Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:16, реферат
В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное. Но попробуем взглянуть на мышление системно. Системный метод при правильном его понимании и применении даёт удивительно жизнеспособные теоретические плоды, находящие скорое практическое применение.
Назначение мышления
В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное. Но попробуем взглянуть на мышление системно. Системный метод при правильном его понимании и применении даёт удивительно жизнеспособные теоретические плоды, находящие скорое практическое применение. В данной статье я хочу поделиться своими выводами, полученными как раз с помощью системного метода.
Итак, представим себе некую открытую систему (ОС). У неё есть внутренняя среда , выделенная из окружающей её внешней среды . Вокруг есть примерно равные ей по размерам системы, наряду с ней входящие в состав, объединяющей их, сверхсистемы , т.е. системы высшего уровня. Среди этих ОС можно выделить как системы пассивные , так и активные . Первые примитивны, предсказуемы, одинаковы, вторые самостоятельны, непредсказуемы, уникальны. Системы пассивные назовём объектами , активные - субъектами .
Внутренняя среда ОС уязвима,
она может жить и процветать только
в благоприятных условиях, для
чего ей жизненно необходимо различать
полезное и опасное, а научившись
различать - стремиться к первому
и избегать второго. Так вот, психику
можно рассматривать как
События и знаки
Предлагаемая здесь вниманию публики точка зрения на виды мышления сложилась у меня после попыток системно выстроить факты, так или иначе связанные с мышлением. Многочисленные подходы и концепции мышления, встреченные в литературных источниках, не столько проясняли, сколько запутывали и без того не простую проблему. Делать обзор всех этих концепций в данной статье полагаю нецелесообразным, поскольку задачу свою вижу в другом: мне бы хотелось поделиться выводами, к которым я пришёл, исследуя мышление. Скажу только, что само мышление меня интересовало больше, чем изучение мнений о нём. Из-за этого я не стал прочёсывать всё Мироздание в поисках чего-то похожего на выводы, к каким я пришёл в итоге своих изысканий. Потому буду благодарен широко эрудированным читателям, если они укажут мне на какие-либо работы, в которых получаются такие же выводы (в смысле – укажут на предшественников). Здесь я не касаюсь вопроса о возникновении и становлении процессов мышления как в онтогенезе, так и в филогенезе. Для рассмотрения берётся человеческое мышление в том состоянии, в каком оно пребывает на рубеже 20 – 21-го веков. Это статический, поперечный, срез (если под продольным и динамическим понимать срез исторический). Для оживления изложения я не стал прибегать к слишком уж научному языку и прошу читателей академического склада не придираться сильно к, имеющей здесь место, антропоморфизации видов мышления.
Надо ли говорить, что мышление
есть процесс переработки информации
? Но что же представляет из себя информация?
Придётся углубиться в изучение сего
предмета. Итак, в действительности,
частями которой мы с вами изволим
быть, есть причины и порождённые
ими следствия . Например, усиливающееся
дрожание рельсов свидетельствует
о приближении поезда. Ослабевающее
дрожание рельсов указывает на то,
что поезд удаляется. Причина
дрожания – движение поезда по рельсам
(непосредственное взаимодействие). Усиление
или ослабление дрожания указывают
на направление его движения относительно
точки отсчёта. Причём в этой точке
рельсы будут дрожать независимо
от наличия на этом месте наблюдателя.
Царапины на колёсах и рельсах
свидетельствуют об их непосредственном
взаимодействии. Так что можно
говорить о двух видах взаимодействий:
непосредственных и опосредованных:
поезд и рельсы взаимодействуют
непосредственно , а тот (субъект, объект
ли), кто воспринимает дрожание рельсов,
взаимодействует с поездом
Итак, каждое событие , происходящее в настоящем времени, иначе говоря, каждое взаимодействие между какими-либо открытыми системами, порождает знаки : обращённые в прошлое следы и обращённые в будущее вести . Если весть - это некий всплеск, который не имеет длительного бытия (в сравнении с самим событием), то след - метка, отпечаток, остаётся на провзаимодействовавших объектах навсегда (в данном случае на рельсах и колёсах поезда).
Иногда события опережают
свои вести: сверхзвуковой самолёт
опережает порождённую им звуковую
волну. Ничем не предвещаемые события
вполне можно назвать чудесными
: так не бывает, а, тем не менее, происходит.
Но для этого нужно иметь уже
каких-то разумных существ в качестве
наблюдателей, кому удивляться было чтоб.
Эти существа (те самые субъекты
или активные ОС) при встрече со
следами и вестями, а, также, непосредственно
взаимодействуя с явлениями действительности,
создают каждый свой уникальный образ
действительности. Чтобы взаимодействовать
с себе подобными слаженно, продуктивно,
успешно, им приходится как-то договариваться
по поводу устройства действительности
и своих совместных в ней действий.
Тут-то и становятся им необходимыми
символы – заместители событий,
следов и вестей. В таком случае
буквы оказываются
Знаки имеют свои значения
. Так, определённый ряд вмятин в
почве (след), в зависимости от их
формы, свежести и глубины, может
иметь разное значение для разных
индивидов с этим знаком встретившихся.
Во-первых, вмятины можно либо заметить,
либо не заметить. А, заметив, можно
придать им значение, или не придать.
А, если и решат придать значение,
то каждый придаст своё ("Здесь
вчера прошёл медведь!" – "Не вчера,
а только что! И не медведь, а лось!").
Такие разночтения уже
Для классификации видов
мышления в предлагаемой вниманию читателей
концепции используются понятия
собственного и отчуждённого опыта.
Собственный опыт индивида складывается
при его непосредственном взаимодействии
с явлениями действительности. Отчуждённый
опыт образуется как итог обобщения
конкретного опыта (своего и чужого).
Поэтому собственный опыт всегда
конкретен (самостоятельно получен
во вполне определённых обстоятельствах
с помощью собственных органов
восприятия). Конкретность эта запечатлевается
в образах памяти индивида, которые
складываются из его собственных
жизненных впечатлений, и потому
являются для него авторитетными ("Я
это своими ушами слышал!"). Образ
– это след отпечаток, слепок, возникающий
в памяти индивида при его непосредственном
взаимодействии с действительностью.
Отчуждённый опыт всегда абстрактен
(получен опосредованно, через осмысление,
освоение, интериоризацию текстов (в
широком смысле этого слова), составленных
как самим индивидом на основе
множества похожих событий
Что же мы выяснили? Единицей
информации является знак . Информация
объективна в том смысле, что независимо
от наличия наблюдателей всякая причина
порождает свои следствия, и, следовательно,
всякое событие порождает свои знаки.
Информация становится субъективной после
присвоения каким-либо субъектом значения
знаку. Мышление оперирует не столько
знаками, сколько их значениями. Знак
без значения не содержит субъективной
информации и в таком виде бесполезен
для субъекта. Такие знаки, как
следы и вести, являются носителями
объективных значений, поскольку
имманентно сопутствуют явлениям. Через
их освоение с помощью мышления субъект
получает конкретное представление
о действительности в виде соответствующих
образов. Вычленяя из образов общие
для них всех свойства, мышление
строит иерархию понятий, которая должна
соответствовать объективным
Виды мышления
Рассмотрим теперь виды мышления.
Конкретно-дробное мышление включается
в работу при встрече с чем-то
необычным, непонятным, сложным, новым,
непривычным. Если применить здесь
понятия субъект и объе кт к
пр едмету познания, то можно сказать,
что познающий принимает здесь
позицию объекта (я - объект, предмет
познания - субъект). Т.е. предполагается,
что познаваемая
Можно сказать, что конкретно-дробное мышление обращено в будущее , поскольку имеет дело с тем, что ещё неизвестно, что только может произойти. Это упреждающее мышление. Оно собирает и собирает впечатления, сведения, мнения в расчёте, что когда в будущем что-то такое понадобится, то оно уже будет под рукой. Это мышление, среди всех видов мышления, выполняет роль критика . Всякое утверждение оно встречает вопросом: А так ли это в действительности? И предлагает не решение, нет, это было бы слишком поспешно и самонадеянно, а только другую точку зрения, другой ракурс восприятия. Как-то так получилось, что слово "критиковать" почти всегда означает "громить". Вообще-то, критиковать – это значит указывать на слабые места.
Однако есть риск за деревьями не увидеть леса, утонуть в море фактов.
Когда новое явление всесторонне
исследовано, оно получает место
в представлении познающего существа,
оно становится понятным в результате
интенсивной переработки
Конкретно-целостное мышление
сопровождается особыми переживаниями:
ощущением полноты, достаточности
имеющихся фактов; ощущением того,
что нечто внутри зреет, развивается;
предвкушением открытия, понимания,
постижения. И вот предмет познания
оказывается познанным. Он уже не
чужд познающему , который породнился
с ним, пока размышлял о нём
и наблюдал за ним (я - субъект, предмет
познания - субъект). Завершение кристаллизации
сопровождается эйфорическим настроением,
ликованием: “Ага! Так вот оно
что!” Продукт конкретно-