Утопии и антиутопии: надежда и страх человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Содержание

Введение…………………………………………....стр.3
Утопии……………………………………………...стр.3
Т.Мор……………………………………………….стр.4
Т.Кампанелла……………………………………....стр.8
Антиутопии………………………………………...стр.11
Е. Замятин………………………………………….стр.12
О. Хаксли…………………………………………..стр.14
Заключение………………………………………...стр.15

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

     Поскольку в Утопии все население занято общественно полезным трудом, там  изобилие продуктов, необходимых "для  жизни и ее удобств", и действует и действует справедливый принцип распределения всех материальных благ - по потребностям.

     Большое внимание Мор уделял организации  труда в совершенном обществе, специально рассматривая проблему продолжительности  рабочего дня. Последнее всегда имело большое значение для мелкого крестьянского хозяйства. Мор устанавливает шестичасовой рабочий день. Должностные лица (сифогранты), наблюдающие, чтобы "никто не сидел в праздности", следят также и за тем, чтобы никто "не работал с раннего утра до поздней ночи" и не утомлялся "подобно вьючному скоту". Все свободное время дозволяется каждому проводить по своему усмотрению, причем большинство предпочитает свой досуг наукам.

     В концепции Т. Мора технический прогресс не является определяющим. Будучи утопистом, Мор верил, что изобилие материальных благ может быть достигнуто уничтожением социального паразитизма и системой всеобщей трудовой повинности.

     Проблему  тяжких и неприятных работ Мор  решает, используя рабство или  апеллируя к религии. Существование рабов в идеальном государстве явно противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал совершенный общественный строй Утопии. Впрочем, удельный вес рабов в общественном производстве Утопии незначителен, ибо основными производителями все же являются полноправные граждане. Рабство в Утопии имеет специфический характер; помимо того, что оно выполняет экономическую функцию, оно является мерой наказания за преступления и средством трудового перевоспитания. Главным источником рабства в Утопии было уголовное преступление, совершаемое кем-либо из ее граждан.Что касается внешних источников рабства, то это либо захват в плен во время войны, либо (и чаще всего) выкуп иностранцев, приговоренных у себя на родине к смертной казни.

       Например, при общественных трапезах все наиболее грязные и трудоемкие работы исполняются рабами. Рабы заняты такими видами труда, как убой и свежевание скота, ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, перевозка дров и т. д. Но наряду с ними "рабский труд" несут и некоторые свободные граждане Утопии, делающие это в силу своих религиозных убеждений. В своих теориях Т. Мор исходил из уровня развития производственных сил и традиций своей эпохи.

     Основной  хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем же рассмотрении, однако, оказывается, что семья у утопийцев необычная и формируется она не только по принципу родства. Главный признак утопийской семьи заключается в ее профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла.

     Т. Мор неоднократно подчеркивает, что  отношения в семье строго патриархальные, "во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям и вообще младшие - старшим". Кроме того, в Утопии распространено почитание предков.

     Ремеслом  занимаются все - и мужчины, и женщины. Однако женщины имеют более легкое занятия, они обычно обрабатывают шерсть и лен. Вовлечение женщин в общественное производство наравне с мужчинами, несомненно, факт весьма прогрессивный, так как именно здесь закладываются основы равноправия между полами, которое, несмотря на патриархальный характер семейного уклада, в Утопии все же налицо.

     Главной производственной ячейкой в сельском хозяйстве Утопии является большая  община, насчитывающая не менее 40 человек - мужчин и женщин и еще двух приписанных  рабов. Во главе такого сельского "семейства" стоят "почтенные в летах" распорядитель и распорядительница.

     В отличие от традиционного порядка  вещей, когда город выступал в  качестве эксплуататора и конкурента по отношению к деревенской округе, Мор исходит из того, что в Утопии жители города считают себя по отношению к деревенской округе "скорее держателями, чем владельцами этих земель", превращая земледелие в обязательную повинность всех граждан.

     Отсутствие  частной собственности позволяет  Т. Мору строить производственные отношения в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации, - в этом его величайшая заслуга.

     Общественный  идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идей утопического социализма, и абсолютное большинство наших исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли.

     Научные споры о времени возникновения  утопического социализма неразрывно связаны  с определением его главных черт, внутренних этапов развития, выявлением общего и особенного в учениях каждого из представителей. Основным в решении этих вопросов должна быть характеристика самих идей, их анализ и сопоставление.

     Утопически-социалистическими  и утопически-коммунистическими могут быть названы те политические учения, которые не только отвергали существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал, характеризовавшийся чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям.

     Т. Мор  называл в «Утопии» мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство функцией помощи другим народам в свержении у них тирании. 
 
 
 
 
 
 

      В 1602 году Кампанелла печатает «Город Солнца». Хотя в какой-то мере его можно назвать имитацией «Утопии», надо сказать, что Город Солнца Кампанеллы совершенно отличен от Утопии, там действуют иные законы, он и построен по-другому.

     «Город  Солнца» Кампанеллы.

       «Город Солнца» Кампанеллы занимает  в истории социальных идей  значительное место. Влияние этой  книги в XVII и XVIII веках несомненно. Она вызвала целый ряд подражаний и перепевов. Как источник утопических идей «Город Солнца» должен быть поставлен рядом с «Утопией» Томаса Мора.

     . Ни литературный талант автора, а сформулированные им с большой  четкостью принципы привлекали к «Городу Солнца» интерес и вызывали его широкое распространение во всех странах Западной Европы. Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, признаваемый всеми делом почетным, общественная организация производства и распределения, трудовое воспитание граждан – таков основной комплекс социальных идей Кампанеллы. Именно эти идеи и позволили «Городу Солнца» пережить три столетия, находя для него читателей и почитателей. Стоит еще раз подчеркнуть, что в раскрытии этих положений – исключая трудовое воспитание – Кампанелла дает мало конкретного и оригинального.

     Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца».

     Кампанелла  ссылался на невыносимое положение, сложившееся в Калабрии, на гнет налогов и разорение крестьян, на раздоры в городах, на набеги турок и местных бандитов. Вымогательства богатых торговцев и ростовщиков приводят к голоду и запустению .

     Главная же причина всех бедствий – социальное неравенство, существование богатства  и нищеты. Господство в обществе социального неравенства, частного интереса порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм, пренебрежение к интересам других людей, общества в целом.

     Разумное  устройство Солнечного Града есть не что иное, как выражение разумности и соответствия природе того социального строя, который установлен в государстве соляриев: « у них все общее», в Городе Солнца упразднена частная собственность – основа социального неравенства: «Община делает всех одновременно и богатыми и вместе с тем бедными: богатыми – потому, что у них есть все, бедными – потому, что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».

     Выводя  частную собственность из моногамной семьи, Кампанелла в общности жен  видел единственно возможную  предпосылку уничтожения частной  собственности. «У соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих каждую самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке…». Общность жен служит не только поддержанию общности имуществ, но и «научному» («согласно правилам философии») государственному контролю за деторождением. Этот контроль осуществляется в соответствии с биологическими и астрологическими теориями Кампанеллы. Именно этим стремлением придать «научный» характер воспроизводству человеческого рода в идеальном обществе.

     Тем же рациональным принципам подчинено  в Городе Солнца и воспитание и  обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанеллы противопоставляет заботу государства о просвещении.

     Отношение к труду

     Всеобщее  участие в труде, который из проклятья  стал почетным и уважаемым делом, - важнейшая черта общественного  строя Города Солнца. Никакой труд не является позорным в обществе соляриев, «никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением. Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную». «Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы».

     Участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающего от чрезмерного перенапряжения. Использование же человека в общественном производстве «сообразно с его природными наклонностями» делает труд привлекательным. Люди обретают радость труда.

     Воплощение  в жизнь принципа «каждый работает сообразно со своей природой»  многое решало, но не все. Воспитание подрастающего  поколения в духе трудовой дисциплины и наказания нерадивых проблемы тоже не решало. Упор, по мысли Кампанеллы, следовало делать на моральные факторы.

     Существует  у соляриев и разделение труда, прежде всего связанное с биологическими особенностями людей. Хотя женщины  воспитываются и обучаются наравне  с мужчинами, они освобождаются  от особенно тяжелых видов работ. «… никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность».

     В обществе, избавленном от эксплуатации, свободный труд, соответствующий  природным наклонностям человека, не только служит самовыражению личности, но и является оплотом сохранения индивидуальности.

     Организация производства

     Участие всех в общественно полезной работе трактуется как важнейшее экономическое  условие, позволяющее обществу избавиться от подневольного труда, целиком  обеспечить себя рабочей силой.

     Всеобщий труд – залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторые болезни возникают «от недостаточной работы».

     Хотя  самым благородным в Государстве  Солнца считалось наряду с военным  делом земледелие и скотоводство, деревня как таковая в ней сколько-нибудь значительной роли не играет, ибо все основные экономические функции ее жителей, заключающиеся в обеспечении государства продуктами питания и сырьем, переданы городу. Сельское хозяйство ведется руками городских жителей.

     Кампанелла  отмечает, что в Государстве Солнца царит изобилие. И обеспечивает его  не щедрость природы, а именно труд граждан. «Всего у них изобилие, - гласит перевод с латинского, - потому что всякий стремится быть первым в работе, которая невелика и плодотворна, а сами они очень способны».

     Производство  организуется так, чтобы людям работалось всегда «с радостью». Мастерские соляриев – это общественные мастерские, где торжествует новый способ производства, основанный на обобществлении собственности, всеобщем коллективном труде и справедливом распределении материальных благ. 

     Таким образом, рассмотрев работу «Город Солнца» Кампанеллы, можно сделать некоторые выводы.

     Энгельс относит «Город Солнца» уже к  утопическому коммунизму. Но все-таки в основном исследователи считают Мора и Кампанеллу родоначальниками утопического социализма.

     Но  можно и считать Кампанеллу относящимся  к гуманистическому течению, к утопическому гуманизму, придавшим этому гуманизму  невиданную доселе демократическую  окраску и подлинную общечеловеческую широту.

     «Город  Солнца» нес на себе печать времени, и если некоторые предубеждения  гуманиста не позволят отнести это  произведение к «прямо коммунистическим теориям», тем не менее заслуги  Кампанеллы в распространении коммунистических учений велики. Но воздавая должное этому замечательному мыслителю, который в уничтожении частной собственности и гуманистически-философском преобразовании общества видел единственное избавление от жестокостей своего времени, не следует преувеличивать историческое значение созданной им утопии. Конечно, и Мор, и Кампанелла были предшественниками научного социализма. Но нельзя их соединять с утопистами XIX века – Сен-Симоном и Оуэном – под общей шапкой «утопический социализм».

Информация о работе Утопии и антиутопии: надежда и страх человечества