Волжская булгария

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:22, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать исторические процессы происходящие в среднем Поволжье в древности и становлении Волжской булгарии и его культуры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать археологические культуры каменного, бронзового и железного веков на территории Поволжья и проблемы систематизации;

Содержание

Введение 3
1. Археологические культуры каменного, бронзового и железного веков
на территории Поволжья 5
2. Образование Волжской Булгарии (10 в.) 12
3. Материальная и духовная культура булгар. Значение принятия ислама 22
Заключение 33
Список литературы

Работа содержит 1 файл

волжская булгария 4 вариант.doc

— 182.00 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">Л.Н.Гу­ми­лев пи­сал: “Для определе­ния  фа­зы эт­но­ге­не­за не­об­хо­ди­мо вы­явить глав­ные па­ра­мет­ры изу­чае­мой эпо­хи,  на ос­но­ва­нии со­че­та­ния ко­их мож­но дать ей од­но­знач­ную харак­теристику. Та­ко­вы­ми бу­дут: им­пе­ра­тив по­ве­де­ния, мо­мент толч­ка и ло­гика со­бы­тий...  Уве­ли­че­ние чис­ла так­со­нов (в дан­ном  слу­чае,  раз­ных  пле­мен) низ­ше­го ран­га все­гда свя­за­но с подъ­е­мом пас­сио­нар­но­сти,  и на­обо­рот”. [6] Та­кой тол­чок воз­ник на  Сред­ней  Вол­ге за счет генетиче­ского “дрей­фа”,  ко­гда в кон­це VII в. там поя­ви­лось зна­чи­тель­ное коли­чество пас­сио­нар­ных осо­бей, ко­то­рые не за­хо­те­ли ми­рить­ся с вла­стью ха­зар,  а за­тем с на­си­ли­ем за­вое­ва­те­лей ара­бов.  У воз­ни­каю­ще­го эт­но­са волж­ских бул­гар  бы­ла своя эт­ни­че­ская ис­то­рия,  ко­то­рая вы­сту­па­ет как ло­ги­ка со­бы­тий их им­пе­ра­ти­ва по­ве­де­ния.

Ин­ку­ба­ци­он­ный пе­ри­од фа­зы подъ­е­ма эт­но­ге­не­за волж­ских бул­гар скрыт тьмой вре­ме­ни, ибо ни­ка­ких пись­мен­ных ис­точ­ни­ков о со­бы­ти­ях это­го пе­рио­да не об­на­ру­же­но. Со­вре­мен­ные ав­то­ры не еди­но­душ­ны при оп­ре­де­ле­нии вре­ме­ни при­бы­тия бул­гар Код­ра­ка на Сред­нюю Вол­гу. Не­которые да­же со­мне­ва­ют­ся,  Код­рак ли их при­вел ту­да.  А.П.Смир­нов пи­шет: “В VII в. по­сле рас­па­да сою­за пле­мен, они (пле­ме­на бул­гар, ото­шедших за Дон - Р.Б.) ос­та­ва­лись не­ко­то­рое вре­мя вни­зу,  в По­до­нье,  и  толь­ко  в  VIII в. про­ник­ли  на   Сред­нюю   Вол­гу,...”[7].   А.Х.Ха­ли­ков  от­ме­ча­ет:  “Часть  при­азов­ских  бол­гар пред­при­ня­ла в се­ре­ди­не VII в.  по­пыт­ку про­ник­нуть в  Сред­нее  По­вол­жье и Ниж­нее При­ка­мье.  ...Но в это вре­мя тер­ри­то­рия ле­со­сте­пи Вол­го-Ка­мья еще бы­ла за­ня­та именьков­скими и куш­на­рен­ков­ски­ми пле­ме­на­ми,   пре­одо­леть   ко­то­рых бол­га­ры,  оче­вид­но,  не  смог­ли”[8].  Не со­мне­ва­ет­ся в этом Г.Г.Ли­тав­рин: “Вто­рой сын Куб­ра­та Кот­раг увел под­вла­ст­ных ему прото­болгар на сред­нее те­че­ние Вол­ги...”[9].

Ви­ди­мо, все же прав Г.Г.Ли­тав­рин. Бул­га­ры не ос­та­лись в зо­не до­сягаемости ха­зар и уш­ли как мож­но даль­ше на се­вер  и  ока­за­лись на Сред­ней Вол­ге,  но толь­ко в бас­сей­не ре­ки  Свия­ги.  Ко­гда бул­га­ры  Код­рака дош­ли до ме­ж­ду­ре­чья Вол­ги и Свия­ги,  то уви­де­ли, что ид­ти в дру­гие мес­та нет смыс­ла: чем даль­ше на се­вер, тем ста­но­ви­лось хо­лод­нее. Здесь же рос­ли дре­му­чие ле­са с об­шир­ны­ми по­ля­на­ми и лу­га­ми по бере­гам Вол­ги, Свия­ги и при­то­ков Свия­ги - Че­рем­ша­на,  Бу­лы,  Куб­ни,  Уле­мы  и др.  Ред­кое на­се­ле­ние не ока­зы­ва­ло вра­ж­деб­но­сти при­шель­цам - зем­ли хва­та­ло всем.  Пер­во­на­чаль­но  они не  пе­ре­хо­ди­ли  на ле­вый бе­рег Вол­ги.  По сви­де­тель­ст­ву араб­ско­го уче­но­го ал-Фа­зо­ри, бул­га­ры на Сред­ней Вол­ге в VIIIв. еще со­хра­ня­ли са­мо­стоя­тель­ность, т.е. они бы­ли не­до­ся­гае­мы для ха­зар. Толь­ко с се­ре­ди­ны IX в.  они под­па­ли под их влия­ние и пла­ти­ли им дань.[10]

Ка­ко­ва же  бы­ла  эт­ни­че­ская  об­ста­нов­ка  на Сред­ней Вол­ге во вре­мена при­бы­тия ту­да пер­вых бул­гар­ских пле­мен? П.Н.Ста­рос­тин пи­шет, что “в пред­бол­гар­ское вре­мя рай­оны Ниж­не­го При­ка­мья и при­ле­гаю­щие уча­ст­ки Сред­не­го По­вол­жья бы­ли за­се­ле­ны в  ос­нов­ном  дву­мя разноэт­ническими  и раз­но­куль­тур­ны­ми груп­па­ми пле­мен.  Се­вер­ную и запад­ную  ок­раи­ны  ре­гио­на  на­се­ля­ли  фин­но-угор­ские  пле­ме­на,... Централь­ные, юж­ные и вос­точ­ные пре­де­лы за­ни­ма­ли имень­ков­ские пле­ме­на,...”[11].  Ин­те­рес­на ги­по­те­за по­яв­ле­ния  на  Сред­ней Вол­ге имень­ков­ских пле­мен.  Гун­ны,  пе­рей­дя Вол­гу,  к кон­цу IV в. дош­ли до Бал­кан и Цен­траль­ной Ев­ро­пы.  Но, ви­ди­мо, не всем пле­ме­нам, при­шед­шим  ту­да с гун­на­ми,  при­шлись по ду­ше те зем­ли.  Тюр­ко-угор­ские пле­ме­на вско­ре дви­ну­лись на­зад,  на вос­ток. При сво­ем дви­же­нии  они  стро­ну­ли с мес­та юго-вос­точные груп­пы балто-язычных пле­мен, оби­тав­ших в рай­онах лес­но­го По­днепровья, ко­то­рые на ру­бе­же IV-V вв.  дос­тиг­ли Сред­не­го По­вол­жья и,  пе­рей­дя на ле­вый бе­рег Вол­ги, ос­та­лись здесь жить, и уже в на­ше вре­мя ста­ли из­вест­ны ар­хео­ло­гам под име­нем пле­мен имень­ков­ской куль­ту­ры. Эти пле­ме­на за­ни­ма­ли ле­во­бе­ре­жье Вол­ги и Ниж­ней  Ка­мы  вплоть  до VIII в. Но им не су­ж­де­но бы­ло ос­тать­ся здесь на­все­гда.

В вос­точ­ных рай­онах За­ка­мья и При­ура­лья на ру­бе­же VI-VII вв. по­являются ран­не­вен­гер­ские (древ­не­мадь­яр­ские) пле­ме­на,  из­гнан­ные тюркютами из сте­пей За­пад­ной Си­би­ри,  ко­то­рые в VII-VIII вв. соз­да­ют  ме­жду Вол­гой и Ура­лом со­юз пле­мен,  из­вест­ный под на­зва­ни­ем “Ве­ли­кой Венг­рии”.  Венг­ры,  рас­про­стра­нив­шись до Ниж­ней  Ка­мы  и Вол­ги  вхо­дят в кон­такт с пле­ме­на­ми имень­ков­ской куль­ту­ры (бал­та­ми). Неблаго­приятные ус­ло­вия жиз­ни при но­вых об­стоя­тель­ст­вах, ви­ди­мо, вынуж­дают боль­шую часть бал­тов вспом­нить о сво­ей ста­рой ро­ди­не. В VIII в. они по­яв­ля­ют­ся в ле­во­бе­ре­жье ле­со­степ­но­го По­днеп­ро­вья,  не дой­дя до сво­ей ста­рой ро­ди­ны,  ко­то­рая уже бы­ла за­ня­та сла­вян­ски­ми племе­нами.

Об­шир­ные ма­те­риа­лы, по­лу­чен­ные ис­сле­до­ва­те­ля­ми, да­ют основа­ние ут­вер­ждать, что еще рань­ше, при­мер­но в III-IV вв. в При­ура­лье и на Сред­ней Вол­ге по­яв­ля­ют­ся тюрко-язычные пле­ме­на. Ви­ди­мо, впер­вые на Сред­ней Вол­ге тюр­ки поя­ви­лись на ее пра­во­бе­ре­жье. Ко­гда бул­га­ры Код­ра­ка при­шли в бас­сейн ре­ки Свия­ги, они встре­ти­лись здесь не толь­ко с фин­но-угор­ски­ми племе­нами,  но и с род­ст­вен­ны­ми им гунн­ски­ми пле­ме­на­ми суа­сов,  с той ча­стью их, ко­то­рая не сме­ша­лась с пле­ме­на­ми ма­ри. Они при­шли в эти края в эпо­ху Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов.  Сме­шав­шая­ся  с  ма­ри  часть суа­сов со­ста­ви­ла в даль­ней­шем пред­ков чу­ва­шей (су­ас­ла-ма­ри, как на­зы­ва­ют чу­ва­шей ма­рий­цы до на­ших  дней).  В даль­ней­шем суа­сы свя­зали свою судь­бу с бул­га­ра­ми и вме­сте с ни­ми пе­ре­се­ли­лись на ле­вый бе­рег Вол­ги  и  бе­ре­га  Ка­мы. Не­ко­то­рые уче­ные про­ис­хо­ж­де­ние чува­шей пы­та­ют­ся свя­зать с су­ва­ра­ми (са­ви­ра­ми), ко­то­рые при­бы­ли на Сред­нюю Вол­гу лет на 60-80 поз­же  бул­гар,  про­чи­ты­вая  вслед  за А.П.Ко­ва­лев­ским сло­во “су­вар”,  на­пи­сан­ное в араб­ской гра­фи­ке,  как “су­аз”. На эту те­му на­пи­са­но дос­та­точ­но и убе­ди­тель­но А.Х.Ха­ли­ко­вым и Р.Г.Фах­рут­ди­но­вым и др. Хо­те­лось бы толь­ко до­ба­вить, что чу­ва­ши са­ми се­бя на­зы­ва­ют “ча­ваш” - сло­во,  ко­то­рое ни­как не со­звуч­но сло­ву “су­вар”. А са­мо на­зва­ние и его про­из­но­ше­ние обыч­но не ме­ня­ет­ся ве­ками,  ес­ли толь­ко  ка­кие-то об­стоя­тель­ст­ва не при­ну­ж­да­ют на­род изме­нить свой эт­но­ним.  Язык ме­ня­ет­ся,  а про­из­но­ше­ние  са­мо­на­зва­ния  ос­тается. Бул­га­ры на­зы­ва­ли их “чу­аш”, что бы­ло бо­лее удо­бос­лы­ши­мым тюрк­ско­му слу­ху.  Рус­ские в древ­но­сти на­зы­ва­ли чу­ва­шей “ве­да”, в сред­ние ве­ка “гор­ная че­ре­ми­са”. Воз­мож­но, пе­ре­няв от бул­га­ро-та­тар, в на­чале XVI в. они ста­ли на­зы­вать их “чу­ваш”.

Ко­гда в  кон­це  VII  в.  в бас­сейн ре­ки Свия­ги при­шли пер­вые бул­гарские пле­ме­на,  они по­па­ли в со­вер­шен­но  иные  при­род­ные  и клима­тические ус­ло­вия по срав­не­нию со сте­пя­ми Се­вер­но­го Кав­ка­за и Ниж­него По­до­нья. Дре­му­чие ле­са (ка­ра ур­ман), воз­вы­шен­но­сти, ов­ра­ги,  оби­лие  рек  и  ре­чек - все эти ус­ло­вия тре­бо­ва­ли пе­ре­хо­да к осед­лой жиз­ни и при­том рез­ко, ибо про­дол­жи­тель­ные су­ро­вые и снеж­ные зи­мы не остав­ляли вре­ме­ни на по­сте­пен­ное при­спо­соб­ле­ние. Бул­га­ры уже в сте­пях Се­верного Кав­ка­за и  По­до­нья  ве­ли  по­лу­ко­че­вую жизнь,  имея по­сто­ян­ные зим­ние по­се­ле­ния с до­ма­ми, где мож­но бы­ло со­греть­ся в зим­нюю сту­жу, скрыть­ся от не­по­го­ды, при­го­то­вить пи­щу, от­дох­нуть от днев­ных за­бот.  И скот мож­но бы­ло со­дер­жать толь­ко в том слу­чае, ес­ли за­го­то­вить кор­ма, хо­тя и на ко­рот­кую юж­ную зи­му. На­вы­ки,  при­об­ре­тен­ные на юге, при­годились бул­га­рам в но­вых ус­ло­ви­ях,  К то­му же,  хо­тя и ред­кое,  бы­ло фин­но-угор­ское и су­ас­ское на­се­ле­ние,  ко­то­рое  жи­ло осед­ло и мог­ло на пер­вых по­рах при­ютить ка­кое-то ко­ли­че­ст­во бул­гар.  А ря­дом, на за­па­де ока­за­лись чу­ва­ши, то­же не чу­жие.

В это вре­мя  в Ха­зар­ском ка­га­на­те,  где  бул­га­ры  со­став­ля­ли боль­шую часть на­се­ле­ния,  осо­бен­но в юж­ных об­лас­тях - на за­пад­ном побе­режье  Кас­пия  и Се­вер­ном Кав­ка­зе,  - со­бы­тия раз­во­ра­чи­ва­лись следую­щим об­ра­зом.  В кон­це VII в. ин­те­ре­сы Ха­зар­ско­го ка­га­на­та и Араб­ско­го ха­ли­фа­та столк­ну­лись в Ал­ба­нии (Азер­бай­джан).  В 692 г. араб­ский  пра­витель  Ар­ме­нии Му­хам­мед Ибн-Ог­бай,  прой­дя Ал­ба­нию, за­нял хазар­скую кре­пость Дер­бент.  Од­на­ко ара­бам удер­жать его  не уда­лось.  В 708 г. ара­бы вновь бра­ли его, а 710 г. ха­за­ры вы­би­ли их от­ту­да . В 713 г. зна­менитый араб­ский пол­ко­во­дец Ха­биб Ибн Мас­ла­ма от­тес­нил ха­зар из Ал­ба­нии и взял Дер­бент.  Ха­за­ры в 721 г.  вторг­лись в Ар­ме­нию и унич­тожили сто­яв­шее там араб­ское вой­ско.  Со­брав боль­шие  си­лы,  ара­бы  под гла­вен­ст­вом на­ме­ст­ни­ка Ар­ме­нии Джеррах Ибн Аб­дал­лах ал-Ха­ка­ми дош­ли до Дер­бен­та,  за­шли в не­го поч­ти без боя  и уже на тер­ри­то­рии ка­ганата встре­ти­лись с ха­зар­ской ар­ми­ей. Несмот­ря на чис­лен­ное превос­ходство ха­зар во гла­ве с сы­ном ка­га­на Барджи­лем, ара­бы раз­би­ли их. Они оса­ди­ли Се­мен­дер, жи­те­ли ко­то­ро­го да­бы со­хра­нить го­род сда­лись им.  От­пор вра­гу по­пы­та­лись ор­га­ни­зо­вать беренджер­цы, но по­тер­пе­ли по­ра­же­ние - Бе­ренд­жер (Бе­ленд­жер,  Ба­ранд­жар) был за­нят ара­ба­ми.  Весь юг Ха­за­рии,  на­се­лен­ный бул­га­ра­ми,  был раз­граб­лен араб­ски­ми вой­ска­ми, ко­то­рые вы­вез­ли из стра­ны ог­ром­ные цен­но­сти. Вой­на ме­ж­ду ха­за­ра­ми и ара­ба­ми, длив­шая­ся бо­лее 15 лет,  пре­иму­ще­ст­вен­но прохо­дила на тер­ри­то­рии оби­та­ния бул­гар: са­ви­ров, бер­су­ла, бе­ренд­жер­цев.

В 735-736 гг. от­но­ше­ния ме­ж­ду Ха­зар­ским ка­га­на­том и Араб­ским ха­ли­фа­том  вновь обо­ст­ри­лись.  Араб­ский пол­ко­во­дец Мер­ван Ибн Му­хаммед, со­брав 150-ты­сяч­ное вой­ско, на­пра­вил его, раз­де­лив на две час­ти,  на Ха­за­рию. Од­на ар­мия на­сту­па­ла че­рез Дер­бент вдоль Каспий­ского мо­ря,  а дру­гую он по­вел  сам  че­рез  Дарь­яль­ское уще­лье (“Алан­ские во­ро­та”).  Ха­зар­ские вой­ска по­тер­пе­ли по­ра­же­ние. Ара­бы взя­ли и раз­гра­би­ли го­ро­да Ха­за­рии,  в том чис­ле ее пер­вую сто­ли­цу го­род Бе­ренд­жер-Ва­ра­чан,  по­ко­ри­ли саыви­ро-бул­гар, на­нес­ли силь­ный удар по бар­си­лам (серебряным бул­га­рам). Толь­ко в плен бы­ло взя­то око­ло 20 ты­сяч бар­си­лов-бул­гар. За­тем ара­бы окон­ча­тель­но раз­гро­ми­ли Хазар­ские вой­ска на ре­ке Итиль (Вол­га).  Од­на­ко Ха­за­рия не бы­ла по­ко­ре­на.  Ара­бы не за­хо­те­ли ос­тать­ся в этой зем­ле, да и сил у них бы­ло недоста­точно, что­бы удер­жать ее. Кро­ме то­го, Ха­зар­ский ка­га­нат имел в ли­це Ви­зан­тии со­юз­ни­ка. Мно­го­лет­няя вой­на обескровила булгар,  на которых па­ла глав­ная ее тя­жесть. Они вы­ну­ж­де­ны бы­ли бе­жать, по сло­вам А.Х. Ха­ли­ко­ва “в бо­лее безо­пас­ные мес­та,  в первую очередь на  север,  к  мес­ту слия­ния  Ка­мы  с Вол­гой,  а так­же в Веpхнее По­до­нье”[12]. Баpсилы (серебряные булгары),  савиры,  вы­ход­цы  из  Беpенджеp  к середине VIII в.  прибыли в бас­сейн реки Свия­ги к сво­им сородичам булгарам, которые к это­му времени оби­та­ли здесь уже не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий.  Ес­те­ст­вен­но,  этот не­боль­шой регион не  мог  вме­стить прибывших с юга булгар. Во­ж­дям пле­мен на­до бы­ло ду­мать о размещении народа на но­вых зем­лях. Неиз­вестно по ка­ким причинам, но булгары  ни на север,  ни на за­пад не по­шли.  Им ос­та­ва­лось пе­ре­сечь Вол­гу и обосноваться на ее левобережье,  но там на­хо­ди­лись венгры (мадьяры).   

В середине IX в.  булгарское вой­ско во гла­ве с  Айдар  ха­ном пере­пра­вилось  на  ле­вый  берег вол­ги и разбило венгров (мадьяр), которые вы­ну­ж­де­ны бы­ли переселится в междуречье  До­на  и  Днепра, где  страна  их бы­ла на­зва­на  Ле­ве­ди­ей  по име­ни их предводителя. Это бы­ла первая вой­на скла­ды­ваю­ще­го­ся булгарского народа  в  фа­зе подъ­е­ма,  которая  все­гда  свя­за­на с экс­пан­си­ей.  Булгаpы ста­ли в мас­со­вом порядке переправляться на  левобережье  Вол­ги,  за­ни­мать ниж­нее  те­че­ние  Ка­мы.  Мож­но предположить,  что булгары Кодрака, прожившие на правом берегу Вол­ги поч­ти сто­ле­тие до прибытия сво­их сородичей с Се­веpного Кав­ка­за, по­сле переправы на ле­вый берег на­зы­ва­ли свою старую родину на правом берегу Вол­ги “ис­ке ил”,  а их са­мих  прибывшие  позд­нее  сородичи на­зы­ва­ли “искеиллаp” (иш­киль, эсе­гель).  Та­ким образом,  эсе­гель (так на­зы­ва­ли ара­бо-пер­сид­ские ав­то­ры  од­но  из под­раз­де­ле­ний бул­гар) не бы­ли ка­ким-то от­дель­ным пле­ме­нем, а бы­ли просто первыми пе­ре­се­лен­ца­ми с Се­вер­но­го Кав­ка­за на Сpеднюю Вол­гу, точ­нее, потом­ками булгар Кодрака.

Ко­гда территория  в  процессе  экс­пан­сии  расширилась,  булгарские пле­ме­на расселились сле­дую­щим образом. Эсегели в ос­нов­ной сво­ей мас­се  ос­та­лись  в  междуpечье  Вол­ги  и  Свия­ги.  Ими  был построен  город  Ис­ла  (Ошель русских ле­то­пи­сей),  который стал в даль­нейшем центром кня­же­ст­ва. От­дель­ные пле­ме­на эсе­ге­лов с барсилами   (беpсула   или серебряные,  нукpатские  булгары)  за­ня­ли территорию по ле­во­му берегу Ка­мы при впа­де­нии ее  в  Вол­гу  и  по верхнему те­че­нию реки Ма­лый Чеpемшан.  Вме­сте с ни­ми разместились беpенджеpы,  а вдоль Ка­мы ос­но­ва­ли свои по­се­ле­ния суа­сы,  которые переправились  на  левобеpежъе  вме­сте со свои­ми старыми со­се­дя­ми эсе­ге­ля­ми.  Эти­ми булгарами был ос­но­ван город Биляp (Буляp, Ве­ли­кий город),  который стал сто­ли­цей до­мон­голь­ской Булгарии. Савиpы (сувары, сва­ны) расположились юж­нее с вы­хо­дом на ле­вый берег Вол­ги и построили город Суваp, который на­хо­дил­ся юго-за­пад­нее го­ро­да Биляpа и в 90 км.  от не­го.  Ме­ж­ду булгарами жи­ли так­же  от­дель­ные группы венгров (мадьяр),  которые не уш­ли с ос­нов­ной мас­сой сво­их со­пле­мен­ни­ков в Ле­ве­дию.  Все ука­зан­ные пле­ме­на и  другие  народы Вос­точ­ной Европы арабские историки и географы в VIII-X вв.  на­зы­ва­ли “са­ка­ли­бе” или “ас-сак­лаб”, т.е. блед­но­ли­цы­ми, свет­ло­во­ло­сы­ми.

Ин­ку­ба­ци­он­ный период  фа­зы эт­но­ге­не­за булгар за­кан­чи­ва­ет­ся в кон­це IX в. По пассионарной теории эт­но­ге­не­за  Л.Н.Гу­ми­ле­ва  фа­за подъ­е­ма  характер­изуется  энергичной  экс­пан­си­ей вновь воз­ник­ше­го эт­носа,  что мы ви­дим в за­хва­те булгарами венгерских зе­мель в левобережье  Вол­ги,  резким ростом его ак­тив­но­сти,  демографическим взрывом,  а так­же ростом чис­ла под­сис­тем эт­ни­че­ской сис­те­мы.  Все это бы­ло характерно для булгарского эт­но­са кон­ца  VIII-X  вв.  Из этниче­ского субстрата на­чи­на­ют вы­де­лять­ся пассио­нар­ные осо­би, которые соз­дают консорции - группы  лю­дей,  свя­зан­ных  ме­ж­ду  со­бой еди­ной це­лью и об­щей судь­бой. Наи­бо­лее ак­тив­ные пас­сио­на­рии воз­глав­ля­ют вла­стные струк­ту­ры,  спо­соб­ст­вую­щие объединению эт­но­са  в мощ­ную  дис­циплини­ро­ванную  ор­га­ни­за­цию  для  ре­ше­ния общих за­дач возникаю­щего об­ще­ст­ва.  В сре­ду все­го эт­но­са  на­чи­на­ет  про­ни­кать чув­ст­во един­ства.  Ано­ним­ный  пер­сид­ский  ав­тор X в.  в со­чи­не­нии “Ху­дуд ал Алем” (“Пре­де­лы ми­ра”) о бул­га­рах пи­сал:  “Их три груп­пы:  бах­ду­ла,  иш­киль и бул­гар; все на­хо­дят­ся в вой­не друг с дру­гом;  ко­гда же по­яв­ля­ет­ся враг,  они ста­но­вят­ся друг дру­гу друзь­я­ми”.[13]

Имен­но на Сред­ней Вол­ге бул­га­ры окон­ча­тель­но по­рва­ли со сво­им тра­ди­ци­он­ным бы­том - ко­че­вым хо­зяй­ст­вом. У них вы­ра­бо­тал­ся но­вый  сте­рео­тип по­ве­де­ния,  поя­ви­лась но­вая эт­ни­че­ская до­ми­нан­та - соз­да­ние но­вой жиз­ни на но­вых зем­лях  на  ос­но­ве  но­вых  ду­хов­ных цен­но­стей, свя­зан­ных с ис­ла­мом. Та­ким об­ра­зом, у бул­гар ук­ре­п­ля­ет­ся этноноо­сфера,  ко­то­рая за­хва­ты­ва­ет мыс­ли и чув­ст­ва боль­шин­ст­ва чле­нов эт­но­са - от ря­до­во­го зем­ле­дель­ца до ха­на.  Имен­но фа­зе подъ­е­ма эт­но­ге­не­за  бул­гар  со­от­вет­ст­ву­ют  сло­ва  Ма­су­ди,  автора X в., ска­зан­ные о них: “Булгаpе со­став­ля­ют ве­ли­кий, мо­гу­ще­ст­вен­ный  и  храбрый народ, который под­чи­нил се­бе все со­сед­ние народы”[14].  первые све­де­­ния о булгарах, поя­вив­шие­ся в X в. в со­чи­не­ни­ях аpабо-пеpсидских авторов, говорят о том, что у них за­кон­чил­ся ин­ку­ба­ци­он­ный период фа­зы подъ­е­ма и на­чал­ся яв­ный период той же фа­зы, который продлился весь X в.

Информация о работе Волжская булгария