Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:13, реферат
Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.
Введение……………………………………………………………………...……3
Типы мировоззрений ……………………………………………..………........…5
Мифы. Мифология……….………...…………………………..……………….....8
Мифы Древнего Востока…. ……………………………………..……………...11
Мифы античного мира………………….…………………………….……….....14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список литературы……..………………………………………….………….....19
Приложение………………………………………………
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землёй. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землёй рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Уран воцарился в мире. Он взял себе в жёны благодатную Гею. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у них. Их сын Океан и жена его, богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиос, Луну - Селену и румяную Зарю - Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на тёмном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождём тучи.
Кроме титанов породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что каждый из них имел сто рук. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей и заключил их в подземелье и не велел выходить на свет. Страдала мать их Земля. Её давило это страшное бремя, заключенное в её недрах. Вызвала она своих детей, титанов, и убеждала их восстать против отца, но они боялись поднять руку на Урана. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня ночь родила в наказанье Крону целый сонм ужасных божеств: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апата - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных видений, Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Герои. Пять веков
Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Люди в те времена жили как блаженные боги, не зная ни хлопот, ни забот, ни труда. Не знали они и немощной старости; всегда были крепки и сильны их ноги и руки. Смерть, после долгой жизни, была похожа на спокойный сон. При жизни они имели всё в изобилии. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.
Второй людской род и второй век уже не били такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они его. В зрелом возрасте их жизнь была коротка, а так как они были неразумны, они познали много горя и несчастий в жизни. Люди серебряного века были непокорны. Они не хотели подчиняться бессмертным верховным богам. Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он поселил их в подземном сумрачном царстве,
Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну. Они не знали земледелия, не ели плодов земли. Зевс дал им мощную силу и громадный рост. Их оружие было из меди, из меди были их дома. Своими собственными руками уничтожали они друг друга. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как не были они сильны, всё же чёрная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.
Лишь только этот род сошёл в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвёртый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год даёт им плоды, сладкие как мёд.
Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Днём и ночью, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям испытания. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Разрушают друг у друга города. Ценятся лишь гордость и сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей и улетели на высокий Олимп, а людям остались беды, и нет
Мифология Древнего Рима.
В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определённых, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, и т.д. Утверждению такого мнения способствовали неопределённость пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них (Фавн - Фавна, Помона - Помон), в формуле обращения к божеству - «бог или богиня», «муж или женщина»; использовали в обращении к божеству добавления: «или каким иным именем ты желаешь называться». Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копьё, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов и созданию мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина, с которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними нимфы, научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем магические обряды, культ.
На основе немногих дошедших источников, а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны верованиям других народов.
Вероятно, существовал
некогда миф о сотворении мира
Янусом, а также миф о происхождении
людей от дуба, об их первоначально
дикой жизни и последующей
цивилизации культурными
Почитание деревьев и рощ играло большую роль. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в их честь совершались различные священные действия. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула. Как священные почитались рощи и деревья в отдельных имениях и на отдельных холмах Рима.
Общими святынями Рима считались смоковница, под которой волчица кормила Рема и Ромула и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу - доспехи и оружие убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане.
Культ леса имел непосредственное отношение к культу водных источников, каждый из них - священное обиталище лимф, а затем нимф - героинь многих преданий.
Существуют мифы о священных животных - дятле, орле и особенно волке.
Волкам приписывались различные чудесные и магические свойства, считалось, что волчица сочетается браком при всех сородичах и, если её муж гибнет, остается верна его памяти, что некоторые люди могут превращаться в волков.
Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей; они имели своего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именовались, как и сенаторы, отцами - patres, имели своих божественных слуг - famulitivi, и, видимо, аналог весталок - божественных дев - virgines divi, обслуживавших их очаг. Они делились на богов небесных, земных и подземных, однако одни и те же боги могли действовать во всех трёх мирах. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены и вместе с тем взаимосвязаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав мнения богов. Отсюда же постоянное стремление истолковать необычное: рождение уродов у людей и животных, появление двух солнц на небе, комет, влаги на статуях богов и т.п., понять, не знак ли это неудовольствия богов, чем оно вызвано и как его искупить.
На дальнейшее развитие мифологии Древнего Рима оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные отношения.
Когда, каким образом, в какой последовательности, из каких компонентов создавался «римский миф», установить трудно за отсутствием источников. Один из компонентов - миф об Энее, видимо, очень древен, но неизвестно, каков он был первоначально.
Так, «римский миф»,
объясняющий прошлое, оправдывающий
настоящее и направляющий будущее,
вытеснил, видимо, некогда существовавшие
мифы о создании мира людей. Потребность
в них стала удовлетворяться
за счёт проникновения в Рим развитой
греческой мифологии и
Заключение.
Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека. Мифология, религия и философия тесно взаимосвязаны между собой. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличие от них, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.
Религия представляет
собой один из основных вариантов
существования системы
Что же касается
мифологии, то она является очень
важной составной частью системы
философского знания. Становление мифологии
выступало и необходимым
Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение - великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.
Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Миф - не сказка. Сказка - вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка - дитя уже более поздней эпохи. Миф - древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.
Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.
Мифология древнего
мира - великая сокровищница созданий
человеческого гения.
Список использованной литературы
1. Философский
энциклопедический словарь/
2. Философия/ Отв. ред. В.П. Кохановский - Ростов н/Д.: Феникс,1997.
3. Философия для технических вузов/ В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
4. «Мифы народов мира» энциклопедия том I, II, гл. редактор С.А. Токарев М., 1987 «Советская энциклопедия».
5. История Древнего
мира «Древний Восток», Минск, 1999.
Приложение
Типы мировоззрения
Мифология