Утопии и антиутопии: надежда и страх человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Содержание

Введение…………………………………………....стр.3
Утопии……………………………………………...стр.3
Т.Мор……………………………………………….стр.4
Т.Кампанелла……………………………………....стр.8
Антиутопии………………………………………...стр.11
Е. Замятин………………………………………….стр.12
О. Хаксли…………………………………………..стр.14
Заключение………………………………………...стр.15

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

      Олдос Леонард Хаксли  — английский писатель. Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир».

     На  страницах романа описывается мир  далёкого будущего (действие происходит в Лондоне), в котором люди выращиваются на специальных заводах-эмбрионариумах и заранее (воздействием на эмбрион  на различных стадиях развития) поделены на пять различных по умственным и физическим способностям каст, которые выполняют разную работу. От «альф» – крепких и красивых работников умственного труда до «эпсилонов» – полукретинов, которым доступна только самая простая физическая работа. В зависимости от касты младенцы воспитываются по-разному. Так, с помощью гипнопедии, у каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определённого цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы – в зелёном, дельты – в хаки, эпсилоны – в чёрном.

     В этом обществе нет места чувствам, и считается неприличным не иметь  регулярных половых контактов с  разными партнёрами (основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным»), однако беременность считается страшнейшим позором. Люди в этом «Мировом Государстве» не стареют, хотя средняя продолжительность жизни – 60 лет. Регулярно, чтобы всегда иметь хорошее настроение, они употребляют наркотик «сому», у которого нет негативных действий («сомы грамм – и нету драм»). Богом же в этом мире является Генри Форд, его так и называют – «Господь наш Форд», а летоисчисление идёт от создания автомобиля «Форд T», то есть с 1908 года н. э. (в романе действие происходит в 632 году «эры стабильности», то есть в 2540 году н. э.).

     Писатель  показывает жизнь людей в этом мире. Главные герои – люди, которые  не могут вписаться в общество – Бернард Маркс (представитель  высшего класса, альфа-плюсовик), его  друг успешный инакомыслящий Гельмгольц и дикарь Джон из индейской резервации, которые всю жизнь мечтал попасть в прекрасный мир, где все счастливы.

     "О  дивный новый мир" - это книга  о будущем, и, каковы бы ни  были ее

     художественные   или   философские   качества,  книга  о  будущем   способна

     интересовать,  только  если  содержащиеся  в  ней  предвидения  склонны

     осуществиться.

     Попытки построения «нового общества» подверглись  беспощадному осмеянию в классических антиутопиях другого британца —  Джорджа Оруэлла. Место действия повести «Скотный двор» (1945) — ферма, где «угнетенные» животные под руководством свиней изгоняют хозяев. Итог — после неизбежного развала власть переходит к жестокому диктатору. В романе «1984» (1948) показан мир недалекого будущего, разделенный тремя тоталитарными империями, которые находятся друг с другом в весьма неустойчивых отношениях. Герой романа — обитатель Океании, где восторжествовал английский социализм и жители находятся под неусыпным контролем спецслужб. Особое значение имеет искусственно созданный «новояз», воспитывающий в людях абсолютный конформизм. Любая партийная директива считается истиной в последней инстанции, даже если противоречит здравому смыслу: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», «Незнание — сила». Роман Оруэлла не утратил актуальности и сейчас: «политкорректная диктатура» общества побеждающего глобализма в идеологическом отношении не так уж сильно отличается от нарисованной здесь картины.

     Более современный роман Уэльбека «Элементарные частицы», в котором автор предлагает по-иному взглянуть на человеческую сексуальность и тот культ, в который превратилось молодое, здоровое и красивое тело в современном обществе. Масс-медиа давно внушили истину: если ты обладаешь таким телом – ты хозяин этого мира, нет – влачишь жалкое существование, прозябая у подножия социальной пирамиды. Мнение Уэльбека иное: он предлагает общество, в котором отмирает мотив секса, поскольку люди обретают способность, благодаря открытию ученого, жить практически вечно и, следовательно, тяга к размножению затухает. На повестку дня выходят совсем иные интересы и ценности.

     Или вот как описывает общество будущего Сол Беллоу в романе «Планета мистера Сэммлера» (сам роман – не утопический): «Человек будущего, грандиозная личность красивого зеленого цвета, с рукой, развившейся в набор универсальных инструментов, приборов точных и тонких, с указательным и большим пальцами, способными передать тысячи фунтов давления. Каждый разум превратится в часть замечательного аналитического организма… Раса полубессмертных гигантов, наших зеленых потомков, нашего роду и племени, неизбежно несущих в себе обрывки и остатки наших огорчительных странностей, так же, как и силу нашего духа».

     Если  раньше утопии видели своей целью  лишь устройство общества, то ныне к  этому присоединилось еще одно важное условие: бессмертие. Какой толк от идеального устройства, если в нем царит смерть? Тема бессмертия (с его критикой как естественного зла) оригинально трактуется в романе Хаксли «О, дивный новый мир», где сопряжена с вырождением человека (продление жизни человека вызывает в нем все большее развертывание программы «взросления», т.е. приближения по стандартам к облику обезьяны, и превращения в конце концов в монстра).

     Утопия  и антиутопия становятся часто неразлучными спутниками, как добро-зло, жизнь-смерть.

     Антиутопические романы, в общем-то, не выдумывают новых идей и концепций, они просто имитируют жизнь в ее наиболее драматических и трагических изломах. Поэтому их успех огромен. К тому же, антиутопию и критиковать то не за что: ведь автор ничего и не предлагает.  
 
 

Заключение 

     Что ждет нас в будущем? По какому пути пойдет человечество? Возможно, люди, наконец, научатся на ошибках прошлых поколений  и построят совершенное общество. Или изберут пагубный путь, сделав жизнь отдельного человека абсолютно  невыносимой. Фантасты не раз пробовали найти ответы, создавали вымышленные миры, в которых находило отражение и светлое будущее и , наоборот, ужасающая действительность. Писатели пытались предсказать развитие человеческого общества, одним это удавалось, другим – частично, но в любом случае эти произведения заслуживают внимания, изучения, так как эти выдающиеся писатели и мыслители отражали в своих произведениях надежды и страхи общества, в котором жили. 

     Что могло способствовать развитию утопической  и противоположной ей, антиутопической мысли? Конечно, истоки лежали в развитии общества во времена Мора и Капанеллы. В жизни Англии начала XVI и Италии начала XVII веков были существенные черты сходства. После бурного развития мануфактур, когда Италия являлась самой передовой страной Европы, и передовой не только в экономике, наступило время упадка. Ориентация на внешний рынок оказалась роковой: великие географические открытия и господство турок на востоке Средиземного моря привели к перемещению основных торговых путей и жестокому экономическому кризису. Как в Англии во времена ”огораживании”, хотя и по другой причине, тысячи людей - ремесленников, мелких торговцев, работников мануфактур - не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало от варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества. Техническое развитие зашло в тупик, а между тем творческая деятельность людей науки продолжалась, и это приводило к оппозиционности интеллигенции. И в этих условиях утопизм, как мечтание о разрубленном гордиевом узле гибельных обстоятельств, был неизбежен.

     Ранние  социалисты-утописты Мор и Кампанелла сделали большой вклад в развитие литературы не столько своими суждениями, сколько глубоким эстетическим смыслом  своих утопий. ”Я считаю,— писал  Томас Мор в ”Утопии”,— что  человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира”. На место религиозного идеала пассивности и смирения вместе с утопическим социализмом приходит новый идеал человека, который совершенствует себя и исправляет окружающий мир.

     Казалось  бы, что для всех людей и всех времен это царство будущего должно рисоваться одинаковым, но в действительности этого никогда не было и не будет. Не только каждая эпоха имела свою утопию, свою утопию имеет каждый народ, даже больше - каждый мыслящий человек. Сейчас утопия, конечно, не так востребована как ранее, сейчас существуя в виде современной фантастики. 

     Антиутопия  же Ныне продолжает оставаться востребованным направлением, во многом смыкаясь с  политической фантастикой. Ведь западное общество, несмотря на глянцевый блеск, далеко от совершенства, а перспективы его развития вызывают обоснованную тревогу. Особенно в Америке особый всплеск интереса к антиутопиям наступил после событий 11 сентября, когда под предлогом борьбы с террористами правительство повело наступление на права граждан. Уже лет пять из списков американских бестселлеров не исчезают книги Оруэлла, Хаксли, Брэдбери, Берджесса. Их страхи оказались небеспочвенны... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы: 
 

     1.Соколов В.В. «Европейская философия 15-17вв. » -М.,1984г.

     2.Философский энциклопедический словарь, -М., 1983г.

    3.Штекли А.Э. «Утопия» Томаса Мора и социалистическая мысль».- Коммунист,    1978 №8

      4.Волгин В. П. Коммунистическая утопия Кампанеллы.

      5.Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: «Наука», 1978.

            6.Барулин В.С. Социальная философия 1993

Информация о работе Утопии и антиутопии: надежда и страх человечества