Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:16, реферат
В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное. Но попробуем взглянуть на мышление системно. Системный метод при правильном его понимании и применении даёт удивительно жизнеспособные теоретические плоды, находящие скорое практическое применение.
Абстрактно-целостное мышление
отвлекается от непосредственного
опыта, оно обезличенное и можно
с полным основанием говорить об объект-объектной
позиции познающего (я - объект, предмет
познания - объект). В сравнении с
другими видами мышления – у этого
есть развитый синтаксис. Его задача
- обобщение достигнутого конкретно-целостным
мышлением, обезличивание, формализация
чужого и своего опыта. Отвлечение от
частностей, от несущественного . Выявление
закономерностей и выведение
из них законов. Включение новых
смыслов в ткань сложившихся
представлений, проверка их на непротиворечивость
логическим законам. Выработка целостного
представления о
Всевозможные классификации и систематизации производятся с помощью именно этого вида мышления. Абстрактно-целостное мышление в своём развитом состоянии - это мир суждений и умозаключений, мир законов и целостных, внутренне непротиворечивых систем законов, где всё причинно обусловлено , где нет места личному произволу. Это мир кристальной чистоты и ясности. Абстрактно-целостное мышление обращено в вечное время . Звучит это, может быть, и непривычно, зато по существу. Вечное, оно же неизменное в любых обстоятельствах, одно только может содержать в себе абсолютные законы. Во всяком случае, мировоззрения вырабатываются тут.
Однако , есть тут соблазн уйти в отрыв от действительности, увлечься формулами и сочетаниями формул, когда уже непонятно что же они отражают и чему соответствуют.
Абстрактно-дробное мышление
имеет дело с понятными вещами,
оно относится к предметам, как
к простым, известным, обычным. Это
уже позиция я - субъект, предмет
использования - объект (о предмете
познания речи уже нет - он считается
давно познанным). Это последняя
стадия освоения действительности от
её первоначально полного
Абстрактно-дробное мышление разворачивается в простом и понятном мире. Здесь не возникает необходимости вникать в суть явлений, докапываться до корней, достаточно бывает инструкции по эксплуатации: что куда подсоединить, что во что загрузить и на что потом нажать, чтобы всё это заработало. Это мышление алгоритмическое, технологическое, прикладное, прагматическое. Абстрактно-дробное мышление – это неосознаваемое, автоматическое мышление, сопутствующее привычным ежедневным делам. Приверженцы абстрактно-дробного подхода к действительности избегают сложностей и запутанностей, стремятся не столько к ясности, сколько к простоте. И сильно расстраиваются, если мир оказывается сложней, чем им хочется.
Здесь осуществляется взаимодействие
системы представлений о
Будни и праздники мышления
Разумеется, что тот, кто
самостоятельно прошёл путь от полного
непонимания какого-то явления до
его полного покорения (хотя бы в
той степени, которая его вполне
устраивает), лучше может с ним
управляться, чем тот, кто это
явление освоил абстрактно: по учебникам
да по чьим-то рассказам. К примеру,
большинство людей пользуются бытовой
техникой, не очень-то вникая в её устройство,
и если что сломается, обращаются
к специалистам. Рядовые пользователи
даже простенькую инструкцию по эксплуатации
далеко не всегда прочитывают. Их представления
о принципах работы бытовой техники
весьма поверхностны . О многих явлениях
действительности мы за свою жизнь
так и не получаем сколько-нибудь
чёткого представления, не имея времени,
сил, средств, для их исследования, а,
главное, не имея интереса к этим явлениям,
так и оставаясь в лоне грубо
категоричных абстрактно-дробных схем.
Если такое отношение к
Люди так и предупреждают друг друга: "Не расстраивайте меня, не рассказывайте ничего плохого!", "Не портите мне настроение!". Оказывается приятней жить в самодельном фантастическом мире, полагая, что он уютен и прочен, чем сталкиваться ежечасно с его противоречиями.
Все это можно свести в таблицу (см. далее).
Переработка информации проходит
через все эти виды мышления от
первоначального полного
Из этих четырёх видов мышления самым осознанным надо признать конкретно-дробное мышление. В его ведении состоят все наблюдения и самонаблюдения ( саморефлексии ). Это оно любой вывод кидается перепроверять. Абстрактно-целостное мышление оказывается наиболее последовательным и уравновешенным. С его помощью строятся всевозможные планы и проекты. Наиболее таинственным, непредсказуемым оказывается мышление конкретно-целостное. Им очень трудно управлять, но в его недрах рождаются как великие художественные образы, так и великие научные абстракции. Абстрактно-дробное мышление является самым автоматическим. Вследствие этого оно и самое быстрое.
Для облегчения понимания
сказанного выше (а мой личный опыт
подсказывает мне, что подавляющее
большинство читателей
Поскольку в предлагаемой
здесь концепции видов мышления
есть претензия на полноту описания
мышления как психического явления,
с её позиций должны быть удовлетворительно
объяснены уже открытые стихийно-эмпирически
и описанные в науке виды мышления.
Попытаемся найти соответствия между
упоминавшимися в начале статьи видами
мышления и видами здесь описанными.
Про конкретное и абстрактное
мышления, наверно, всё уже ясно:
два конкретных, два абстрактных.
На роль "наглядно-действенного",
скорей всего, может претендовать конкретно-дробное
мышление, занятое выпытыванием сведений.
Наиболее подходящим по описанию на роль
"обыденного" мышления претендует
абстрактно-дробное мышление. И то,
правильней было бы говорить не об "обыденном
мышлении", а об "обыденных представлениях"
о действительности. Личности консервативные,
не творческие, в таком случае, оказываются
приклеенными к абстрактно-дробному
мышлению. Познавательная мотивация, если
так можно сказать, "эмоционально
финансирует мышление". А у
них либо слабая разрешающая способность
восприятия, либо слабая познавательная
мотивация, и потому различия между
предметами и явлениями ими или
не замечаются вовсе, или признаются
несущественными. Они многое принимают
на веру, не озабочиваясь проверками доходящих
до них рассказов, слухов, сплетен. Это
мир расхожих представлений, само собой
разумеющихся норм и правил. Они
настолько любят свои привычные
стереотипы, что отказываются признать
очевиднейшие факты, если те нагло противоречат
их давно сложившимся
Можно уточнить теперь понятие
“научного метода (название "научное
мышление" мне представляется не
вполне научным)”, который состоит
в своевременном
1) Применение абстрактно-
2) Переход к конкретно-дробному
мышлению, выяснение всех, сопутствующих
проблеме, обстоятельств (нельзя
исключать даже самые
3) Конкретно-целостное мышление
включается в работу по мере
накопления новых данных и
происходит подспудно ещё во
время работы конкретно-
4) Итог данного частного
случая каталогизируется
5) Полученные формулы
6) Эти формализованные
знания берёт к применению
абстрактно-дробное мышление, оно
предполагает, что мир (действительность,
мироздание, вселенная) или, хотя
бы, часть мира, какой-нибудь класс
предметов, подчиняются
Люди с большой познавательной потребностью не ждут проблем, для того, чтобы включить своё конкретно-дробное мышление. Они их ищут, ими владеет страстная жажда познания. Но мало иметь познавательную страсть, надо ещё, чтобы ей сопутствовали развитые умственные способности, которые надо понимать как способности, прежде всего к интенсивному многомерному мышлению . Причём, наиболее важным надо признать конкретно-целостное мышление, порождающее качественно новые смыслы , которые потом используются другими видами мышления. Конечно же, отчуждённые виды мышления тоже нужны и важны, но они оперируют только количественными величинами , тем, что уже известно. Конкретно-дробное мышление тоже долго бы плутало “среди деревьев ища лес”, если бы не подсказки конкретно-целостного мышления.
По-видимому, в научном
методе должны быть обязательно представлены
первые два вида мышления, именно с
их помощью делаются открытия. Третий
вид необходим для создания теории,
для обобщения частных выводов
и результатов. Наличие хорошо структурированной
теории непротиворечиво обобщающей
факты, свидетельствует о развитости
науки. Если представление оправдывается
в ходе деятельности, то в течение
какого-то времени оно будет считаться
правильным, пока не будут найдены
факты, ему явно противоречащие. Практические
деятели принимают на веру изложенные
в теории представления о