­строительства была важным элементом этноноосферы булгар.[17]

Другим важным  элементом  булгарской  этноноосферы была идея ремесленного производства со всеми  известными  тогда  отраслями. Ме­таллургическое  производство и ремесла занимали в Булгарии второе ме­сто  после  градостроительства.  “Ведущую  отрасль  ремесла представ­ляла  собой черная металлургия и обработка железа, - пишет С.М.Червонная. - К XI веку, несомненно, не только уже существовало разделение труда между металлургами и кузнецами, но и в кузнечном ис­кусстве и ремесле  опре­делилась своя, более тонкая дифференциация.  Была  заметна  разница меж­ду простой,  далекой от искусства продук­цией сельских кузниц и совер­шенными в эстетическом  отношении изде­лиями из железа и стали искусных городских ремесленников, у которых уже получила развитие система строгой  профессиональной учебы  - под­готовки подмастерьев при опытных мастерах.”. Из железа булгарские мастера изготовляли оружие,  орудия труда  и предметы быта.

Широкое распространение  в булгарских городах получила обра­ботка меди и ее сплавов.  Ремесленники-медники производили в  основ­ном изделия бытового назначения - ритуальную и светскую посуду (кумганы, блюда, кубки и др.), также полированные медные зеркала, ук­рашения и декоративные детали для конской сбруи.  Ювелирное ремесло,  которое вобрало в себя брон­золитейное искусство,  чеканку по меди, а также изготовление украшений и дорогой посуды из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями,  занимало в  булгарском  обществе  особенно  важное место,  ибо его изделия прежде всего поль­зовались высоким спросом  в  самой  Булгарии,  а также были известны за ее пределами в ближних и дальних странах.

В ювелирных  украшениях  и изделиях бытового назначения бул­гарских мастеров нашли отражение мировоззрение и мифология  народа, а также предания предков. Широкое распространение в изображениях на металлических изделиях получил, так называемый, “звериный стиль”.  Одним из образов этого стиля могут служить бронзовые замочки в виде фигурок барса-единорога.

Высокого уровня  достигла в своем развитии в Булгарии производ­ство керамических изделий:  высокохудожественной посуды,  светильни­ков, сосудов для благовоний. В городах страны изготовлялись самые раз­нообразные керамические горшки и корчаги, кувшины и котлы,  блюда и чаши и др. изделия, которые отличались совершенством формы и много­образием цвета и наносимых на них орнамента. Гончарные  изделия пре­жде всего производились для внутреннего потребления,  но они являлись одним из статей булгарского экспорта в  соседние земли и страны. Керамиче­ское искусство булгар не стояло  на месте,  в его развитии были и скачки,  один из которых произошел в  XII  в.,  когда  получило  приме­нение гор­новой обжиг вместо кострового,  что обеспечило повышение качества из­делий, их утилитарных и художественных достоинств.

Основой жизни  Булгарии  было  сельское хозяйство.  Как бы в стране не было много городов,  все-таки основная часть  населения жила в деревнях и занималась земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Из деревни поступали в города не только зерно, мясо и другие продукты,  но и шкуры животных,  из которых выделывалась лучшая в Восточной Европе кожа. Сель­ское хозяйство поставляло сырье для прядения,  ткачества и производ­ства одежды.  Высокое  развитие  в Булгарии в этот период получило зерновое хозяйство.  Экспорт зерна,  прежде всего,  в Суздальскую и Нов­го­родскую Русь  составляло одну из статей внешнеторговых связей Булгарии.

Особое значение в укреплении этноноосферы булгар имело  разви­тие их духовной жизни.  Булгарское общество в XI-XIII вв.  достигло вы­сокого уровня в экономическом,  социально-политическом  и культурном  росте,  что способствовало возникновению профессионализма в духовной культуре. Булгарская культура этого периода была культурой письмен­ной.  О бытовании у болгар в VIII-IX вв. рунической письменности говорят надписи из Маяцкого  и  Саркелского городищ, коллекции Ново­чер­касского музея, Надь-Сент Миклошского клада (Венгрия),  Дунайской Болгарии и т.д. Эти факты говорят о том, что булгары вполне были готовы принять письменность на основе арабской графики и в дальнейшем на ее основе поднять свою письменную  куль­туру  на более высокую ступень. В период расцвета Булгарии уже суще­ствовала широкая сеть начальных школ при мечетях с муэдзинами и  имамами, которая сохранилась в деревнях вплоть до Советской власти.

В Булгарии  появляются  высшие и средние религиозные учебные заведения - медресе.  Шакирты (студенты) из булгар получают образова­ние  не только в своих медресе,  но и в восточных странах - в Средней Азии и на Ближнем Востоке.  В то же время шакирты из этих стран обу­чаются в учебных заведениях Волжской Булгарии.  [18]

В результате социально-экономического, политического и культур­ного  развития в булгарском государстве возникла потребность в научных знаниях. Крупнейшими научными центрами страны были города Булгар, Сувар и нижнебулгарский город Саксин. Наиболее образованной частью населения являлись богословы и проповедники,  судии  и другие госу­дарственные чиновники.  В какой-то степени представление о духовной жизни булгарских городов дает  арабский  автор XII в. ал-Гарнати,  го­воря  о городе Саксине:  “А в середине города живет эмир жителей Бул­гара, у них есть большая соборная мечеть, в которой совершается пят­ничное моление, и вокруг нее живут булгарцы.  И есть еще соборная ме­четь, другая, в которой молится народность, которую называют “жители Сувара”, она тоже многочисленна”. И далее: “А в день праздника выно­сят многочисленные мимбары (возвышение,  с которого в мечети произ­носят проповеди) и каждый эмир молится с много­численными на­родностями.  У каждой народности есть кадии (мусульманский судья), и факихи (правовед),  и хатибы (проповедники)”[19].  В городах практиковали табибы (врачи), слава о которых иногда бывала широко известной.

Одним из  первых  ученых  Волжской  Булгарии XI в.  был Бурхан-ад-дин ал-Булгари.  Он известен своими трудами по  фармакологии,  ри­торике  и богословию.  Широкое распространение на Востоке получили труды булгар­ского ученого Сулеймана ибн Дауда  ас-Саксини-Сувари,  богослова и писа­теля,  выходца из г.Сувара, жившего в городе Саксине. Он написал на персид­ском языке труд дидактического характера под на­званием “Свет лучей - правдивость тайн”, затем перевел его на арабский язык,  назвав “Порадующий больных душ”. И наконец,  “Цветок  сада по­радующий больных душ” - это сокращенный вариант двух первых книг.  Сулейман  ибн  Дауд  ас-Саксини-Сувари посвятил  все  свои  сочинения  своему  учителю  Абу-л-Аля Хамиду ал-Булгари, у которого учился в медресе. Последний был энциклопедически образованным ученым,  ши­роко известным на Востоке, в тонкостях разбирающимся в научной и бо­гословской литературе  мусульманского мира своего времени.  Булгар­ские ученые и богословы были хорошо известны в Средней Азии, Хора­сане. Некоторые из них жили и творили  на  Востоке,  иногда занимая в тех странах религиозные и административные посты.  Так,  например,  Ходжа Ахмед Булгари был учителем  и шейхом знаменитого султана газ­невидского государства, куда входили территории современного  Афга­нистана,  ряд  областей Ирана, Средней Азии, Индии, Махмуда I Газневи (967-1030).

Информация о работе Волжская булгария