Учение Б.Спинозы о свободе воли («Этика»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Свобода философствования (libertas philosophandi) образует одну из ключевых тем «Богословско-политического трактата» Спинозы. В принципе, сам трактат посвящается обоснованию необходимости свободы философствования. Однако при ближайшем рассмотрении проблемы мы столкнемся с вполне закономерным вопросом: является ли свобода философствования, о которой говорит Спиноза, чем-либо обусловленной, иными словами, зависит ли она от воли человека или должна восприниматься как данность?

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1.Жизнь Спинозы……………………………………………………4
Глава 2. Спинозизм………………………………………………………...6
Глава 3.Русский спинозизм………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

спиноза.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Заключение

     Несомненно, что основные положения спинозизма – это истины, рожденные и опосредствованные самой жизнью, практикой, житейским опытом и научным экспериментом, воспринятые Спинозой или непосредственно им же добытые. Но несомненно и то, что «геометрическое познание» составляет руководящую нить в построении системы спинозизма. Так же как наличие элементов диалектики в учении Спинозы не перечеркивает метафизического характера его мировоззрения в целом, так и отступления от геометрического пути познания (стихийные или осознанные) наличие иных, не геометрических приемов исследования и добывания истины не отменяет «геометрического характера» методологии Спинозы в целом. Нет нужды вновь перечислять причины, обусловившие характер методологии Спинозы, следует лишь подчеркнуть, что геометрический метод, рационалистическая дедукция в значительной степени соответствовали основной задаче Спинозы и определялись ею, хотя и прямо противоречили диалектической сути этой задачи, осознание которой, разумеется, было Спинозе недоступно. В центре внимания Спинозы – не познание отдельных явлений и единичных вещей, а обоснование новых принципов объяснения природы в целом, объяснения мира из него самого. Такое познание, разумеется, должно было начаться не с эмпирического познания единичных вещей, хотя и предполагало его в качестве своей основы. Центральная задача и основная заслуга Спинозы – объяснение мира из него самого – выдвигала на первый план рационалистический метод познания и, в соответствии с конкретно-историческими условиями, геометрическую дедукцию в частности. Конечно, геометрический метод Спинозы не мог обеспечить правильное решение этой задачи, но для своего времени Спиноза дал самое оптимальное ее решение.

     Геометрический  метод Спинозы, геометрический способ изложения, в частности «Этики», послужил поводом к различным и многочисленным обвинениям в адрес мыслителя. Конечно, нельзя отрицать наличие некоторых элементов догматизма, известную искусственность в доказательстве (правда, лишь отдельных положений), чисто внешний характер дедукции по отношению к содержанию иных пропозиций (особенно в части III и IV «Этики»). Однако обвинения в абсолютном догматизме, в искусственности всех построений, в произвольном выборе материала для доказательств и голословности самих доказательств, а порой и в бессмысленности их и даже самой системы в целом – не выдерживают никакой критики. Недостатки геометрического метода не могут перечеркнуть достоинств системы Спинозы. К чести мыслителя следует отметить, что ему присущи элементы критического отношения к собственному методу. При всей приверженности к геометрическому познанию, он видел и его несовершенства. Сознавая важность познания отдельных единичных вещей, хотя такое познание и не составляло непосредственно его собственной задачи, он понимал необходимость применения иных методов, иных средств познания. И если самому Спинозе так и не удалось окончательно определить эти средства, хотя он и указывал на их эмпирический характер, если учение о методе Спинозы осталось в конечном итоге незавершенным, то и сам Спиноза не закрывал на это глаза, что свидетельствует о научной добросовестности философа. Его учение остается величественным памятником усилиям человеческой мысли, дерзновенной попыткой исторгнуть у бытия его тайны.

       Список  литературы

    1. Великие мыслители Запада. — М.: Крон-Пресс, 1999 [Электронный ресурс] / – Режим доступа : http://www.typelogic.ru/persons/Spinoza.html . - (дата обращения: 08.04.10).
    2. М. Беленький «СПИНОЗА» [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/02_b/bel/belenky.htm . - (дата обращения: 08.04.10).
    3. Шеллинг Ф.В.Й. «К истории новой философии. Мюнхенские лекции.»1827. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000397/st001.shtml . - (дата обращения: 08.04.10).
    4. Майданский А.Д. «Логический метод Р.Декарта и Б.Спинозы: Монография» [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/maydanskiy_logihceskiy/04.aspx . - (дата обращения: 08.04.10).
    5. Шанталь Жаке - Ссылка на Спинозу в вопросе об отношениях тела и души в работе Поля Рикёра и Жана-Пьера Шанжё “Что заставляет нас мыслить. Природа и нравственный порядок” [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://caute.net.ru/spinoza/mds/cjr.html . - (дата обращения: 08.04.10).
    6. Спиноза Б. «Избранные произведения в 2-х томах», 630 стр.
    7. Коников И.А. «Материализм Спинозы» [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/konikov_materialism/02.aspx . - (дата обращения: 08.04.10).
    8. Борис Рудь. «Проблема свободы философствования у Спинозы» Режим доступа: http://caute.net.ru/spinoza/mds/br.html. - (дата обращения: 08.04.10).

Информация о работе Учение Б.Спинозы о свободе воли («Этика»)