Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:16, реферат
В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное. Но попробуем взглянуть на мышление системно. Системный метод при правильном его понимании и применении даёт удивительно жизнеспособные теоретические плоды, находящие скорое практическое применение.
Чем же отличается "мышление
теоретическое" от "мышления практического"?
– У меня складывается впечатление,
что технологически, принципиально,
эти мышления ничем не отличаются
одно от другого. Цели у них разные.
Обстоятельства достижения целей разные.
Зато вся технология такая же, как
в научном методе. Поэтому выделять
их как особые виды мышления мне
представляется неправильным. Скорее,
надо различать теоретическую и
практическую деятельности . Первая деятельность
направлена на создание целостных систем
описания действительности, вторая –
на преобразование этой действительности.
Они взаимно дополняемы: в ходе
деятельности возникают затруднения,
вызванные неполнотой представления
деятеля о действительности. Деятель
может сам попытаться решить затруднения,
а может доверить поиск решения
исследователям, испытателям, теоретикам.
Проведя свою работу, они выдадут
в итоге новое, более полное описание
действительности, с помощью которого
будет легко найти выход из
затруднения. Не исключено, что теоретики
сразу предложат верное решение,
поскольку данная сторона действительности
может оказаться ими уже
Теперь углубимся в исследование процесса творчества.
"Когда-то — мы едва
обратили на это внимание —
в нашу мысль запал слабый
зародыш, начался период его
медленного созревания, он жил
как бы подспудно, долго
В его тайник проникают
впечатления обыденные и
Здесь нет разницы между писателем и философом, художником и ученым. Вместо того чтобы повторять избитую истор ию о я блоке Ньютона, стоит привести гораздо менее известный, но, может быть, гораздо более поучительный пример из жизни великого математика Анри Пуанкаре. В течение многих месяцев он тщетно искал определенную формулу, неустанно думал о ней. Наконец, так и не найдя решения, совершенно забыл о ней и занялся чем-то другим. Прошло много времени, и вдруг однажды утром он, будто подброшенный пружиной, быстро встал из-за стола, подошел к бюро и сразу же написал эту формулу не задумываясь, словно списал ее с доски. Таким же образом и на писателей нисходят, как бы осеняют их долго не поддававшиеся развязки драм, романов, новелл, в мгновенной вспышке проясняются характеры и судьбы персонажей, отыскиваются долго и напрасно искавшиеся строки, как те, что Жан Мореас , стоя под уличным фонарем, дрожащими пальцами записывал на коробке из-под папирос. Гёте рассказывает во вступлении к “Вечному жиду”, как он около полуночи словно безумный вскочил с постели, как его внезапно захватила жажда воспеть эту загадочную личность. И в данном случае, наверное, было то же, что и во всех ему подобных: поэт годами носил в себе тон, настроение баллады, прежде чем она вылилась у него в стихи. И вот каким сравнением заканчивает Гёте рассказ об этом переживании: “Мы только складываем поленья для костра и стараемся, чтобы они были сухими, а когда наступит урочный час, костер вспыхнет сам — к немалому нашему удивлению”.
Эти “неожиданности души” неодинаковы по силе и продолжительности: от кратких вспышек, освещающих на мгновение лишь одну мысль или частицу образа, и до великих, многое охватывающих открытий. В последнем случае выступает на поверхность значительная часть подсознательного, и это оказывается потрясением огромной силы, вроде тектонических катастроф, когда из глубин океана появляются острова и становятся новой отчизной растений, животных и людей. ( Парандовский Я. Алхимия слова. М. "Правда". 1990, с.106)"
Для описания последовательных
шагов в осуществлении
Зародыши же эти берутся
в недрах абстрактно-дробного мышления,
которое строит образ действительности,
и, на него опираясь, с ней взаимодействует.
И этот образ несомненно беднее самой
действительности, в нём имеются
неоправданные обобщения и
Возникает желание понять:
в чём же тут дело? Так начинается
сбор материала, касающегося неожиданно
представшей стороны
Понятно, что стадия "гусеницы" соответствует работе конкретно-дробного мышления. Собираются факты, впечатления, мнения и прочий "материал", который послужит сырьём для построения образа той части действительности, что так озадачила этого художника. Какой же зуд заставляет его метаться в поисках впечатлений, что не даёт ему покоя? В каком психическом состоянии он пребывает? Когда непонимание только увеличивается от обилия новых сведений, лишь разнообразные проявления воли могут ему помочь. Тут и упорство, и выдержка, и целеустремлённость. Есть, конечно, и познавательная страсть, и жажда самовыражения, но на стадии "гусеницы" нет ещё никакой уверенности в успехе дела. Так что тут происходит педантичный, упорный сбор впечатлений, сведений и прочих фактов, не взирая на всякие скуки, печали, хандры, уныния и прочее подобное. Хотя, надо признать, немалое количество людей и прочих существ, на этой стадии останавливаются. И эта сторона действительности так и остаётся для них "тёмной".
Но однажды наступает пресыщение сбором материала. Безразличие какое-то делается. Так происходит переход от стадии "гусеницы" к стадии "куколки". Конкретно-целостное мышление выходит на передний план. Переработка собранного сырья набирает ход. Поначалу она бывает незаметной. Но, чем ближе к завершению стадия вынашивания (инкубации, преображения, перестройки, созревания), тем чаще возникают приливы непонятного предчувствия, предвкушения, трепетного восторга. "Вдохновение" – это творческое возбуждение, такое психическое состояние, которое способствует ускорению мышления. Состояние вдохновения может быть длительным. Вдохновение возникает во время перехода от стадии "куколки" к стадии "имаго". Слово "озарение" означает переживание, сопутствующее самому открытию, оно разовое, итоговое. И длительным не бывает. Зато по силе может превзойти все другие переживания. Само это состояние ликования есть достойная награда за преодоление всех трудностей на пути к успеху. Наверно, где-то здесь, как частный случай мышления творческого, присутствует мышление наглядно-образное (а, ведь есть образы и слуховые, и осязательные, и прочие). Куда пристроить "интуитивное" мышление? Более всего с ним можно отождествить конкретно-целостное мышление.
Надо ещё учитывать, что мышление не ограничивается в каждую единицу времени решением только какого-то одного вопроса. Множество вопросов одновременно пребывают в нём на разных стадиях решения: одни только возникли, другие вот-вот получат решение, третьи застряли на стадии сбора сведений и т.д. Особенно интересно бывает в случаях, когда много вопросов созревают одновременно, или почти одновременно. Озарения фонтанируют!
Попробуем, пока предварительно,
бегло, выстроить ряд творческих
деятельностей. За основу классификации
возьмём признак "самовыражения".
Чем меньше связан творец с ограничениями
действительности, в рамках которой
происходит его творчество, тем больше
возможностей для самовыражения
он имеет. Творчество исследователя (учёного)
от творчества художника (композитора,
архитектора, писателя, артиста и
т.п.) отличается тем, что исследователь
стремится познать
Исследователь познаёт объективную
действительность. В своих творениях
он старается донести до потребителей
суть, голую суть, извлечённую им
из нагромождения явлений
Творчество учителя состоит в умении найти подход к каждому ученику и так преподнести ему учебный материал, чтобы он его правильно понял, надолго запомнил и, самое главно е( !!!), добровольно захотел бы узнать ещё. Если учитель творчески относится к своему делу, то он будет активно конкретно-дробно искать всё новые и новые особенности учеников, он будет стремиться к правильному осмыслению обнаруживаемых особенностей, он будет непрестанно пополнять свой опыт и постоянно проверять практически свои догадки.
Думаю, сказанного достаточно для того, чтобы составить представление о творческом подходе к делу. Творческий человек отличается сознательным настроем на поиск нового, необычного, нестандартного с целью создания всё более точного, достоверного образа той части действительности, где протекает его деятельность. Для этого надо обладать как соответствующими способностями, так и сильной познавательной мотивацией. Кроме того, личность должна быть развитой настолько, чтобы ей было ЧТО сказать (творчески себя выразить). Это не оригинальничание во что бы то ни стало, а создание чего-то такого, что ранее он не создавал (в масштабах, разумеется, разных).
Обратите внимание! Технологически различия между этими видами творчества ничтожны. Механизм везде одинаковый. Зато цели разные. Сырьё разное. Продукты поэтому тоже разные. Сырьём для художника являются жизненные впечатления, которые должны оживить идею (замысел), наполнить её образным содержанием. Когда образ созрел и родился, возникает задача воплощения его в какой-то форме, в каком-то материале. В зависимости от специализации художника это может быть пьеса; скульптура; дом со всякими завитушками; песня; повесть; картина и т.д. Они и будут продуктами художественного творчества.
Для исследователя сырьём
являются научные факты. Чтобы их
получить он наблюдает за действительностью,
задаёт ей вопросы с помощью всевозможных
опытов. Из полученных фактов строится
затем образ исследуемой части
действительности. Этот образ сопоставляется
с образами, добытыми другими исследователями.
В итоге такой работы выстраивается
концепция, теория или что-то подобное,
обобщённо описывающее бытиё
исследованной части
А что такое "мастерство", "профессионализм"? То, что непрофессионал делает долго и плохо, профессионал делает быстро и с высоким качеством. Профессионал работает эффективно, производительно. Но почему???!!! Есть подозрение, что за время своей карьеры он прокрутил огромное количество творческих циклов мышления, попутно решив много проблем. Теперь он настолько хорошо знает своё дело, что обходится одним только абстрактно-дробным мышлением, которое в таких случаях оказывается необычайно автоматизированным. Это означает, что у профессионала деятельность построена из большого количества тщательно отработанных и хорошо взаимно пригнанных навыков. Т.е. он работает почти не задумываясь, как машина. К примеру, овладев навыками ходьбы, люди могут идти и о чём-то разговаривать. Только какое-то неожиданное препятствие может вынудить их задуматься о том, как надо ставить ноги, чтобы это препятствие преодолеть. Делая что-то простое автоматически мы, тем самым, освобождаем мышление для решения каких-то действительно сложных проблем.