Типы мировоззрения. Мифы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:13, реферат

Описание работы

Мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Типы мировоззрений ……………………………………………..………........…5
Мифы. Мифология……….………...…………………………..……………….....8
Мифы Древнего Востока…. ……………………………………..……………...11
Мифы античного мира………………….…………………………….……….....14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список литературы……..………………………………………….………….....19
Приложение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 58.24 Кб (Скачать)

Мифы  Древнего Востока.

Египетская  мифология.

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних  текстов. Основными памятниками  представления египтян, являются разнообразные  религиозные тексты: гимны и молитвы  богам, записи погребальных обрядов  на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений  пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи  Среднего царства (21-18 вв. до н. э.), «Книга мёртвых» - составлявшаяся начиная  с периода Нового царства и  до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.

Мифологические  представления нашли отражение  также в таких текстах, как  «Книга коровы», «Книга о том, что  в загробном мире», «Книга дыхания» и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые  исполнялись во время религиозных  праздников и коронационных торжеств. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды  из сказаний о богах, надписи на статуях, иконографический материал.                      Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, Плутарха.                                                                                                                Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до нашей эры, задолго до возникновения классового общества.

В каждой области  складывается свой пантеон и культ  богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях  и т.д. Сама область персонифицируется  в образе особого божества; например богиней Гермопольской области  считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома (области), вокруг которого создавались  циклы мифологических сказаний, например фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын  Хонсу - бог луны.

Характернейшей  чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее  в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды  истории Египта. Воплощённые в  животных божества первоначально, как  правило, считались покровителями  охоты, с приручением животных некоторые  из них стали божествами скотоводов.

Многие персонажи  египетской мифологии почитались в  соседних странах, в частности в  Древней Нубии, которая в течение  длительного времени находилась под властью Египта. Государственным  богом Древней Нубии был Амон, его оракулы избирали царя. Также  популярностью пользовались мифы о  Горе. Жители Древней Нубии восприняли и многие представления египтян  о загробной жизни и суде, который  Осирис вершит над умершими.

Мифологические  воззрения Древнего Египта нашли  широкое отражение в архитектуре  и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся  как «тела», в которых эти божества воплощаются.

Представления о том, что умершие должны иметь  жилище, обусловили строительство специальных  гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами  и росписями на мифологические темы.

Китайская мифология.

Китайская мифология - это совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской и  буддийской мифологии.

Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских  сочинений: « Шуцзин», «Ицзин», «Чжуань-цзы», «Ле-цзы», «Хуайнань-цзы» и другие. Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай  цзинь» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н.э.), а также в поэзии Цюй  Юаня (4в. до н.э.).

Одна из отличительных  черт древнекитайской мифологии  историзация мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического  конфуцианского мировоззрения очень  рано начали истолковываться как  реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а  второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т.д. Историзация мифов  способствовала и характерному для  китайской мифологии процессу антропоморфизации  героев, который продолжался в  народной мифологии вплоть до позднего времени. Большую роль играли тотемические представления. Племена иньцы считали  своим тотемом ласточку, племена  ся - змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождём, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а ласточка, вероятно, в фэн-хуан - мифическую птицу - символом государыни (дракон стал символом государя).

Миф о хаосе - «Хунь-тунь», являвшем собой бесформенную массу, относится к числу древнейших.

Важное значение для понимания китайской мифологии  имеют представления о пяти звёздных дворцах: срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся  с символами этих направлений: Тай-и, Цин - лун, Чжу-цяо, Бай-ху и Сюань-у. Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющим  графическое изображение. Так, на древнейших рельефах кружочками изображали звёзды созвездия Цинлун и тут же рисовали зелёного дракона, Сюань-у изображалось в виде черепахи, перевитой со змеёй. Некоторые звёзды считались воплощением  богов и местом их обитания.

Среди божеств  стихий и явлений природы наиболее архаичен бог грома Лэй-гун, первоначально  он представлялся в зооантропоморфном  виде. Возможно, он считался отцом первопредка  Фу-си.

Мир земной в  китайской мифологии - это прежде всего горы и реки; леса и равнины, степи или пустыни практически  не играют роли.

Духи вод представлены большей частью как существа, имеющие  черты дракона, рыб, черепахи. Среди  духов рек есть как женские, так  и мужские. Также в качестве духов  рек почитались различных утопленников; так, феей реки Ло, считалась утонувшая  в ней Фуфэй, дочь мифического  Фу-си.

Разрозненные  первоначально образы мифологии  отдельных древнекитайских племён и племенных групп постепенно складывались в единую систему, чему способствовало развитие натурфилософских представлений и, в частности, различных  классификационных систем, среди  которых наибольшее значение имела  пятеричная система - по пяти стихиям. Под её влиянием четырёхчленная модель мира превращается в пятичленную, соответствующую  пяти ориентирам в пространстве - четыре стороны света + середина или центр, верховный правитель осознаётся теперь уже как божество центра.

В эпоху Хань у владычицы запада появляется супруг - владыка востока - Дун-ван-гун. Его  фигура моделирована по образу древнейшего  женского божества. Он имеет зооантропоморфный  вид - птичье лицо, тигриный хвост.

В изобразительном  и прикладном искусстве (начиная  с древней керамики и ритуальной бронзы) весьма активно разрабатывались  мифологические темы. Мифологические сюжеты присутствуют в основном в  настенной живописи эпохи Хань, украшавших в основном могильные сооружения.

Своеобразие отражения  мифологии в древнекитайской  культуре проявляется в том, что  одни и те же мифологические сюжеты и представления начиная со времён глубокой древности несколько по-разному  претворялись в образах словесного и изобразительного искусств. В одних  случаях изобразительные памятники  сохраняли более архаичные черты, чем литературные, в других случаях, наоборот, герои-первопредки в памятниках словесного творчества выглядели более  архаическими, чем в произведениях  изобразительного искусства того же периода.

Индийская мифология.

Индийская мифология, прежде всего, совокупность мифологических систем (мифов и участвующих в  них персонажей), существовавших в  древней Индии. Самые ранние свидетельства  религиозно-мифологических представлений  относятся, видимо, к мезолиту.

Специфический выбор элементов из общего фонда  предопределил актуализацию одних  и забвение других мифологических сюжетов  и даже персонажей, образование между  ними новых связей.

Индийская мифология - это совокупность ведийской, индуистской  и буддистской мифических систем.

Ведийская мифология  сложилась в общем виде в конце 2 - нач. 1-го тысячелетия до н.э. в северо-западной Индии среди арийских племён. Её был свойственен политеизм с  оттенком генотеизма.

Индуистская мифология  оформилась позже, когда арийские племена  уже продвинулись на юг и восток Индии, оказывая сильное влияние  на автохтонные культуры и одновременно заимствуя ряд элементов из этих культур. Являясь продолжением ведийской  мифологии, её трансформацией, индуистская  мифология признавала авторитет  вед как высшего источника  знания, в том числе и мифологического, но в то же время она сильно эволюционировала в сторону монотеистических представлений. Это проявилось, в частности, в  актуализации идеи первотворца всего  сущего, в создании упорядоченной  божественной триады, выработке черт, присущих великим религиям, претендующим на универсальность. Ведийская мифология  не просто трансформировалась в индуистскую, но и сосуществовала с индуизмом, сохраняя свои позиции в ряде ритуалов и находя поддержку в соответствующих текстах, продолжавших считаться священными.

Заимствовав из ведийской и индуистской мифологий  ряд персонажей и сюжетов, буддизм, в соответствии с его религиозно-философскими принципами, отводил мифологии достаточно ограниченное, второстепенное место, рассматривая включение мифологического слоя в свой состав как некий компромисс между высокой теорией и народными  верованиями. Лишь там, где буддизм  сталкивался с мощным субстратом мифоэпической стихии, он развивал более оригинальные мифологические концепции, часто смыкавшиеся с  архаичными мифологическими представлениями  автохтонного населения.

Характерной чертой индийской мифологии является не только наличие нескольких различных  её воплощений, но и сосуществование  их во времени, органическая преемственность  мифологических систем. С этими обстоятельствами связаны нередко встречающиеся  попытки такого описания индийской  мифологии, при котором она выступает  как единая мифологическая система, а различия между разными её частями  трактующиеся как несущественные. 

Мифы  античного мира.

Мифы  Древней Греции.

Мифы древних  греков можно разделить на два  вида: героические (в сказочной форме передающие реальные исторические события) и этиологические (в которых объясняются те или иные названия и причины возникновения народных обычаев и обрядов).

Сюжеты героических  мифов складывались на протяжении многих веков, отражая исторические этапы  развития общества - от изобретения  человеком орудий труда и приручения домашних животных до реальных исторических событий, подлинность которых подтверждается современными археологическими раскопками.

Благоприятные социальные и природные условия, в которых развивались греческий  народ и его культура, богатая  фантазия и эмоциональная восприимчивость  вызвали к жизни исключительное множество масштабных по форме и  прекрасных по содержанию поэтических  мифов. Многие крылатые выражения греческой  мифологии давно вошли в обиход культурного человека и получили широкое распространение на правах пословиц, поговорок и афоризмов: «нить Ариадны», «авгиевы конюшни», «ахиллесова пята», «сизифов пруд»  и другие.

Главными персонажами  мифов били боги и герои. Через  их поступки эллины (древние греки) передавали свои представления об устройстве мира, о природе, о человеческом обществе в целом.

Существуют мифы о происхождении мира и о борьбе богов с гигантами и титанами, которых, в конце концов, победил  Тучегонитель и Громовержец Зевс и утвердился не горе Олимп: « Здесь  и супруга его Гера, и златокудрый  Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов» - Гермес (вестник богов), Арес (бог  войны), Гименей (бог семьи и брака), Гефест (бог-кузнец), Деметра (богиня земледелия и плодородия) - все те, кого народная фантазия причислила к числу главных богов.

Мифы рассказывают о том, что кроме этих богов, вся  земля была населена богами и богинями, олицетворявшими силы природы. В  реках обитали нимфы Наяды, в  море - Нереиды, в лесах - Дриады и  Сатиры, в горах жила нимфа Эхо. В небе главным богом считался Гелиос - солнце, объезжавший каждый день весь мир на золотой колеснице, запряженной огнедышащими конями. Ночью  землю освещала Селена - луна. Ветры  были представлены богами Бореем и  Зефиром. Три богини судьбы - Мойры  пряли нить человеческой жизни, обрывая  её, когда считали нужным.

Боги

Вначале существовал  лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни  мира. Всё возникло из безграничного  Хаоса - весь мир и бессмертные  боги. Из безграничного Хаоса произошла  и богиня Земли - Гея. Широко раскинулась  она, могучая, дающая жизнь всему, что  живёт и растёт на ней. Далеко же под Землёй, в неизмеримой глубине  родился Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника  жизни, родилась и могучая сила, всё  оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться  мир. Безграничный Хаос породил и  вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли  вечный Свет - Эфир и радостный светлый  День - Гемера. Свет разлился по миру, и  стали сменять друг друга ночь и день.

Информация о работе Типы мировоззрения. Мифы