Автор: Елена Якубчик, 27 Августа 2010 в 09:58, реферат
Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму.
1.Введение.
2.Жизнь Платона.
3.Учение Платона о идеях.
4.Учение Платона о душе.
5.Учение Платона о знании и познании.
6. Учение Платона о государстве.
7.Заключение.
Список литературы.
Платон говорит, что внешне душа кажется одним существом, но на самом деле она является соединением троих: человека, льва и химеры, которые накрепко срослись друг с другом. Неразумный человек кормит своего многоголового зверя, а внутреннего человека морит голодом; разумный, напротив, стремится в своей душе наладить справедливость. Он укрощает льва, облагораживает в химере все кроткое и препятствует развитию ее диких качеств, которые губят душу. Каждой из трех частей души присущ свой тип совершенства, своя добродетель: разумному началу - мудрость, яростному - храбрость, а вожделеющему - умеренность.
Принимая идею бессмертности души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека всё, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что человек должен заботиться о душе, а заботиться - это значит очищать душу. Платон символически отождествляет ее с морским божеством Главком, к телу которого за долгое время пребывания в морских глубинах прикрепилось много грязи. Он весь покрыт ракушками, водорослями и песком, а тело его изломано и изуродовано волнами, так что он больше похож на чудовище, чем на божество. Душа пребывает в подобном состоянии, и она должна стряхнуть с себя все лишнее - все, что, делая ее тяжелой и бесформенной, не позволяет ей узнать самое себя. Она нуждается в очищении от всего, с чем срослась в течение многих перевоплощений.
Платон неоднократно
подчеркивает, что душу портят
несправедливость, невоздержанность,
трусость и невежество и
5. Учение Платона о знании и познании.
Учение о знании
тесно связано с теорией “идей”
Платона. Потому что знание и есть
способность постичь вечное, истинное,
тождественное себе самому – то
есть “идеи” и высшую из них “идею”
блага. С учением о знании связано
также учение о душе, которая является
посредником между мирами
“идей” и чувственных вещей. Цель души
– постижение “идеи”. В диалоге “Федр”
говорится, что познание – это процесс
вспоминания душой того, что она знала,
находясь в мире “идей”, до своего воплощения
в чувственном мире.
В “Государстве”
также говорится, что, будучи приближенной
к миру бытия, душа имеет исконное
знание истины, пробуждаемое в ее земном
существовании с помощью
“Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства” (Гос-во, 273), в то время как мнение – это всего лишь становление. Знание – истинно, а мнение неистинно. Мир бытия и мир становления - два нетождественных мира, мышление и мнение относятся к разным мирам, а поэтому, хотя истина остается все же за мышлением, мнение не становится от этого иллюзорным. Мнение аналогично истине в той же пропорции, и поэтому вполне допустима такая ситуация, когда правильно составленное мнение может именоваться истинным мнением.
Собственно мышлению, как его понимает Платон, принадлежат лишь идеи чистого бытия, никак не связанные с материей, из наук это только арифметика, из разделов философии - только онтология. Все остальное - физические науки, естествознание, геометрия, науки об обществе, из разделов философии - космология, политика, этика, эстетика, психология ит. п., - так или иначе связано с миром становления и подлежит мнению. Следовательно, то, что Платон именует знанием, к практической жизни не имеет никакого отношения, это узкая область чисто теоретического знания и еще уже - философской теории.
Люди, обладающие знанием, а не мнением – это философы. Но естественно, что подавляющее большинство людей не таковы. Даже наоборот, философы в современном государстве порицаются и не понимаются толпой, которой доступны только мнения, опирающиеся на чувственные впечатления.
Как же достичь знания, умозрить “идеи”, стать философом? В “Пире” дана картина постепенного познания “идеи” прекрасного. Надо “начать с устремления к прекрасным телам в молодости”. Это устремление родит в нем прекрасные мысли. Потом придет понимание, что “красота одного тела родственная красоте любого другого” (Пир, 76), и человек станет любить все красивые тела. Путь любви – это путь обобщения, который восходит к все более абстрактному. Дальше юноша постигнет красоту нравов и обычаев, красоту души. После этого родится любовь к наукам. Каждая новая ступень открывает понимание незначительности предыдущей, и, наконец, перед человеком откроется самое прекрасное – сама “идея”.
В “Пире” противопоставлены
чувственность и знание. “Правильное
мнение” толкуется здесь как
постижение, занимающее середину между
знанием и чувственностью. На значение
понятия “середины” в философии
Платона указывал еще профессор
А. Ф. Лосев. В широком смысле, платоновская
“середина”– диалектическое опосредствование,
категория перехода, связи. Мифологическим
воплощением середины представлен
в “Пире” демон любви и творческого
порождения – Эрос. Единство знания
и чувственности толкуется
“фиксированное”, а как единство в становлении.
“Идеи” – это результат диалога души
с самой собой. Чувственный мир подталкивает
душу к пробуждению подлинного знания.
Проблема состоит в том, чтобы помочь душе
вспомнить подлинное знание, “идеи”,
что возможно только на пути Эроса.
Путь человека
к знанию показан и в “Государстве”
с помощью все того же символа
пещеры. Если снять с человека оковы
и заставить его пройтись и
оглянуться, то он не сразу сможет смотреть
на свет. Чтобы созерцать высшее,
заключает Платон, понадобится привычка
к восхождению, упражнение в созерцании.
Сначала раскованный узник
Сначала узник будет в состоянии смотреть
только на ночные небесные светила.
И только в завершение всех упражнений
он окажется способным созерцать
Солнце – не изображение его на воде, а
Солнце само по себе. И тогда он узнает,
что оно и есть причина всего того, что
он и его товарищи видели, сидя во мраке
пещеры.
Человек, обладающий
знанием, никогда больше не станет завидовать
людям, созерцающим только тени. Он
не будет мечтать о почестях, которые
узники воздают друг другу в пещере.
Его не прельстят награды, которые
даются тому,
“кто отличался наиболее острым зрением
при наблюдении текущих мимо предметов
и лучше других запоминал, что обычно появлялось
сперва, что после, а что и одновременно,
и на этом основании предсказывал грядущее”.
Все это воззрение
на знание теснейшим образом связано
с учением о
“благе”. Солнце – это причина зрения.
Так и “идея” блага является причиной
знания и истины. Считать свет и зрение
солнецеподобными можно, но считать их
самим Солнцем нельзя. Точно так же признавать
знание и истину благовидными справедливо,
но считать что-либо из них самим благом
несправедливо.
Наконец, в “Государстве”
уже без всяких аллегорий и
иносказаний описан путь познания человека,
в результате которого он может стать
философом.
Причем пройти его может человек любой,
даже самый “дурной”. “Если сразу же,
еще в детстве, пресечь природные наклонности
такой натуры, которые, словно свинцовые
грузила, влекут ее к обжорству и различным
другим наслаждениям и направляют взор
души вниз, то, освободившись от всего
этого, душа обратилась бы к истине, и те
же самые люди стали бы различать там все
так же остро, как теперь в том, на что направлен
их взор”.
Важнейшей наукой,
которая может помочь на пути познания
чистого бытия, является арифметика.
Она “ведет человека к размышлению,
то есть к тому, что мы с тобой
ищем, но только никто не пользуется
ею действительно как наукой, увлекающей
нас к бытию”. А с помощью рассуждения
и размышления человек “пытается разобраться,
об одном ли предмете или о двух разных
предметах сообщает ей в том или ином случае
ощущение”.
Таким образом, у человека заработает
мышление – то, что уже относится к области
умопостигаемого, а не зримого. Далее долгий
путь от становления к познанию истинного
бытия человеку помогут пройти геометрия,
астрономия
“после плоскостей мы взялись за объемные
тела, находящиеся в движении”, и, наконец,
музыка, ведь можно обнаружить “числа
в воспринимаемых на слух созвучиях”.
Диалектика же “будет у нас подобной карнизу,
венчающему все знания, и было бы неправильно
ставить иное знание выше нее”. Именно
диалектический метод “отбрасывая предположения,
подходит к первоначалу с целью его обосновать;
он потихоньку высвобождает, словно из
какой-то варварской грязи, зарывшийся
туда взор нашей души и направляет его
ввысь, пользуясь в качестве помощников
и попутчиков теми искусствами, которые
мы разобрали”.
Основание
Платоном в 388 г. до н. э. Академии в Афинах
стало значительным событием не только
для научной, но и для политической
жизни греческих государств. Целью
школы было воспитание государственных
деятелей в духе политико-философского
учения Платона. Распространенным является
мнение, что основание ее было связано
с невозможностью для Платона
выступить на политическом поприще
и, отсюда - его обращением к "чистой
науке", представляется не совсем верным.
Не желая принимать участие в
политической игре, правила которой
казались ему недостойными, он, однако,
не отказался от политической деятельности
вообще, но избрал для себя иной путь
и методы воздействия на погрязшее
в смуте общество, смысл которых
изложен в его сочинениях. Орудием
же изменения окружающего мира должны
были стать его ученики - философы
и ученые, люди, владеющие искусством
политики.
Этой цели должна была служить Академия.
В
самом деле, влияние Академии и
ее членов на политические события
в
Греции и за ее пределами трудно переоценить.
Направления этого влияния были совершенно
различны - от вмешательства в политику
целых государств до мягкого политического
давления. Самым впечатляющим по своим
результатам был
Сицилийский эксперимент Платона и деятельность
его учеников в Сиракузах. Из среды слушателей
Академии вышли законодатели, советники
правителей, ораторы, тираны, тираноборцы,
политические мыслители.
Следует
объяснить, почему политическое влияние
Академии проявлялось столь
Платона политиков руководили подчас
не только высокие, но и низменные побуждения.
Стремление Платона заложить философские
основы в политике, в которой он видел
высшее искусство, неизбежно наталкивалось
на жесткие условия реальной жизни в переходную
эпоху, изменить которые было не под силу
законодателю или философу-правителю.
Значение Академии как школы государственных
деятелей заключалось не в способности
ее учеников излечить больное общество,
а в том, что гражданской апатии, политическому
цинизму и авантюризму она стремилась
противопоставить программу совершенствования
общества, "разбудить" политическую
активность граждан, возродить искусство
политики. А поразительное разнообразие
этой политической активности учеников
Платона, на наш взгляд, является свидетельством
особого
(сократовского!) метода воспитания, предполагавшего
высокую степень терпимости, духовный
суверенитет, свободу выбора.
6.Учение Платона о государстве.
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и
государство.
Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие
и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению
такого общежития.
Вопросам общественно-
своих произведения: "Государство" и "Законы".
Существующим, несовершенным формам государственного общежития
предшествовала, по Платону, во времена глубокой древности, в век правления
Хроноса, совершенная форма общежития.
На этой стадии люди были свободны от обязанности борьбы с природой, и их
Информация о работе Учение Платона о идеях, душе, познании, государстве