Утопии и антиутопии: надежда и страх человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Содержание

Введение…………………………………………....стр.3
Утопии……………………………………………...стр.3
Т.Мор……………………………………………….стр.4
Т.Кампанелла……………………………………....стр.8
Антиутопии………………………………………...стр.11
Е. Замятин………………………………………….стр.12
О. Хаксли…………………………………………..стр.14
Заключение………………………………………...стр.15

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 333.00 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                       МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ                          ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

          (ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ) 
           
           
           
           
           
           

                                                                                   

Реферат на тему:  

«Утопии и антиутопии: надежда и страх человечества» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила:

                      Аксёнчикова Татьяна

                      Группа  ММ-51 

                                                                                                                              Проверил:

                                                                                                    Дробан Александр Терентьевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2010 
 
 
 
 

     Оглавление: 

  1. Введение…………………………………………....стр.3
  2. Утопии……………………………………………...стр.3
  3. Т.Мор……………………………………………….стр.4
  4. Т.Кампанелла……………………………………....стр.8
  5. Антиутопии………………………………………...стр.11
  6. Е. Замятин………………………………………….стр.12
  7. О. Хаксли…………………………………………..стр.14
  8. Заключение………………………………………...стр.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Введение.  

     Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

     Название  жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь  же полезная, сколь и забавная о  наилучшем устройстве государства  и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).

     Несмотря  на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

     А слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).

     В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а  позднее — и в англоязычной критике. Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia — синонимы. Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. Тем не менее, термин антиутопия распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia.

     Теперь  рассмотрим не только значения этих терминов, но и суть каждого из них на примерах выдающихся писателей и их работ. 

     1. Утопии 

     Принято начало утопического жанра выводить из романа Томаса Мора «Утопия» (1516) (само слово «утопия» означает по-гречески «несуществующее, небывалое место»). Однако, первой великой мессианской утопией можно считать христианство, предвещающее наступление Царства Божьего.

     Впрочем, никакая религия без утопизма и невозможна, поскольку цель ее – заложение в душе человека определенного  идеала и трансляция на его жизнь  образа жизни в идеальном вышнем мире.

     В качестве литературного жанра утопия была введена в оборот с легкой руки Томаса Мора, а впоследствии усилиями французских утопистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна получила статус социальной концепции. Конечно, возникновение нового жанра было обусловлено не простым капризом английского историка. Собственно, с утопии и начала развиваться фантастика как целиком самостоятельный вид искусства. Это было вызвано, прежде всего, кризисом религиозной системы и формированием научного мышления. Интересно высказывание американского историка Дж. Дэвиса о том, что утопия в некотором смысле видит в истории врага. По его мнению, утопией можно называть лишь такой проект будущего, который отвергает дальнейшую историческую динамику, ибо будет достижим некий идеал, проект, не предполагающий дальнейшее развитие по причине своей гармоничности. Утопический мир консервативен, поскольку лежит по ту сторону истории, на нем история должна кончаться.

     Итак, утопия – это проект лучшего будущего, попытка приподнять завесу тайны, наиболее важной и волнующей – что будет  завтра?

     Общий смысл утопий состоит в том, что описываются принципы построения и функционирования некоего идеального общества. Такими принципами, как правило, являлись научные основы («Город Солнца» Кампанеллы, 1602; «Иной свет, или Государство империи Луны» Сирано де Бержерака; «Новая Атлантида» Бэкона), где все регламентировано, вплоть до рождения ребенка, на основании строгих научных расчетов, т.е. научно подтверждено. Такими принципами могут выступать и иные системы ценностей, делающих бессмысленными пружину развития нынешней цивилизации. В коммунистических утопиях основой благополучия и достижения идеального устройства выступает моральный фактор высокой сознательности, духовного роста человека.

     Так или иначе, утопическому обществу присуща  гармония с природой, рост научных  знаний, отсутствие преступности, развитие духовности, путешествия и т.п. прелести. Можно обозначить 6 направлений движения:

     1) научно-техническое (создание чего-то  такого, что обеспечит всем идеальную  жизнь – это направление уводит  к искусственному интеллекту: вот  создадим его, и всё будет тип-топ);

     2) социальное (изменение строя);

     3) морально-психологическое (т.е. совершенствование  человека – на это ориентируются  сейчас и различные мистические  религиозные теории: надо начать  с себя, а не с других, достичь  гармонии в себе, и больше ничего будет не нужно, рай возможен и индивидуальный);

     4) инопланетное, или божественное (придет  Мессия и всё исправит и  определит, мы же сами ничего  решать не имеем права);

     5) природное, или биологическое  (вот научимся продлевать жизнь до бесконечности, воскрешать мертвых, создавать новую жизнь клонированием – и все образуется, потому что вечным не надо бороться за ресурсы, им спешить некуда);

      6) интеллектуальное – создание  мощной ноосферы обеспечит вхождение  в Мировой Разум, и настанет иная жизнь.  

Рассмотрим  наиболее ярких представителей утопических  идей Т.Мора и Т.Компанелла 

      Утопический социализм как великое  достижение общественной мысли, явившийся  одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму. В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы. Сформировавшиеся в период становления капиталистической формации, зарождения раннекапиталистических отношений взгляды Мора не утратили своего исторического значения. Его проект идеального государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран. Жизнь и деятельность Т.Мора, ученого, поэта, юриста и государственного деятеля, привлекает внимание многих исследователей.

     Обращаясь к анализу этического аспекта "Утопии", нетрудно заметить, что главное в  утопийской этике - это проблема счастья. Утопийцы полагали, что "для людей  все счастье или же его важнейшая  доля" заключается в удовольствии, наслаждении.

     сама  религия утопийцев проникнута духом  рационализма и приобретает несколько  утилитарный характер, поскольку  она освещает лишь то, что отвечает интересам всего общества. Из религии  берется ровно столько, сколько  требуется для обоснования гуманистических идеалов, в частности наиболее разумных, с точки зрения Мора, идеалов этики и политики.

     Следует подчеркнуть историческую заслугу  Мора, который в начале 17в. смело  провозгласил идею полной религиозной  свободы, положив в основу религиозных порядков совершенного государства закон, согласно которому ни один человек не может быть преследуем за свои религиозные убеждения. Религии утопийцев отличались друг от друга не только на своем острове, но и в каждом городе. Правда, общим для религий утопийцев было то, что они обязательно предписывали всем гражданам строгое соблюдение разумных и полезных для всего общества норм морали, а также установленных политических порядков, т. е. вместо того, что, с точки зрения Мора-гуманиста, представляло общечеловеческую ценность: человеколюбие, сочетание личных

     интересов с общественным благом, а также  недопущение религиозных междоусобиц. Поддержание этих разумных моральных  и политических норм лучше всего, по мнению Мора, обеспечивалось верой  в бессмертие души. В остальном, граждане Утопии пользовались полной свободой вероисповедания. Каждый мог пропагандировать свою религию "только спокойно и рассудительно, с помощью доводов", не прибегая к насилию и воздерживаясь от оскорблений других религий.

     Религиозно-этическая концепция "Утопии", несомненно, возникает под влиянием гуманистического движения за реформу церкви, и в этом ее прямая обусловленность потребностями своего времени, которые позднее реализуются в реформационном движении, у нее те же социальные и идеологические корни - кризис феодального общества и его господствующей церковно-католической идеологии. И в этом смысле концепция "Утопии" есть не что иное, как попытка идейного преодоления кризиса феодальной идеологии, предпринятая на основе гуманистической доктрины "естественной религии".

     Оригинальность  Мора как мыслителя эпохи Возрождения - в том, что он ищет путь к совершенной  этике в радикальном переустройстве общества на началах социальной справедливости, равенства и братства. При этом Мор не ограничивается порицанием человеческих пороков и провозглашением принципов этики, которыми должен руководствоваться некий абстрактный индивидуум, но выводит универсальный принцип совершенной этики индивидуума из коллективной этики бесклассового общества, где моральным провозглашается то, что отвечает интересам большинства.

     Все, что противоречит благу большинства, объявляется аморальным. Автор "Утопии" не мыслит другого пути к решению  морально-этических проблем, нежели через уничтожение частной собственности  и переустройства всего общества на коммунистических началах. Именно это подразумевается Мором, когда он говорит об упразднении власти золота и отмене денег. Уничтожив собственность и деньги, утопийцы добились коренного решения ряда этических проблем, над которыми тщетно бились поколения мыслителей античности и средневековья. Исчезли многие социальные пороки и конфликты: "обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления".

     Всей  своей книгой Мор утверждает ту истину, что переустройству подлежит, прежде всего, порочная общественная система, поскольку источником нравственной испорченности людей (в том числе и самой гордыне, осуждаемой христианской моралью) является неравенство, вытекающее из частной собственности, без упразднения которой невозможна и справедливая социальная этика, достойная человека. Лишь государство, где уничтожена частная собственность, следует признать не только наилучшим, но и "единственным, какая по праву может притязать называться государством".

     характерной особенностью гуманистического мировоззрения автора "Утопии" был рационализм и вера в разум.

     Широта  умственных интересов граждан Утопии проявлялась в том, что большинство  из них весь свой досуг уделяло  наукам. Этому способствовала также  глубоко демократическая система образования: все граждане Утопии обоего пола проходили обязательное обучение в школе. Оно не ограничивалось усвоением теории, но сочеталось с практическими занятиями земледелием и ремеслом, протекавшими в форме игры и упражнений.

     Европейскому обществу XVI столетия, основанному на социальном неравенстве, Т. Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную схему общественного строя, при котором нет частной собственности. Все материальные блага принадлежат здесь большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан. Государство в лице сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества. В отличие от некоторых древних утопий, например государства Платона, главное внимание уделявших общественному потреблению и провозглашавших общность потребления, Т. Мор основное значение придавал поиску справедливой системы организации производства. В Утопии изобилие всех материальных благ. Каковы его источники? Прежде всего, в Утопии нет частной собственности, а производительный труд обязателен для всех. Здесь нет праздных: кроме земледелия, которым заняты все, каждый изучает какое-либо ремесло как специальное, а иногда даже и несколько ремесел. Таким образом, в Утопии совсем нет людей, которые бы вели паразитический образ жизни.

Информация о работе Утопии и антиутопии: надежда и страх человечества