Автор: Елена Якубчик, 27 Августа 2010 в 09:58, реферат
Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму.
1.Введение.
2.Жизнь Платона.
3.Учение Платона о идеях.
4.Учение Платона о душе.
5.Учение Платона о знании и познании.
6. Учение Платона о государстве.
7.Заключение.
Список литературы.
соединяли узы дружбы.
Однако взять этот строй за образец возможного наилучшего порядка
невозможно—этого не дозволяют материальные условия существования:
необходимость самосохранения, борьба против природы и против враждебных
народов.
Первоначальный
тип общежития как тип
«Государстве», но и в «Законах», где он изобразил уже не столь идиллические,
как в эру Хроноса, условия жизни людей, спасшихся на вершинах гор во время
потопа. Идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип
общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людей
оказываются материальные заботы и стимулы.
Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: таких как
тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальным
государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или
извращение формы идеальной.
Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону,
тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. Уже с
первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению и стремление к
стяжанию. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя:
здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и
ремесленных работ и от всех забот материальных, и т. д.
Так начинается переход от тимократии к олигархии—господству немногих над
большинством. Это правление, основывающееся на переписи и на оценке
имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в
правлении.
В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества.
По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества «делал свое» и
притом «только свое». Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества
занимаются каждый самыми различными делами—и земледелием, и ремеслами, и
войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распродажу
накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек
превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляя части
государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.
Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательному
развитию ее в еще худшую форму государственного устройства—в демократию. Это
власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором
противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при
олигархии.
Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание
заканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую
часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют
между всеми оставшимися членами общества.
Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон
признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта
власть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ей
демократической формы правления.
По Платону, все, что делается слишком, вознаграждается великой переменой в
противоположную
сторону.
Поэтому и тирания происходит именно из демократии, как жесточайшее рабство —
из высочайшей свободы.
Тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать
своих осудителей, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых
можно было бы ожидать какой-нибудь пользы».
Всем дурным формам государства Платон противопоставляет утопию, или
проект наилучшего государства и правления. Этим государством руководят, как
в олигархии, немногие. Но, в отличие от олигархии, этими немногими могут
стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством:
во-первых, в силу природных к тому задатков и одаренности; во-вторых,
вследствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом
идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому
гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое
положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже
разнородные части государства в целое, запечатленное единством и гармонией.
Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и
средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного
окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение
всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих,
оно должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности и
творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага
как высшей «идеи», правящей миром.
В государстве
Платона необходимые для
разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют
гармоничное сочетание. За основу для распределения граждан по разрядам
Платон взял различие между отдельными группами людей по их нравственным
задаткам и свойствам, но рассматривает он это различие по аналогии с
разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон видит фундамент
всего современного ему общественного и государственного строя. Он исследует
и происхождение существующей в обществе специализации и состав отраслей
получившегося таким образом разделения труда.
Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих
общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к
удовлетворению этих потребностей ограничены.
Основное положение Платона «состоит в том, что работник должен
приспособляться к делу, а не дело к работнику» (Маркс)
В разделении труда он видит не только основу распадения общества на сословия,
но также и основной принцип строения государства.
В соответствии со сказанным, разумное устройство совершенного государства, по
Платону, должно основываться прежде всего на потребностях.
Перечисление потребностей доказывает, что в городе-государстве, должны
существовать многочисленные отрасли общественного разделения труда — не
только работники, добывающие средства питания, строители жилища,
изготовители одежды, но также и работники, изготовляющие для всех этих
специалистов
необходимые для них
необходимы еще специализировавшиеся производители всевозможных
вспомогательных работ, например скотоводы, доставляющие средства перевозки
людей и грузов, добывающие шерсть и кожу.
Торговля же
требует специальности и
продаже, по импорту и экспорту. Так, к уже рассмотренным разрядам разделения
труда присоединяется разряд торговцев. Но этим усложнение специализации не
ограничивается: торговля по морю вызывает потребность в различных разрядах
лиц, участвующих в перевозках товаров.
Для полного
осуществления хозяйственной
необходимым также специальный разряд обслуживающих наемных работников,
продающих свою рабочую силу за плату. Такими «наемниками» Платон называет
людей, которые продают полезность своей силы и именуют ее цену наемной
платой.
Указанными разрядами
специализированного
работники, производящие необходимые для государства продукты либо так или
иначе способствующие этому производству и созиданию порождаемых им
потребительных ценностей. Это низший класс или разряд граждан в иерархии
государства. Над ним у Платона стоят высшие классы: воинов-стражей и
правителей.
При переходе от класса работников производительного труда к классу воинов-
стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. Различия
между отдельными разрядами класса производящих работников он характеризует по
различиям их профессиональных функций. Предполагается, что в отношении
нравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне: и
земледельцы, и ремесленники, и купцы. Другое дело — воины-стражи и правители-
философы. Для них необходимость обособления от групп работников,
обслуживающих хозяйство, основывается уже не на их профессиональных
особенностях, а на отличии их нравственных качеств от нравственных свойств
работников производства. А именно: нравственные черты работников хозяйства
Платон ставит ниже нравственных достоинств войнов-стражей и в особенности
ниже – правителей государства.
7. Заключение.
Платон
– основатель одного из основных течений
в философии – объективного идеализма.
Его объективный идеализм это
учение о самостоятельном
Философия
Платона не раз возрождалась на протяжении
истории под именем платонизма. Этим
именем называется всякое учение, которое
в основание бытия кладет идеальные
сущности, в основу познания -- интеллектуальное
усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее
опыт как результат, а не источник,
а в этике проповедующее
Влияние
Платона было явным в первые века
нашей эры, когда формировалось
христианское мировоззрение. Что-то из
его учения вобрал в себя Гегель
и его идеалистическая
Информация о работе Учение Платона о идеях, душе, познании, государстве