Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:34, реферат
Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Введение…………………………………………....стр.3
Утопии……………………………………………...стр.3
Т.Мор……………………………………………….стр.4
Т.Кампанелла……………………………………....стр.8
Антиутопии………………………………………...стр.11
Е. Замятин………………………………………….стр.12
О. Хаксли…………………………………………..стр.14
Заключение………………………………………...стр.15
Олдос Леонард Хаксли — английский писатель. Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир».
На
страницах романа описывается мир
далёкого будущего (действие происходит
в Лондоне), в котором люди выращиваются
на специальных заводах-
В этом обществе нет места чувствам, и считается неприличным не иметь регулярных половых контактов с разными партнёрами (основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным»), однако беременность считается страшнейшим позором. Люди в этом «Мировом Государстве» не стареют, хотя средняя продолжительность жизни – 60 лет. Регулярно, чтобы всегда иметь хорошее настроение, они употребляют наркотик «сому», у которого нет негативных действий («сомы грамм – и нету драм»). Богом же в этом мире является Генри Форд, его так и называют – «Господь наш Форд», а летоисчисление идёт от создания автомобиля «Форд T», то есть с 1908 года н. э. (в романе действие происходит в 632 году «эры стабильности», то есть в 2540 году н. э.).
Писатель показывает жизнь людей в этом мире. Главные герои – люди, которые не могут вписаться в общество – Бернард Маркс (представитель высшего класса, альфа-плюсовик), его друг успешный инакомыслящий Гельмгольц и дикарь Джон из индейской резервации, которые всю жизнь мечтал попасть в прекрасный мир, где все счастливы.
"О дивный новый мир" - это книга о будущем, и, каковы бы ни были ее
художественные или философские качества, книга о будущем способна
интересовать, только если содержащиеся в ней предвидения склонны
осуществиться.
Попытки построения «нового общества» подверглись беспощадному осмеянию в классических антиутопиях другого британца — Джорджа Оруэлла. Место действия повести «Скотный двор» (1945) — ферма, где «угнетенные» животные под руководством свиней изгоняют хозяев. Итог — после неизбежного развала власть переходит к жестокому диктатору. В романе «1984» (1948) показан мир недалекого будущего, разделенный тремя тоталитарными империями, которые находятся друг с другом в весьма неустойчивых отношениях. Герой романа — обитатель Океании, где восторжествовал английский социализм и жители находятся под неусыпным контролем спецслужб. Особое значение имеет искусственно созданный «новояз», воспитывающий в людях абсолютный конформизм. Любая партийная директива считается истиной в последней инстанции, даже если противоречит здравому смыслу: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», «Незнание — сила». Роман Оруэлла не утратил актуальности и сейчас: «политкорректная диктатура» общества побеждающего глобализма в идеологическом отношении не так уж сильно отличается от нарисованной здесь картины.
Более современный роман Уэльбека «Элементарные частицы», в котором автор предлагает по-иному взглянуть на человеческую сексуальность и тот культ, в который превратилось молодое, здоровое и красивое тело в современном обществе. Масс-медиа давно внушили истину: если ты обладаешь таким телом – ты хозяин этого мира, нет – влачишь жалкое существование, прозябая у подножия социальной пирамиды. Мнение Уэльбека иное: он предлагает общество, в котором отмирает мотив секса, поскольку люди обретают способность, благодаря открытию ученого, жить практически вечно и, следовательно, тяга к размножению затухает. На повестку дня выходят совсем иные интересы и ценности.
Или вот как описывает общество будущего Сол Беллоу в романе «Планета мистера Сэммлера» (сам роман – не утопический): «Человек будущего, грандиозная личность красивого зеленого цвета, с рукой, развившейся в набор универсальных инструментов, приборов точных и тонких, с указательным и большим пальцами, способными передать тысячи фунтов давления. Каждый разум превратится в часть замечательного аналитического организма… Раса полубессмертных гигантов, наших зеленых потомков, нашего роду и племени, неизбежно несущих в себе обрывки и остатки наших огорчительных странностей, так же, как и силу нашего духа».
Если раньше утопии видели своей целью лишь устройство общества, то ныне к этому присоединилось еще одно важное условие: бессмертие. Какой толк от идеального устройства, если в нем царит смерть? Тема бессмертия (с его критикой как естественного зла) оригинально трактуется в романе Хаксли «О, дивный новый мир», где сопряжена с вырождением человека (продление жизни человека вызывает в нем все большее развертывание программы «взросления», т.е. приближения по стандартам к облику обезьяны, и превращения в конце концов в монстра).
Утопия и антиутопия становятся часто неразлучными спутниками, как добро-зло, жизнь-смерть.
Антиутопические
романы, в общем-то, не выдумывают новых
идей и концепций, они просто имитируют
жизнь в ее наиболее драматических и трагических
изломах. Поэтому их успех огромен. К тому
же, антиутопию и критиковать то не за
что: ведь автор ничего и не предлагает.
Заключение
Что
ждет нас в будущем? По какому пути
пойдет человечество? Возможно, люди, наконец,
научатся на ошибках прошлых поколений
и построят совершенное общество.
Или изберут пагубный путь, сделав
жизнь отдельного человека абсолютно
невыносимой. Фантасты не раз пробовали
найти ответы, создавали вымышленные миры,
в которых находило отражение и светлое
будущее и , наоборот, ужасающая действительность.
Писатели пытались предсказать развитие
человеческого общества, одним это удавалось,
другим – частично, но в любом случае эти
произведения заслуживают внимания, изучения,
так как эти выдающиеся писатели и мыслители
отражали в своих произведениях надежды
и страхи общества, в котором жили.
Что могло способствовать развитию утопической и противоположной ей, антиутопической мысли? Конечно, истоки лежали в развитии общества во времена Мора и Капанеллы. В жизни Англии начала XVI и Италии начала XVII веков были существенные черты сходства. После бурного развития мануфактур, когда Италия являлась самой передовой страной Европы, и передовой не только в экономике, наступило время упадка. Ориентация на внешний рынок оказалась роковой: великие географические открытия и господство турок на востоке Средиземного моря привели к перемещению основных торговых путей и жестокому экономическому кризису. Как в Англии во времена ”огораживании”, хотя и по другой причине, тысячи людей - ремесленников, мелких торговцев, работников мануфактур - не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало от варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества. Техническое развитие зашло в тупик, а между тем творческая деятельность людей науки продолжалась, и это приводило к оппозиционности интеллигенции. И в этих условиях утопизм, как мечтание о разрубленном гордиевом узле гибельных обстоятельств, был неизбежен.
Ранние
социалисты-утописты Мор и Кампанелла
сделали большой вклад в
Казалось
бы, что для всех людей и всех времен
это царство будущего должно рисоваться
одинаковым, но в действительности этого
никогда не было и не будет. Не только каждая
эпоха имела свою утопию, свою утопию имеет
каждый народ, даже больше - каждый мыслящий
человек. Сейчас утопия, конечно, не так
востребована как ранее, сейчас существуя
в виде современной фантастики.
Антиутопия
же Ныне продолжает оставаться востребованным
направлением, во многом смыкаясь с
политической фантастикой. Ведь западное
общество, несмотря на глянцевый блеск,
далеко от совершенства, а перспективы
его развития вызывают обоснованную тревогу.
Особенно в Америке особый всплеск интереса
к антиутопиям наступил после событий
11 сентября, когда под предлогом борьбы
с террористами правительство повело
наступление на права граждан. Уже лет
пять из списков американских бестселлеров
не исчезают книги Оруэлла, Хаксли, Брэдбери,
Берджесса. Их страхи оказались небеспочвенны...
Список
используемой литературы:
1.Соколов В.В. «Европейская философия 15-17вв. » -М.,1984г.
2.Философский энциклопедический словарь, -М., 1983г.
3.Штекли А.Э. «Утопия» Томаса Мора и социалистическая мысль».- Коммунист, 1978 №8
4.Волгин В. П. Коммунистическая утопия Кампанеллы.
5.Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: «Наука», 1978.
6.Барулин В.С. Социальная философия 1993
Информация о работе Утопии и антиутопии: надежда и страх человечества