Учение Б.Спинозы о свободе воли («Этика»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Свобода философствования (libertas philosophandi) образует одну из ключевых тем «Богословско-политического трактата» Спинозы. В принципе, сам трактат посвящается обоснованию необходимости свободы философствования. Однако при ближайшем рассмотрении проблемы мы столкнемся с вполне закономерным вопросом: является ли свобода философствования, о которой говорит Спиноза, чем-либо обусловленной, иными словами, зависит ли она от воли человека или должна восприниматься как данность?

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1.Жизнь Спинозы……………………………………………………4
Глава 2. Спинозизм………………………………………………………...6
Глава 3.Русский спинозизм………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

спиноза.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ 

Факультет конфликтологии

Кафедра философии и культурологии 
 

  
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Учение  Б.Спинозы о свободе  воли («Этика»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил (а) студентка

2 группы I курса факультета конфликтологии

(специальность  «Менеджмент организации»)

Богомолова  Олеся Александровна

______________________

(подпись)

Научный руководитель: профессор философ. н.,

Борисов О. С.

_____________________

(подпись) 

  
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 г. 

       Содержание

       Введение………………………………………………………………….. 3

       Глава 1.Жизнь Спинозы……………………………………………………4

       Глава 2. Спинозизм………………………………………………………...6

       Глава 3.Русский спинозизм………………………………………………..8

       Заключение………………………………………………………………… 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.

     Свобода воли, философская категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли. Ожесточённые споры, ведущиеся вокруг этого понятия со времён Сократа, вызваны особой жизненной значимостью этой проблемы, ибо от её решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие строго предопределено и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной «конечной причине» действия предполагает разрыв причинного ряда явлений, что противоречит потребности научного объяснения.

     Свобода философствования (libertas philosophandi) образует одну из ключевых тем «Богословско-политического трактата» Спинозы. В принципе, сам трактат посвящается обоснованию необходимости свободы философствования. Однако при ближайшем рассмотрении проблемы мы столкнемся с вполне закономерным вопросом: является ли свобода философствования, о которой говорит Спиноза, чем-либо обусловленной, иными словами, зависит ли она от воли человека или должна восприниматься как данность?

     Вопрос  не праздный, поскольку ответ на него поможет по-новому взглянуть  на общефилософскую позицию Спинозы и на полемику нидерландского философа с его современниками.

     Безусловно, свободу философствования нельзя рассматривать  вне проблематики свободы воли у  Спинозы. Таким образом, перед нами стоит задача выяснить позицию Спинозы по вопросу о свободе воли.

     Нельзя  отрицать влияния еврейской философии  на формирование взглядов Спинозы. К  моменту обучения Спинозы в духовной школе данная проблематика была представлена такими видными еврейскими философами, как Маймонид (Моше бен Маймон), Герсонид (Леви бен Гершон), Хасдай Крескас. Творчество данных мыслителей отразилось и на формировании философских взглядов Спинозы. Как отмечают некоторые исследователи, влияние трактата «Ор Адонай» («Свет Господень»), автором которого был Хасдай Крескас, прослеживается в «Этике» Спинозы (в частности обоснование бесконечного характера протяженности). Так, Крескас считал, что свобода воли является детерминированной: выбор человека в той или иной ситуации предопределен внутренними и внешними причинами. Все действия известны Богу еще до их совершения, поэтому они не могут считаться свободными, а являются необходимыми. Маймонид в свою очередь не пытался рассматривать проблему детерминации свободы воли вместе с проблемой Божественного предвидения. Он считал действия человека не предопределенными Богом (не подчиненными абсолютному детерминизму). А само вышеуказанное соотношение рассматривал как не осознаваемое человеческим разумом. Герсонид также придерживался позиций неподчиненности человека абсолютному детерминизму.  
 

       Глава 1. Жизнь Спинозы.

     Барух, или Бенедикт, Спиноза, величайший из еврейских философов Запада после  Маймонида и, пожалуй, самый блестящий  метафизик среди континентальных  рационалистов семнадцатого столетия, происходил из семьи португальских  евреев, в конце шестнадцатого века переехавшей в Нидерланды.  

     В Амстердаме было организовано семиклассное еврейское училище, ученики которого изучали древнееврейской язык и  еврейское богословие. Назначение этого  училища было в подготовке раввинов. Сюда и был отдан Спиноза.  Именно здесь  обнаружились выдающиеся способность будущего философа.  Его родные,  руководители школы и местной еврейской общины уже видели в нем светило иудейской религии. Однако Спиноза не оправдал этих надежд. Талмудистские  премудрости еврейского религиозного училища совершенно не удовлетворили его. Он страстно и неудержимо стремился к научному знанию. В кружке, группировавшемся вокруг  выдающегося преподавателя, гуманиста и врача, человека передовых убеждений, Ван-Ден-Эндена, у которого Спиноза изучал латинский язык, он познакомился с  математикой, естествознанием и медициной, а также с передовыми философскими учениями того времени. Совет  раввинов, руководивший еврейской общиной, боясь вредного влияния Спинозы на молодежь, строго предупредил его и подверг «малому отлучению», т. е. в течение месяца всем евреям запрещалось иметь с ним любые отношения. Это, однако, мало подействовало на будущего философа, который все больше отчуждался от общины и иудейской религии. Совет раввинов сделал тогда попытку подкупить Спинозу, предложив ему значительную пенсию с условием, что он обязуется остаться верным иудейской религии. Спиноза с негодованием отверг эти предложения. А после того как была сделана неудачная попытка убить Спинозу, раввины решили применить «крайнее средство» — подвергнуть молодого мыслителя так называемому «великому отлучению и проклятию». При торжественном собрании верующих Спиноза, не  явившийся на эту церемонию, был проклят одним из своих  бывших учителей и навсегда изгнан из еврейской общины (1656 г.).

     Не  ограничившись отлучением, раввины  подали на Спинозу жалобу городским  властям Амстердама,  изображая  философа опасным атеистом и добиваясь  его  изгнания из города. В результате этой жалобы философу  пришлось удалиться  па несколько месяцев из Амстердама. Не имея почти никаких средств к существованию, Спиноза стал изготовлять различные оптические стекла. Имея серьезную теоретическую подготовку в области математики и физики, Спиноза быстро овладел искусством  шлифовки линз, которые отличались высоким качеством и охотно покупались. В Амстердаме вокруг Спинозы  сложился кружок, куда входили главным образом врачи, разделявшие его интерес к естествознанию и некоторые другие его единомышленники. Кружок этот продолжал функционировать и тогда, когда Спиноза покинул  Амстердам и поселился в сельской местности в деревушке Рейнсбург; члены кружка поддерживали с ним оживленную связь. Здесь, приблизительно в 1658—1660 гг. Спинозой было написано его первое философское произведение — «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье» —  предварительный набросок будущей системы великого  философа. Здесь же Спиноза начал работать над «Трактатом об усовершенствовании разума», имеющем важное значение для понимания его метода и теории познания (этот трактат остался неоконченным), и над своим главным трудом — «Этикой», который Спиноза писал с  перерывами свыше двенадцати лет. Наконец, будучи еще в Рейнсбурге, Спиноза подготовил и издал (через одного из членов своего кружка) «Основы философии Декарта,  доказанные геометрическим способом» с приложением  «Метафизических мыслей». Это произведение — единственное, вышедшее при жизни Спинозы под его именем. В 1663 г. Спиноза переселился из Рейнсбурга в Ворбург — селение вблизи Гааги, где он близко сошелся с знаменитым  физиком, математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжал работать над «Этикой» и, кроме того, написал «Богословско-политический трактат»,  который был выпущен в свет в 1670 г. В это время Спиноза, по настоянию своих друзей, в числе которых находился и великий пенсионарий провинции Голландия Ян де Витт, двадцать лет возглавлявший Нидерландские штаты, переехал в Гаагу. «Богословско-политический трактат» был вторым и  последним произведением, напечатанным при жизни  философа. В целях предосторожности он был издан анонимно с указанием ложного места печатания.  «Богословско-политический трактат» вызвал целую бурю негодования, особенно со стороны теологов, против его автора, имя которого вскоре стало известно. В результате в 1674 г. от имени штатгальтера Нидерландов Вильгельма III  Оранского было официально запрещено продавать и  распространять «Богословско-политический трактат», вместе с «Левиафаном» Гоббса как книгу, содержавшую «много нечестивых, кощунственных и безбожных учений».

     В этот период ожесточенных нападок на трактат и  преследований его автора, в 1673 г. курфюрст Пфальца Карл Людвиг предложил Спинозе профессуру в Гейдельбергском университете по кафедре философии. Однако  Спиноза был известен курфюрсту лишь как автор «Основ философии Декарта». От имени курфюрста Спинозе  предлагалась полная свобода философствования при условии, что он не будет злоупотреблять ею и не станет  подкапываться под признанную государством религию. Спиноза вежливо отказался от этого предложения, сославшись на то, что он не знает, до каких пределов будет распространяться предоставляемая ему свобода философствовать, чтобы не вызвать подозрения в посягательстве на  государственную религию. Находясь в трудных материальных условиях, Спиноза продолжал работать над главным  трудом своей жизни — «Этикой». 13 1675 г. эта работа была окончена. Однако все попытки ее издания не увенчались успехом, так как враги Спинозы из лагеря теологов  распустили слухи, что он написал книгу еще более  богохульную, чем «Богословско-политический трактат». В этих условиях Спинозе пришлось отложить издание «Этики», и он приступил к работе над «Политическим  трактатом». Однако окончить это свое произведение  философ не успел. 21 февраля 1677 г. он умер.

     Сочинения Спинозы после его смерти, в  декабре 1677 г., были изданы в Амстердаме его ближайшими друзьями. В эти «Посмертные Сочинения» (Орега Posthuma) вошли: «Этика», «Политический трактат», «Трактат об усовершенствовании разума», «Краткая еврейская грамматика» и «Переписка» Спинозы. Через несколько месяцев после выхода «Посмертные Сочинения» были запрещены  правительством Голландии и не переиздавались вплоть до начала XIX века.

     Всю свою жизнь Спиноза отказывался  подчиняться каким-либо ограничениям и рамкам, за что, зачастую ему приходилось  расплачиваться. Но, несмотря на это ученый оставался верен свои идеям и убеждениям, которые впоследствии вылились  в такое глобальное,  многогранное произведение как «Этика». 

     Глава 2. Спинозизм

     Спинозу можно считать учеником и непосредственным последователем Декарта.До того как он создал свою систему, он изучал картезианское учение, стремясь придать ему подлинно объективную внутреннюю связь. Решительный шаг к созданию собственной системы был сделан тогда, когда он принял в качестве единственного отправного пункта первичное само по себе, причем и в нем он принимал во внимание только то, что можно было познать с необходимостью, а именно его необходимое существование. Из картезианского понятия, в котором Бог был все еще чем-то большим, чем необходимо существующим существом, Спиноза взял только само это определение — Бог был для Спинозы только необходимо существующим существом. Все предшествующие этому понятию соображения Декарта он отбросил и начал прямо с определения субстанции, которую он понимал как id, ad cujus naturam pertinet existere или как id, quod cogitari non potest nisi existens 2, что без противоречия не может быть мыслимо несуществующим. Поскольку Спиноза определил необходимо существующее как субстанцию, причем как абсолютную, всеобщую субстанцию, очевидно, что он мыслил это необходимо существующее сначала как всеобщий субъект бытия; однако, будучи мыслимо только в качестве такового, оно еще не есть сущее, но лишь предпосылка, возможность бытия, подобно тому как человек, мыслимый в качестве субъекта болезни, тем самым еще не есть действительно больной, но только тот, кто может быть больным. Единичные действительные вещи отнюдь не суть субъект самого бытия, хотя они и существуют; они существуют только благодаря участию в бытии, это не значит, что они вообще не могли бы не быть, напротив, они могут не быть, потому что их бытие связано с определенным бытием. Возникает естественное желание возвыситься до того, чему может быть присуще не только определенное бытие, а бытие вообще cujus actus est existere , это только всеобщий, абсолютный субъект бытия, который мы называем само сущее. Таково происхождение спинозистского понятия.

     В «Этике» Спиноза предпринял последовательную попытку разрешить великие философские вопросы о существовании и сущности Бога, природе и происхождении человеческого духа, в его отношении к Богу, происхождении и природе эмоций, силе эмоций, ограничивающих свободу выбора, природе разума, или интеллекта, как основы человеческой свободы и интеллектуальной любви к Богу как, фундаменте вечного блаженства. Таким образом, «Этика» охватывает куда более широкий круг вопросов, чем традиционно относимый к области ведения «Этики». Она служит Спинозе средством изложения цельной системы рационального познания Бога, мира, человеческой природы и человеческого предназначения; параллельно ей (но ни в коей мере ее не ограничивая) Спиноза уделяет внимание религиозной проблематике — понятиям благочестия и послушания.

     Пять  категорий, определение которых  Спиноза дает в самом начале «Этики», являются для его философии ключевыми: субстанция, причина самой себя, атрибут, модус, Бог. Его понимание субстанции восходит к Декарту; это «существующая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом». Субстанция, согласно Спинозе, есть «то, что существует в себе самом и мыслится через себя само», иными словами, субстанция должна быть онтологически и эпистемологически независима. Более того, по своей природе и атрибутам субстанция должна отличаться от любой другой субстанции и, следовательно, не может порождаться любой другой субстанцией. Это значит, что субстанция, по необходимости является причиной себя самой, или, иначе говоря, природа субстанции подразумевает ее существование.

     Атрибут и модус суть, по Спинозе, фундаментальное  качество и видоизменение субстанции соответственно. Атрибут любой субстанции есть «мыслимое интеллектом как то, что составляет сущность субстанции». Модус есть воспринимаемое или объективное состояние субстанции, но не самой по себе, а по отношению к другим вещам. Спиноза постулирует не только то, что различные субстанции не могут иметь общих атрибутов, но и то, что чем субстанция больше, тем больше у нее атрибутов; таким образом, абсолютно бесконечная субстанция должна иметь бесконечное число атрибутов. Эти определения приводят Спинозу к выводу, что может существовать лишь одна субстанция, и эта единственная субстанция - Бог, который единственный является необходимо сущим, причиной самого себя и бесконечным.

     Отождествив Бога с субстанцией, Спиноза оказывается  в состоянии доказать, что две  фундаментальных субстанции Декарта — мышление и протяженность — являются в действительности лишь двумя первичными атрибутами единой субстанции. Таким образом, проблема дуализма снимается: проявления единой абсолютной субстанции воспринимаются нами как мышление и протяженность. В связи с этим определение модуса приобретает первостепенную важность для учения Спинозы о мире. Если Бог — это единая субстанция, или «природа», и существует фундаментальное, субстанциальное тождество между «природой порождающей» (natura naturans) и «природой порожденной» (natura naturata), тогда различие между бесконечным и конечным бытием по необходимости сводится к различию состояния, а не к субстанциальному различию.

Информация о работе Учение Б.Спинозы о свободе воли («Этика»)